• Авторизация


ПОГИБ ПОЭТ! 11-04-2016 16:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


        УБИЙЦА ЛЕРМОНТОВА

                         ГЛАВА 6

     15 июля, вечером,  поехали на роковую встречу. И секунданты, и сам Лермонтов были уверены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут друг другу руки и поедут... ужинать.

    Когда  выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в шотландскую колонию, темная, грозовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

    Васильчиков с Глебовым  отмерили тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и развели противников на крайние дистанции. Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, Васильчиков другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

   Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, Васильчиков взглянул на него - никогда не забыть ему того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него.     Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил.

     Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.

      Секунданты подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. Всё по Пушкину…
    «Под грудь навылет был он ранен.
     Дымясь из раны кровь текла»…

      И здесь черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома запели вечную память…

     Глебов  вспоминал, какие мучительные часы провёл он, оставшись один в лесу, сидя на траве под проливным дождём, пока  другие участники дуэли мотались по Пятигорску в попытках распорядиться перевозкой тела.

     Голова убитого покоилась у Глебова на коленях.
Темно. Привязанные кони  ржут, рвутся, бьют копытами о землю, Молния и гром беспрерывно – страшно!  

     Ливень усиливался. Но он как бы и не замечал его. Молился. Шёл час за часом.
 Наконец, уже ночью, явились дрожки, на которых и повезли  убитого на его квартиру.

        На другой день отслужили панихиду и проводили на пятигорское кладбище. На могиле возложили небольшой камень с надписью МИХАИЛ. Весной 1842 года свинцовый гроб отправился в родные края.

      Несколько лет спустя, - рассказывает Э.А Шан-Гирей, - мне случилось быть в Тарханах и поклониться праху незабвенного поэта; над могилою его выстроена маленькая часовня, в ней стоит один большой образ святого и в е т к а П а л е с т и н ы, подаренная ему А.Н. Муравьёвым, в ящике под стеклом .                        

...Мартынов  доживёт до 60 лет и будет похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью. Его могила не сохранилась -  в  1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония , ученики которой разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.

продолжение следует

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Cherry_LG 12-04-2016-16:00 удалить
Бравада со стороны Лермонтова оказалась его гибелью.
А_Гусев 12-04-2016-18:13 удалить
Ответ на комментарий Cherry_LG # Да. Только не бравада, а здоязычие! Мартынова можно понять и даже пожалеть, но...не простить...
Cherry_LG 12-04-2016-21:12 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Да. Только не бравада, а здоязычие! Мартынова можно понять и даже пожалеть, но...не простить...
Бравада в легкомысленном отношении Л. к дуэли, в лихачестве, надеясь, что и противник стрелять не будет. Но М. вправе был защищать свою честь, не отступая от правил дуэли. Тем более, если по одной из версий, и перед выстрелом последовало оскорбление со стороны Л. Прощения нет им обоим за нарушение закона - дуэли были запрещены.
А_Гусев 13-04-2016-12:25 удалить
Ответ на комментарий Cherry_LG # Да, в этом смысле поведение Лермонтова можно считать и бравадой- вы правы. В версию об оскорблении я не верю - она не обоснована, и не таков характер Лермонтова... Не верю я и в другие версии: заговор, выстрел из-за угла, чуть ли не заказное убийство. А прощения им и не будет - об этом в дальнейшем повествовании.
Гелена 13-04-2016-22:54 удалить
Год назад в интернете мне попался любопытный материал о гибели Лермонтова. О той самой грозе и грязи, из-за которой не могди найти врача раненому, а когда тот наконец приехал М.Ю. уже умер от потери крови, если я правильно помню. То есть Мартынов не убил, а ранил друга. А дальше РОК. Есть еще версия о ВТОРОМ тайном выстреле снайпера из кустов. Ее разрабатывал Паустовский. Поищу ссылку.
Гелена 13-04-2016-23:11 удалить
15 октября 2014 исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Это о нем Лев Толстой сказал: "Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский". Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем все согласны в одном - это был гениально одаренный человек. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по-латыни, изучал азербайджанский. Он был одарен удивительной музыкальностью - играл на скрипке, фортепьяно, флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, рисовал. "Если бы он профессионально занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником". Историю его жизни описывало огромное количество историков и лермонтоведов, в честь юбилея писались статьи и выпускались книги. В одном только Азербайджане в этом году было выпущено два сборника-альманаха местных поэтов и писателей, посвященных юбилею великого поэта, который "второе наше все". Просматривая материалы, посвященные великому поэту, ваша покорная слуга наткнулась на ранее не известную версию его гибели, спорную, но, тем не менее, имеющую право на существование. Начать следует с того, что, кроме всего вышеописанного, Лермонтов обладал еще и пророческим даром. В произведениях других гениальных поэтов мы тоже можем найти пророческие высказывания, но все они не проявляются так отчетливо, как у Лермонтова. Более того, мало известно поэтов, которые бы осмеливались так открыто, как Лермонтов, утверждать, что обладают пророческим даром: "С тех пор как вечный судия/ Мне дал всеведенье пророка, /В очах людей читаю я/ Страницы злобы и порока". Не зря же русский публицист и философ Юрий Самарин чуть ли не с испугом отмечал: "Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял". Может, именно поэтому многие современники отмечали, что Лермонтов имел мерзкий характер и был "несносным человеком". А как быть "сносным", если все видишь и знаешь наперед? Что касается мнения современников о своем несносном характере, то и об этом Лермонтов тоже писал: "Я говорил тебе: ни счастия, ни славы/ Мне в мире не найти; настанет час кровавый,/ И я паду, и хитрая вражда/ С улыбкой очернит мой недоцветший гений". Лермонтов видел и понимал не только других, но хорошо понимал и себя и видел свое будущее. О нем он поведал в своем пророческом стихотворении "Сон": "В полдневный жар в долине Дагестана/ С свинцом в груди лежал недвижим я;/ Глубокая еще дымилась рана,/ По капле кровь точилася моя". Известный русский философ Владимир Соловьев писал по поводу этого пророчества: "Во всяком случае, остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. Одного этого стихотворения "Сон" достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений". В действительности все произошло именно так, как описано в "Сне". Лермонтов после дуэли долго лежал один, истекающий кровью и брошенный "друзьями", которые ускакали искать извозчика и врача. В это время лил сильный дождь. Врачи не пожелали ехать к раненому в такую даль из-за непогоды, извозчиков из-за дождя тоже трудно было найти. Когда наконец-извозчика нашли, Лермонтов был еще жив. Скончался он уже в больнице от потери крови. Кстати, после смерти мистики, связанной с Лермонтовым, не убавилось, а лишь прибавилось. Прошло 200 лет со дня рождения, но России до сих пор так и не удалось отметить ни одну из лермонтовских дат. 1864 год, 50 лет со дня рождения: волнения, вызванные кривой крестьянской реформой, бунты в отдельных губерниях, наступление реакции... Юбилей поэта-вольнодумца был сочтен несвоевременным. 1891 год, 50 лет со дня смерти: страшный неурожай в Поволжье и Нечерноземье, к осени начинаются голод и вызванная им эпидемия тифа, затронувшие четверть населения империи. Бунты и экономический кризис. Какой тут Михаил Юрьевич? 1914 год, 100 лет со дня рождения: начало Первой мировой войны. 1941 год, 100 лет со дня смерти: начало Великой Отечественной войны. 1964 год, 150 лет со дня рождения. Наконец решено отметить событие рядом торжественных мероприятий, концертами и прочим. Не получилось. Аккурат за пару дней до юбилея происходит государственный переворот. Смещают Хрущева, ставят Брежнева, спешно меняют внутреннюю и внешнюю политику. Все в нервной панике и опасливых предчувствиях. Торжества отменены или проходят незамеченными. 1991 год, 150 лет со дня смерти: развал СССР. 15 октября 2014 года. И опять Россия толком не может отпраздновать этот юбилей на государственном уровне: Украина, войны, санкции - не до изящной словесности. Точно мистика какая-то. Конечно, это все можно списать на удивительные совпадения, но старая литературоведческая шутка о том, что Лермонтов проклял Россию, перестает казаться смешной, когда начинаешь исследовать ход событий. Потому что на самом деле Лермонтов, и правда, сделал России одну весьма плохую вещь: он умер очень молодым - и не дал истории шанса измениться... Но вернемся во времена, когда Лермонтов еще был жив. Символично, что незадолго до смерти он обращался к знаменитой гадалке Кирхгов, той самой, к которой обращался и Пушкин. Пушкину она сказала: "Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году жизни берегись белого человека, белой лошади или белой головы". "Ждет ли меня отставка?" - спросил у Кирхгов Лермонтов. "О, тебя ждет такая отставка, после которой ты ничего больше не попросишь", - ответила гадалка. "Убьют ли меня на войне?" - "Нет, не бойся. Опасайся того, кто рядом. Убийцей окажется друг". А был ли его друг Мартынов убийцей? Как ни странно, но на этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Если кто читал повесть писателя Паустовского "Разливы рек", обратил внимание, что заканчивается она тем, что умирающему Лермонтову слышится второй выстрел. На вопрос, почему Паустовский написал про второй выстрел, ответ был ошеломляющий: "Просто я убежден, что Мартынов не убивал Лермонтова". "Расскажите, почему же вы так считаете?" - попросили его. И Паустовский рассказал о разговоре в купе поезда с одним профессором-медиком. Этот профессор, изучив медицинское заключение о смерти Лермонтова, пришел к выводу, что в поэта стрелял кто-то второй. Стрелялись дуэлянты, стоя напротив друг друга, но почему-то пуля Мартынова вошла в грудь Лермонтова под углом. Она попала в правый бок под нижнее, двенадцатое ребро, а вышла между пятым и шестым ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у самого плеча. Паустовский так же сказал, что общался с родственниками священника, который исповедовал Мартынова перед смертью, и якобы Мартынов отказался признаться батюшке в убийстве поэта. Кто же сделал второй выстрел? Вот что говорил Константин Паустовский: "Прошло еще несколько лет, и волей случая мне довелось услышать еще одно семейное предание. В Пятигорске служил солдат, зарекомендовавший себя отличным стрелком. И как-то раз его вызвал к себе полковник. Он сообщил парню, что завтра на горе Машук на дуэли будет стреляться государственный преступник, который непременно должен погибнуть. Полковник объяснил, где ему следует спрятаться, чтобы застрелить преступника во время поединка. Солдат, не привыкший обдумывать распоряжения командиров, согласился и сделал все так, как ему было велено. Уже на следующий день он был переведен в другой гарнизон, а еще спустя какое-то время досрочно демобилизован и отправлен домой, на Кубань. Исполнив приказ, стрелок не испытывал угрызений совести, к тому же он всю жизнь был неграмотным и не имел никакого понятия о русской поэзии. И только когда ему пошел восьмой десяток лет, он неожиданно узнал от своей внучки историю гибели Лермонтова. Старик крепко задумался и, спустя несколько дней, сделал неожиданное признание: "А ведь, выходит, внучка, что это я твоего Лермонтова-то застрелил!" и поведал ей о своем тайном задании. Как вы уже, наверное, догадались, эту историю я услышал от потомков того самого солдата". Специалисты по стрелковому оружию, а также дуэльному кодексу могут подвергнуть рассказ Паустовского сомнению. В том, что пуля вошла в правый бок, нет ничего таинственного. Стреляющие из пистолета, если держат оружие в правой руке, правым боком к противнику и стоят. Кроме того, правым боком к противнику поворачивались и после своего выстрела, ожидая встречного выстрела - прятали сердце. Иногда прикрывая грудь или голову своим пистолетом. Да, все так. Но вот угол входа пули... Она вошла снизу. Похоже, рассказ старого солдата был на самом деле о Лермонтове. Он стрелял, скорее всего, лежа. Что же касается снайперского выстрела... На вооружении в то время были гладкоствольныеружья . Приемлемая боевая эффективность достигалась только при ведении залпового огня подразделениями, ибо разброс при выстрелах был огромный. Точного выстрела от одиночного стрелка можно было ожидать на дистанции не более сорока шагов. Именно на этот факт могли бы упирать противники версии Паустовского. С другой стороны, мало ли каких талантов не бывает? А снайперские навыки - тоже талант. Да и кто обшаривал кусты вокруг места дуэли? Сорок шагов - это все-таки более двадцати метров! Расстояние чуть меньше, чем между двумя мачтами городского освещения. Иными словами, довольно приличное расстояние, вполне можно спрятаться. Как бы там ни было, но версия весьма необычна. Можно этому верить, можно не верить, но знать разные мнения не вредно. Тем более что косвенные доказательства возможности самого факта наличия снайпера имеются: реакция Николая I. Услышав о гибели поэта, он воскликнул: "Собаке - собачья смерть!" Правда, столь емко император выразился в кругу исключительно семейном и дружеском, тут же получил нагоняй от супруги, после чего уже сделал официальное заявление на смерть поэта-аристократа - политкорректное, хотя и демонстративно сухое. А ведь Лермонтов был убит в 26 лет, и за столь короткую жизнь так достать царя нужно было ухитриться. Возможно, будь самодержец чуть менее образованным и обладай он чуть меньшим вкусом к слову, жизнь Лермонтова сложилась бы удачнее. Но Николай I при всем своем знаменитом солдафонстве был далеко не дурак - во всяком случае, когда речь заходила о литературе. В том, что Лермонтов - гений (в смысле, в котором это понимали тогда: человек, способный лирой увлечь за собой нацию), царь, как и большинство тогдашней элиты, не сомневался. И считал личной обидой, что этот гений, вместо того чтобы оттачивать духовные скрепы, крепить словом Русь, православие и самодержавие, подкладывал под отечество такую мину, которая могла бы разнести ко всем чертям весь уклад жизни. В свое время много было неприятностей от Пушкина, но с Пушкиным, в общем, можно было иметь дело. А вот с Лермонтовым - нельзя. Он от природы был мощнее своего старшего собрата по перу, умнее, образованнее и ожесточеннее. И, презирая легкость галлов, он выбрал себе в путеводители суровое рацио англосаксов. С этим рацио на русском пейзаже есть только два варианта: либо лоб себе пробить, либо этот самый пейзаж.
А_Гусев 14-04-2016-10:44 удалить
Ответ на комментарий Гелена # Не совсем так. В такую погоду всё врачи отказывались ехать, как и извозчики для перевозки убитого. А Лермонтов был убит наповал,ранен в сердце, и ничто не могло его спасти. Он умер мгновенно!
А_Гусев 14-04-2016-12:06 удалить
Ответ на комментарий Гелена # НА ЭТИХ МАТЕРИАЛАХ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ СВОЮ КНИГУ- У ВАС ПОЛУЧИТСЯ НО ВЕРСИИ О ПОТАЁННОМ СНАЙПЕРЕ И О ЗАКАЗАННОМ УБИЙСТВЕ ВЫСМЕЯЛИ УЖЕ СОВРЕМЕННИКИ... ЛИЧНО Я ВЕРЮ ВАСИЛЬЧИКОВУ, ГЛЕБОВУ, КОТОРЫЕ ВСЁ ВИДЕЛИ СВОИМИ ГЛАЗАМИТ... А О ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВАХ ЛЕРМОНТОВА Я НАПИСАЛ. ДАЖЕ СТИХ И ПРИВЁЛ - "СМЕРТЬ МОЯ УЖАСНА БУДЕТ..." "СОН" НЕ ХОТЕЛОСЬ ЦИТИРОВАТЬ - слишком хрестоматийно.. А ПАУСТОВСКИЙ СЛАВИЛСЯ ТЕМ, ЧТО ПРЕКРАСНО И ЖИВОПИСНО УМЕЛ "СОЧИНЯТЬ" БИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ... В ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ЕГО БИОГРАФИЧЕСКИХ ПОВЕСТЕЙ Я НИКОГДА НЕ ВЕРИЛ - ЦЕНИЛ ЗА ЯЗЫК, ЖИВОПИСЬ СЛОВА, НО НЕ ЗА ПРАВДУ...
А_Гусев 14-04-2016-12:14 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # НА ЭТИХ МАТЕРИАЛАХ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ СВОЮ КНИГУ- У ВАС ПОЛУЧИТСЯ. НО ВЕРСИИ О ПОТАЁННОМ СНАЙПЕРЕ И О ЗАКАЗАННОМ УБИЙСТВЕ ВЫСМЕЯЛИ УЖЕ СОВРЕМЕННИКИ ЛЕРМОНТОВА.... ЛИЧНО Я ВЕРЮ СЕКУНДАНТАМ ВАСИЛЬЧИКОВУ, ГЛЕБОВУ, КОТОРЫЕ ВСЁ ВИДЕЛИ СВОИМИ ГЛАЗАМИ И ОСТАВИЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА.... А О ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВАХ ЛЕРМОНТОВА Я НАПИСАЛ У СЕБЯ. ДАЖЕ СТИХИ ПРИВЁЛ - "СМЕРТЬ МОЯ УЖАСНА БУДЕТ..." "СОН" НЕ ХОТЕЛОСЬ ЦИТИРОВАТЬ - слишком хрестоматийно.. А ПАУСТОВСКИЙ СЛАВИЛСЯ ТЕМ, ЧТО ПРЕКРАСНО И ОБРАЗНО УМЕЛ "СОЧИНЯТЬ" БИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ... В ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ЕГО БИОГРАФИЧЕСКИХ ПОВЕСТЕЙ Я НИКОГДА НЕ ВЕРИЛ - ЦЕНИЛ ЗА ЯЗЫК, ЖИВОПИСЬ СЛОВА, НО НЕ ЗА ПРАВДУ...
Гелена 14-04-2016-21:42 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, спасибо за доверие, но в мою головку никогда не приходила мысль писать биографическую прозу о временах минувших. В духе времени разработать компьютерную игру о дуэлях великих поэтов. Игрок выбирает, кем из великих поэтов он будет. А дальше по сценарию. Когда живет. С кем встречается. От чего погибает
А_Гусев 15-04-2016-11:37 удалить
Ответ на комментарий Гелена # ЧУДЕСНАЯ ИДЕЯ! Свой опус о Мартынове я написал не только потому, что о его судьбе мало кому известно, но и потому, что многие его качества и проблемы, даже поступки актуальны сегодня. Те же мотивы меня побудили взяться и за биографию Николая Гумилёва... По сути это не биографии, а попытки разобраться в своеобразии личности персонажа.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОГИБ ПОЭТ! | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»