В сентябре 1830 года Пушкин, накануне свадьбы, едет в имение Болдино, принадлежавшее его отцу – Сергей Львович дал согласие на сдачу под залог небольшой деревеньки рядом с селом, чтобы хотя бы частично разрешить денежные затруднения сына. Александр Сергеевич рассчитывал провести в Болдине несколько дней и вернуться в Москву к невесте, Но на пути встала знаменитая эпидемия холеры, которая началась в Индии и к лету добралась до России. Пушкин оказался жертвой карантина – все его попытки выехать из Болдино заканчивались провалом. В результате поэт провел в имении почти три месяца и только в начале декабря наконец попал в Москву.
«Болдинская осень» стала метафорой небывалого взрыва творчества За три неполных месяца Пушкин создаёт 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», сказку «О попе и о работнике его Балде»), поэму «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», завершает многолетнюю работу над романом «Евгений Онегин».
В своей обширной «Пушкиниане» я долгое время обходил «Болдинскую осень» - слишком уж хрестоматийно…Никаких загадок. И только сейчас понял – вся «Болдинская осень»- одна сплошная загадка. Тайна, если хотите. Или красивый миф.
Ну, нельзя, невозможно себе представить, что за три месяца
о д и н ч е л о в е к способен написать такое гигантское количество многожанровых, столь несхожих поэтически, стилистически, тематически, произведений! К тому же далеко не равноценных по художественному мастерству!
Да не расставайся он с пером дни и ночи напролёт, всё равно не успеть – чисто физически!
И половины не сделаешь...
Так появилась для меня новая тайна творчества Пушкина - Болдинская осень!
Очередной миф, требующий разгадки?
Или?
Исходное сообщение Tbor Может быть многое он просто оформил,а заготовки раньше были?Он ведь ехал в Болдино дня на три п о хозяйственным д е л а м - зачем ему надо было тащить туда такую уйму бумаг, заготовок?
Исходное сообщение А_Гусев зачем ему надо было тащить туда такую уйму бумаг, заготовок?Заготовки могут быть не обязательно на бумаге, но и в голове. А, кроме того, сам процесс творчества, он... особенный. Вспомните: «Пальцы просятся к перу, перо к бумаге – минута, и стихи свободно потекут…» Вот разгадка! Это – ВДОХНОВЕНИЕ. Кому оно знакомо, тот подтвердит. В Болдионо Александру Сергеевичу ничто не мешало, не отвлекало, он мог отдаться ВДОХНОВЕНИЮ полностью. Поэтому его стихи - текли свободно и легко. А проза по вдохновению рождается точно так же – течёт свободно и легко. Как работает вдохновение? Появляется МЫСЛЬ, ИДЕЯ, иногда она вынашивается годами, и вдруг страстно хочется её записать. А дальше берётся в руки «перо» и… текст не пишется, а сам рождается, как ребёнок целиком, уже готовый, разворачивается лентой, будто выливается из каких-то глубин сознания. Часто автор даже заранее не знает, что будет дальше в сюжете. Сюжет разворачивается сам, по своей внутренней логике, будто и не ты вовсе это своей волей сочиняешь. И удивительная особенность: если «пера и бумаги» не окажется под рукой - рождённый в голове текст исчезнет безвозвратно. Его невозможно восстановить – об этом тоже писал Пушкин. Помните, как он сочинил «сцену у фонтана» на прогулке? Но, увы, полностью забыл её, когда вернулся домой, ему тогда пришлось сочинять всё заново. Он потом писал, что новый вариант ни в какое сравнение не шёл с тем – забытым. А ещё удивительней, что автор спустя какое-то время может даже сам не узнать собственноручно им написанный текст: «неужели это я написал»? Пушкиным в Болдино владело ВДОХНОВЕНИЕ, поэтому ему и не сложно было так много написать. А вот если вдохновения нет, оно почему-то не приходит, или слишком многое отвлекает, тогда и бывает то, что называется «муки творчества» и на сочинение уходит много времени.:)
Исходное сообщение Цирцис Исходное сообщение А_Гусев зачем ему надо было тащить туда такую уйму бумаг, заготовок? Заготовки могут быть не обязательно на бумаге, но и в голове. А, кроме того, сам процесс творчества, он... особенный. Вспомните: «Пальцы просятся к перу, перо к бумаге – минута, и стихи свободно потекут…» Вот разгадка! Это – ВДОХНОВЕНИЕ. Кому оно знакомо, тот подтвердит. В Болдионо Александру Сергеевичу ничто не мешало, не отвлекало, он мог отдаться ВДОХНОВЕНИЮ полностью. Поэтому его стихи - текли свободно и легко. А проза по вдохновению рождается точно так же – течёт свободно и легко. Как работает вдохновение? Появляется МЫСЛЬ, ИДЕЯ, иногда она вынашивается годами, и вдруг страстно хочется её записать. А дальше берётся в руки «перо» и… текст не пишется, а сам рождается, как ребёнок целиком, уже готовый, разворачивается лентой, будто выливается из каких-то глубин сознания. Часто автор даже заранее не знает, что будет дальше в сюжете. Сюжет разворачивается сам, по своей внутренней логике, будто и не ты вовсе это своей волей сочиняешь. И удивительная особенность: если «пера и бумаги» не окажется под рукой - рождённый в голове текст исчезнет безвозвратно. Его невозможно восстановить – об этом тоже писал Пушкин. Помните, как он сочинил «сцену у фонтана» на прогулке? Но, увы, полностью забыл её, когда вернулся домой, ему тогда пришлось сочинять всё заново. Он потом писал, что новый вариант ни в какое сравнение не шёл с тем – забытым. А ещё удивительней, что автор спустя какое-то время может даже сам не узнать собственноручно им написанный текст: «неужели это я написал»? Пушкиным в Болдино владело ВДОХНОВЕНИЕ, поэтому ему и не сложно было так много написать. А вот если вдохновения нет, оно почему-то не приходит, или слишком многое отвлекает, тогда и бывает то, что называется «муки творчества» и на сочинение уходит много времени.:) Смущает меня другое - количество безупречной боты, проделанной ха считанные дни - уверен, такое физически невозможно. Держать в голове подобную уйму сюжетов тоже мало вероятно.Пушкин, как вы знаете, имел обыкновение составлять подробные планы своих вещей. И наконец, - такое разительное стилевое разнообразие...
Исходное сообщение Цирцис Исходное сообщение А_Гусев зачем ему надо было тащить туда такую уйму бумаг, заготовок? Заготовки могут быть не обязательно на бумаге, но и в голове. А, кроме того, сам процесс творчества, он... особенный. Вспомните: «Пальцы просятся к перу, перо к бумаге – минута, и стихи свободно потекут…» Вот разгадка! Это – ВДОХНОВЕНИЕ. Кому оно знакомо, тот подтвердит. В Болдионо Александру Сергеевичу ничто не мешало, не отвлекало, он мог отдаться ВДОХНОВЕНИЮ полностью. Поэтому его стихи - текли свободно и легко. А проза по вдохновению рождается точно так же – течёт свободно и легко. Как работает вдохновение? Появляется МЫСЛЬ, ИДЕЯ, иногда она вынашивается годами, и вдруг страстно хочется её записать. А дальше берётся в руки «перо» и… текст не пишется, а сам рождается, как ребёнок целиком, уже готовый, разворачивается лентой, будто выливается из каких-то глубин сознания. Часто автор даже заранее не знает, что будет дальше в сюжете. Сюжет разворачивается сам, по своей внутренней логике, будто и не ты вовсе это своей волей сочиняешь. И удивительная особенность: если «пера и бумаги» не окажется под рукой - рождённый в голове текст исчезнет безвозвратно. Его невозможно восстановить – об этом тоже писал Пушкин. Помните, как он сочинил «сцену у фонтана» на прогулке? Но, увы, полностью забыл её, когда вернулся домой, ему тогда пришлось сочинять всё заново. Он потом писал, что новый вариант ни в какое сравнение не шёл с тем – забытым. А ещё удивительней, что автор спустя какое-то время может даже сам не узнать собственноручно им написанный текст: «неужели это я написал»? Пушкиным в Болдино владело ВДОХНОВЕНИЕ, поэтому ему и не сложно было так много написать. А вот если вдохновения нет, оно почему-то не приходит, или слишком многое отвлекает, тогда и бывает то, что называется «муки творчества» и на сочинение уходит много времени.:)Смущает меня другое - количество безупречной работы, проделанной за считанные дни - уверен, такое физически невозможно. Держать в голове подобную уйму сюжетов тоже мало вероятно.Пушкин, как вы знаете, имел обыкновение составлять подробные планы своих вещей. И наконец, - такое разительное стилевое разнообразие...
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Цирцис Исходное сообщение А_Гусев зачем ему надо было тащить туда такую уйму бумаг, заготовок? Заготовки могут быть не обязательно на бумаге, но и в голове. А, кроме того, сам процесс творчества, он... особенный. Вспомните: «Пальцы просятся к перу, перо к бумаге – минута, и стихи свободно потекут…» Вот разгадка! Это – ВДОХНОВЕНИЕ. Кому оно знакомо, тот подтвердит. В Болдионо Александру Сергеевичу ничто не мешало, не отвлекало, он мог отдаться ВДОХНОВЕНИЮ полностью. Поэтому его стихи - текли свободно и легко. А проза по вдохновению рождается точно так же – течёт свободно и легко. Как работает вдохновение? Появляется МЫСЛЬ, ИДЕЯ, иногда она вынашивается годами, и вдруг страстно хочется её записать. А дальше берётся в руки «перо» и… текст не пишется, а сам рождается, как ребёнок целиком, уже готовый, разворачивается лентой, будто выливается из каких-то глубин сознания. Часто автор даже заранее не знает, что будет дальше в сюжете. Сюжет разворачивается сам, по своей внутренней логике, будто и не ты вовсе это своей волей сочиняешь. И удивительная особенность: если «пера и бумаги» не окажется под рукой - рождённый в голове текст исчезнет безвозвратно. Его невозможно восстановить – об этом тоже писал Пушкин. Помните, как он сочинил «сцену у фонтана» на прогулке? Но, увы, полностью забыл её, когда вернулся домой, ему тогда пришлось сочинять всё заново. Он потом писал, что новый вариант ни в какое сравнение не шёл с тем – забытым. А ещё удивительней, что автор спустя какое-то время может даже сам не узнать собственноручно им написанный текст: «неужели это я написал»? Пушкиным в Болдино владело ВДОХНОВЕНИЕ, поэтому ему и не сложно было так много написать. А вот если вдохновения нет, оно почему-то не приходит, или слишком многое отвлекает, тогда и бывает то, что называется «муки творчества» и на сочинение уходит много времени.:) Смущает меня другое - количество безупречной боты, проделанной за считанные дни - уверен, такое физически невозможно. Держать в голове подобную уйму сюжетов тоже мало вероятно.Пушкин, как вы знаете, имел обыкновение составлять подробные планы своих вещей. И наконец, - такое разительное стилевое разнообразие... А эти размышления о вдохновении общеизвестны, оно может многое, но далеко не всё. Есть два противоположных взгляда на вдохновение - Флобера и Шиллера. Совершенно противоположные. Пушкин часто не доверял первому творческому порыву - взгляните на его черновики. Иногда из десятков строк он оставляет одну и то не полностью. Об этом и многом другом я уже много писал, в том числе и в своём учебном пособии "Творческий процесс". Я благодарю Вас, рад, что у меня появился талантливый и компетентный читатель.