• Авторизация


ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.20."ИЗУЧАТЬ" ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ - ВРЕДНО! 24-11-2016 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x464]


 

  Согласен: странно услышать такое от словесника, который годами вёл в Латвийском университете методику преподавания литературы, писал учебники и пособия, проводил бесчисленные курсы, ездил по всей Латвии  с открытыми уроками, в общем - учил учить литературе.
Но именно поэтому и созрело такое вот «крамольное» убеждение.
Постараюсь объяснить, почему, на мой взгляд, обязательное преподавание литературы и не нужно, и вредно, и опасно. Да, изучая литературу так, как это требуется сейчас, дети ( хоть и редко), усваивают какие-то знания.. Но не обретают главного – умения, а лучше сказать, дара наслаждаться встречей с литературным шедевром, искренне радоваться хорошей книге - и не по указанию учителя, а по зову души. А ведь этим и только этим можно, я думаю, объяснить и оправдать само присутствие литературы в школьной программе. Мы как-то «на минуточку» забыли, что литература - искусство.
Как музыка. Живопись. Или театр. И навряд ли кто усомнится: наслаждаться всем этим не  у ч а т. Ибо погружение в искусство – тоже искусство. Испытать катарсис – дар Божий. И сколько бы тебя ни убеждали, что Шекспир, Пушкин, Чайковский, Гёте, Бах или Рембрандт – это гениально и надо их чтить, любить, знать, понимать, – ничего не получится, если человек не обладает   вкусом, чутьём  прекрасного. Начисто лишён эстетического чувства. И нет у него того специфического «слуха», который помогает различить шедевр искусства, насладиться им.  

Литература, которую  «проходят» в школе, за редкими исключениями, озабочена лишь одним:  дать ученикам представление о жизни и творчестве крупнейших русских и западных писателей. Художественные произведения и их авторы  в сознании большинства выпускников –это сведения, приобретённые «для галочки», для аттестата, но для жизни,  духовного развития - совершенно непригодные, как, впрочем, формулы или задачи по физике, химии, математике, преподносимые теми учителями, которые не удосужились объяснить детям – для чего, собственно, им всё это понадобится.
В итоге своего «литературного образования» вчерашние выпускники, мои нынешние студенты, могут продемонстрировать (в лучшем случае!) какие-то отрывочные воспоминания об авторских судьбах, наивно-реалистическое понимание литературных сюжетов и характеров персонажей, растолкованные учителем темы, идеи, значения и смыслы (что хотел сказать автор?!), смутные представления о литературных направлениях и каких-то туманных и загадочных “измах”...

 Особенно горько слышать , какое стойкое отвращение к "Мёртвым душам" или "Евгению Онегину", или, или...- остаётся иногда  после того, как их "проштудируют" в школе.

Вот я и думаю, почему бы литературу, во имя её же блага, не перевести из предмета массового и, не дай Бог, обязательного,-  в предмет элитарный  или факультативный – для её подлинных любителей, фанатов, если хотите. Превратить в «студию», где одарённый читатель – учитель ( таких, кстати, тоже не очень-то много), сотрудничая с одарённым читателем - учеником, - будут заниматься тем, ради чего и предназначена художественная литература – наслаждаться её искусством. Так, собствевенно, и работают, несмотря на всякую «обязаловку», на приближающиеся экзекуции ЕГЭ,  - талантливые и увлечённые искусством слова УЧИТЕЛЯ.

Всё, чем сегодня чаще всего занимаются на уроках литературы, можно легко и без ущерба включить в цикл гуманитарных предметов:истории, истории культуры, например, или русского языка. Я уверен – только так мы ещё можем вернуть литературе её подлинное предназначение и её читателя.
Читателя, а не «отгадчика» всевозможных тестов - бойкого знатока идей, тем, сюжетов и композиций произведений. Но так и не умеющего радоваться хорошей книге.

Такого читателя, которого Владимир Набоков назвал высоким словом –ОДАРЁННЫЙ.

  Для него нет этого набившего оскомину и отвращение -  что хотел сказать

автор (?).

  Есть другое -  Что  М Н Е   сказал автор?

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (38): вперёд»
Alek_YelGor 24-11-2016-20:03 удалить
Школьная программа не для того чтоб ученики от неё радовались, а наоборот. Носом их прям в мировую классику литературы. Пусть потом плюются и чихают )
А_Гусев 24-11-2016-20:06 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # А с чего это им "плеваться и чихать"?
Alek_YelGor 24-11-2016-20:07 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, с литературы, конечно. С чего ж ещё )
А_Гусев 24-11-2016-20:18 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # А в чём она провинилась,литература?
Alek_YelGor 24-11-2016-20:21 удалить
Если серьёзно, то несколько смущает вот это: "почему бы литературу, во имя её же блага, не перевести из предмета массового и, не дай Бог, обязательного,- в предмет элитарный". Литература, как некая самостоятельная изолированная ценность, вещь в себе. В принципе, есть и такие направления в литературе. Но большинство школьной классики - это, по большому счёту, социально-пропагандистская тематика для воспитательного и психологического воздействия. Поэтому её и включают в программу. Другое дело, что это воздействие не достигает цели. И делается это всё грубо и топорно. Без учёта личностных особенностей учеников.
А_Гусев 24-11-2016-20:27 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Вот и я о том, что делается топорно. А если топорно, то лучше никак.Придёт время, и человек сам откроет для себя эти топорно изучаемые произведения. А не откроет - значит не дано...
Alek_YelGor 24-11-2016-20:36 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, в некоторых заграничных системах образования вроде бы есть практика, когда ученики сами выбирают из списка определённое количество произведений для индивидуального изучения. Мне кажется, что это разумный вариант.
А_Гусев 24-11-2016-20:44 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Да, это было бы неплохо. Но есть одна опасность - они могут не выбрать нечто весьма стоящее. Ввиду неосведомлённости. Я вот, например, постоянно сталкиваюсь с тем, что студенты просто не знают, на какую кнопку нажать, чтобы выудить из интернета шедевр искусства. Не в курсе...
Alek_YelGor 24-11-2016-20:53 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, вот в этом и состоит задача учителя, сделать так, чтобы ученики были осведомлены. Нужна толковая методика и программа обзорного предварительного ознакомления.
А_Гусев 24-11-2016-21:03 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Предварительное ознакомление, конечно, хорошо. Только нужно, чтобы всё это впечатляло, вызывало подлинный интерес и стремление "приобщиться". Нужен особый талант "ознакомителя". Талант увлекать, "заражать". Вот об отсутствии подобных талантов у многих словесников я и написал в своём постинге. Никакие программы и методики не помогут, если учитель не обладает даром увлекать и завлекать в литературу. Как это делает, например, Дмитрий Быков.
Alek_YelGor 24-11-2016-21:11 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, вот это самое, то есть увлекать, можно сделать не только устно на уроке. Это, мне кажется, можно и нужно сделать письменно, на правах учебного пособия. Может быть сделать широкий обзор разной литературы. Или даже попытаться дать методику и способы распознавания бегло просмотренных, но не прочитанных литературных произведений.
А_Гусев 24-11-2016-21:17 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Т А К О Е может состояться только в общении учителя и ученика. Уверен в этом. Никакие пособия не дойдут до сердца какого-нибудь подростка...
Alek_YelGor 24-11-2016-21:19 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Т А К О Е может состояться только в общении учителя и ученика. Уверен в этом. Никакие пособия не дойдут до сердца какого-нибудь подростка...
А_Гусев, я с этим категорически не согласен. Печатное слово может иметь очень большую силу воздействия. Не всегда, правда. А только если написано настоящим мастером слова.
А_Гусев 24-11-2016-21:29 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Кто бы с этим спорил... Но у школьника к подобного рода письменному слову отношение весьма негативное. Он и читать ничего такого не станет. Впрочем, это всего лишь моё мнение и мой опыт.
Alek_YelGor 24-11-2016-21:31 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Он и читать ничего такого не станет? Так на то и школа, чтоб заставить, и носом ткнуть куда надо! )
А_Гусев 24-11-2016-21:34 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # "Заставить" - это устарело напрочь... Надо, чтобы он сам захотел прочесть. Вот в этом - задача учителя.
Alek_YelGor 24-11-2016-21:39 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, да, в идеале, в этом задача учителя. Согласен.
А_Гусев 24-11-2016-21:43 удалить
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Спасибо Вам. Вы интересный собеседник:) Заходите...
Alek_YelGor 24-11-2016-21:45 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, и Вам спасибо )
Glasha_Yu 25-11-2016-12:11 удалить
Я давно говорила, что нужно преподавать словесность (язык и литература вкупе). В конце 80-х такая попытка была сделана (Александр Иванович Горшков был одним из основателей нового предмета). Увы, не прошло. Или прошло ненадолго. Дело тут, может, и в учителях, и, конечно, в бонзах от образования. Некоторые говорят: ну пусть хоть что-то читают, хотя бы в школе, иначе - никогда и никак. Ну да! В школе напичкают до рвоты, а потом как к литературе вернуться? В целом же я согласна с вами, но дело вообще, мне кажется, и не в школе. По мне хоть все бы забрали из школьной программы, мне от этого хуже бы не стало. Наоборот, привыкшая к чтению с мелких лет, я бы только любопытство усиливала к литературе. Ну и вообще чтение - труд непомерный. А трудиться тяжело.))) И кроме того, нынче век жутко прагматический. На фига мне литература? Я же не буду филологом (писателем, журналистом). Все-таки роль литературы как предмета сильно преуменьшена. Кстати, как и русского языка.
А_Гусев 25-11-2016-12:29 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # Думаю, что дело всё-таки и в школе, если ей повезёт на талантливого словесника и к тому же одарённого читателя. С ним дети во всём разберутся и прочтут, полюбят классику, вообще шедевры. Да, серьёзное чтение труд непомерный, но и радостный. И когда дети видят занятых этим трудом учителя, папу с мамой, огни невольно и сами тянутся к книге. Я не ратую за то, чтобы литературу целиком исключить из школьной программы. Я за то, чтобы она стала любимым предмеом для тех, кто её действительно любит, в том числе учителей-словесников. За то, чтобы её изучали как искусство, а не как набор полезных сведений - изучали те, кто имеет уже определённые способности и пристрастия. Впрочем, в постинге всё сказано. Большое Вам спасибо За сотрудничество:)
Отрада 26-11-2016-01:46 удалить
А_Гусев,я с Вами не соглашусь. Школа даёт знание и навык. В детстве человек получает знания ТОЛЬКО в виде навыков. Чтобы сформировать навык, нужно длительное время. Школа развивает навык учёбы и даёт только представление о науках, а не знания. И то, каким образом будет формироваться этот навык, зависит, как этим навыком может пользоваться в дальнейшем человек. Т.е. любой учитель, должен "болеть" своим предметом и заражать им своих учеников, тогда любая физика и геометрия станет, чем-то очень увлекательным и невероятно интересным. А литература станет неотъемлемой частью жизни по зову души. И уже в старших классах и ВУЗа эти ребята смогут применить свои полученные навыки до 7-8 кл в крепкие знания. Всё дело в учителях, а не в предметах. Я не побоюсь повториться. Таких учителей как, Вы - единицы, кто бы раскрывал весь спектр своего предмета, жил и болел им, в хорошем смысле этого слова. Поэтому, если Вы, научите из курса 2-3 человека,как действительно надо преподавать, то, это можно считать победой.
А_Гусев 26-11-2016-13:03 удалить
Ответ на комментарий Отрада # Какие интересные, близкие мне мысли, спасибо! Хочу лишь напомнить - я не против того, чтобы хорошая школа давала хорошие знания. Дело, однако. в том, что литература это ИСКУССТВО, и одних знаний о ней недостаточно.Их можно давать и на уроках истории, к примеру. Нужны специальные классы, где талантливый ЧИТАТЕЛЬ учитель общается с не менее талантливыми ЧИТАТЕЛЯМИ учениками - то есть теми, у кого обнаружится тяга к искусству писателя или поэта. Это могут быть факультативы сродни факультативам по музыке, живописи... А массовое преподавание литературы, когда у тебя на всю жизнь могут отнять Чехова или Пушкина,- чаще всего только портит дело - хронически не хватает адекватных словесников, людей одарённых, умеющих служить искусству литературы.
Отрада 28-11-2016-02:05 удалить
А_Гусев, школа даёт общие знания о окружающем мире, который состоит из точных наук, гуманитарных и искусства. Я не очень понимаю, почему Вы хотите литературу задвинуть на галёрку факультатива или совместить с каким-то иным предметом, словно, это не самодостаточный вид искусства, а музыку и рисование оставить? Это же тоже виды искусства. И, потом, каким образом учитель может понять "заболел" ученик литературой или нет? Может это тихий "болельщик", возможно, от какого-то одного произведения или даже строчки, в человек может проснуться тяга к литературе в любой момент его жизни. Не говоря уже о том, что литература - это мощнейшее оружие по воспитанию морально-этических и социальных норм. Вы говорите с позиции преподавателя ВУЗа. Вы рассматриваете уже не детей, а молодёжь. А, где же детям получить знания о Вашем предмете, если литература будет скомкана, обрезана и распихана по карманам в других предметах? А для "элиты" будет факультатив......... Вы очень правильно делаете акцент на то, что это искусство. Представьте себе "Данаю" Рембранта в Третьяковке, где она висит в огромном зале, при хорошем освещении. Люди подходят к ней смотрят..... Кто-то лишь бросает взгляд и проходит мимо, другие стоят часами. Повесьте эту картину в маленькой комнате и не говорите кто автор. Количество подходящих к этой картине резко упадёт, а кто действительно понимает живопись, так и будет стоять часами. Тоже самое с литературой........
А_Гусев 28-11-2016-12:08 удалить
Ответ на комментарий Отрада # Отвечу по порядку. 1. Я не стремлюсь запихнуть литературу на галёрку факультативов. У неё будут такие же права и возможности, как, скажем, у истории искусств.- подчёркиваю - она такой же самостоятельный вид искусства, как музыка или живопись. Об этом у меня в постинге. 2. Заболел или не заболел.. Это у хороших преподавателей проявляется уже в начальной школе и в детском саду тоже.. Кроме того можно провести специальное тестирование для выявления "таланта читателя," пожелания самого ученика, его начитанности и эстетического вкуса,отношения искусству литературы Гораздо сложнее для такого класса найти УЧИТЕЛЯ, умеющего преподавать литературу как искусство, а не как набор литературных знаний, сведений ( об этом тоже есть у меня в постинге). А если в ком-то что-то проснётся, дорога в класс искусства литературы ему всегда открыта. 3. О детях я уже сказал - с них всё и начинается - в детском сапду и в 1-3 классах. Я сам написал для такого контингента соответствующие учебные книги, пособия, сам вёл по всей Латвии открытые уроки, даже в первом классе - это благодатнейшая почва для выявления литературно одарённых детей. Я Вам очень благодарен за сотрудничество и за все Ваши замечания.
Отрада 29-11-2016-01:42 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Гораздо сложнее для такого класса найти УЧИТЕЛЯ, умеющего преподавать литературу как искусство, а не как набор литературных знаний, сведений
А_Гусев, так об этом и я говорю! Всё дело в учителях, а не в литературе! Учитель - это не профессия, а образ жизни. Зачем литературу изменять, как предмет общего образования, если даже в спец классах, её практически некому преподавать? Вы же не будете сносить весь дом, не найдя нужных для ремонта специалистов. Вы будете стараться найти этих специалистов. Всё о чём Вы говорите, можно отнести к любому предмету в школе, особенно, к предметам точных наук, которые в жизни нужны лишь единицам. Другой момент, что сейчас у нас во многих школах, в средних классах 8-9 или в старших (это определяет сама школа), формируют целенаправленные классы из уже имеющихся. Технари, гуманитарии, третий не помню, как называется. В них делается усиленный упор на выбранные предметы, а остальные, тоже изучаются, но не в развёрнутом виде.
А_Гусев 29-11-2016-11:44 удалить
Ответ на комментарий Отрада # Да, наверное, целенаправленные классы - это какой-то свет в окошке. А УЧИТЕЛЬ, которого мы с Вами имеем в виду, - так и остаётся большой редкостью. Когда я говорю - изучать литературу в школе вредно - я думаю о сотнях,тысячах так и не состоявшихся встреч школьников с шедеврами мировой классики, о загубленных тупым штудированием выдающихся произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого. Достоевского, Чехова...... ...У нас в Риге есть Пушкинский лицей - там учатся и работают дети и учителя, влюблённые в литературу...
Отрада 02-12-2016-01:02 удалить
А_Гусев,когда эта практика только начала входить в школы, очень многие были против. Как же дух класса с 1 по 11 вместе? Каким образом будут делиться ребята на классы и т.д. и т.п. Но сейчас все очень довольны, ребята, наоборот, стали более коммуникабельнее, многие из отстающих перешли в хорошисты, каждый получает те знания, к каким больше расположен, какие ему интересны. Поэтому моё мнение, только от учителя зависит насколько предмет интересен ученикам. Лучших условий, пока придумать сложно.
А_Гусев 02-12-2016-10:56 удалить
Ответ на комментарий Отрада # С Вашим мнением трудно не согласиться. Пожалуй, я переборщил, говоря о литературных факультативах, о целых классов, где почти все одержимы творчеством.И искусство словесности. Как в Царскосельском лицее, где учился Пушкин...
А_Гусев 03-12-2016-11:08 удалить
ЛЕТ ПЯТЬ НАЗАД... Ulalum А_Гусев, :). Интересно потому, что ращу сына. и мне не все равно, как и что он читает. Потому что люблю литературу и вижу, что передо мной человек, у которого мне самой есть чему поучиться. Да и как для преподавателя воскресной школы ваши труды представляют большой интерес. Мне понравилось ваше высказывание про то, что преподавание литературы вредно (кажется. неточная цитата), я то же самое думаю про преподавание Закона Божьего. Если мы будем подходить к этому механически. то вырастим душевно и духовно глухих детей. Сейчас тороплюсь, но думаю. что у нас еще будет возможность поговорить. Скрыть РедактироватьУдалитьР®зЎ«пЈ о аЎ¬ ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться Перейти к дневнику БАЛЬЗАМ НА ДУШУ Понедельник, 21 Апреля 2008 г. 21:08ссылка А_Гусев Вот для таких людей, как Вы, я и затеял свои "Уроки словесности". И чудесно, что Вы их для себя приняли. В дальнейших своих постингах я продолжу разговор уже не на только мою, а на нашу с Вами тему. Надеюсь, Вы получите ответы на многие волнующие Вас вопросы. И как хорошо Вы сказали насчет "преподавать вредно". Да! Не преподавать её надо, не учить её, а обогащать ею душу, получать от неё наслаждение и радость. От неё - счастье должно входить в душу. Об этом много писал в своё время отец Мень. Как он умел зажигать сердца своих вдохновенным словом о литературе! Своими лекциями о Пушкине, Гоголе, Толстом... Всех Вам благ!


Комментарии (38): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.20."ИЗУЧАТЬ" ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ - ВРЕДНО! | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»