Свои уроки я сочинял где придётся. В автобусе, на пляже, в лесу, когда собирал грибы, на велосипеде, по пути в школу .
Вдохновение приходит внезапно. Вдруг зазвучит в ушах «Чудное мгновенье» Глинки, и возникает картина - стихи Пушкина и проникающий в них романс. А на экране – аллея Керн в Михайловском, портрет Анны Петровны…
Или вот это…
- …Молись за меня, бедный Николка!
- Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит…
И сцена с Юродивым из «Бориса Годунова». Большой театр – Пирогов, Козловский. Или сам Шаляпин.
Мне всегда хотелось, чтобы вместе со стихами о природе звучали на уроках «Времена года» Чайковского или Вивальди.. И перекликались с ними пейзажи Левитана, Поленова, Коровина, Грабаря, Серова.
Онегинские уроки нередко превращались в настоящие спектакли.
Размышлял, как совместить лермонтогвского Демона с врубелевским и с Демоном Рубинштейна.
Тогда ещё не говорили об интеграции в обучении. А я без этого просто не мог обходиться. Даже книжку написал – «Живопись на уроках словесности».
А за ней и другую – «Интеграция на литературных занятиях».
Бывало, надо мной и посмеивались. Нельзя, мол, превращать урок в театр. Но я был уверен: чем больше на уроке литературы «театра», чем убедительнее перекликаются на нём разные виды искусства, тем сильнее западает этот урок в душу ребёнка. И необходимо лишь одно: добиваться, чтобы музыкальный или, скажем, живописный образ сливались с литературным органически, а не становились бессмысленной «декорацией».
И нельзя забывать: главный герой на уроке литературы - СЛОВО писателя или поэта! А любой "театр"- для того, чтобы СЛОВО это обретало свой глубинный художественный смысл.
Исходное сообщение А_Гусев Вот именно метод! Значит, вы признаёте его. Для меня это очень важно, Светлана:)
Исходное сообщение А_Гусев Вот именно метод! Значит, вы признаёте его. Для меня это очень важно, Светлана:)Проблемы, вытекающие из подобного "метода". Из-за них я со временем во многом отказался от самого "метода". 1." Театр", создавая праздничную обстановку, всё же заслоняет главное - само литературное произведение.Мешает глубине его прочтения. 2. Слишком велики различия между музыкальным и литературным произведением - например, "Евгений Онегин Пушкина и Чайковского - две разные вещи - образы разные. 3. Подобрать музыку, соответствующую настроению литературного текста - задача очень сложная И не всегда выполнимая. Получаются "осечки", весьма досадные. .