• Авторизация


СПАСЁТ ЛИ КРАСОТА МИР? 17-09-2011 12:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x441]

                            

                                       О ПРЕКРАСНОМ И УЖАСНОМ

 

«Красота спасёт мир»…

Принято считать, что пророчество сие - от Достоевского. Да, от него. Но с небольшой оговоркой…. Вспомним.- в романе «Идиот» произносит эту «спасительную» фразу юноша Ипполит Терентьев, который услышал её от Николая Иволгина, а уж Иволгин в свою очередь – якобы от князя Мышкина. Кстати, передавая пылкие слова влюблённого князя , Терентьев не без иронии замечает: « у него( у князя то есть) - «такие игривые мысли, что он теперь влюблён…»

. А теперь вопрос - следует ли из столь путаного происхождения знаменитой фразы, ставшей афоризмом, что сам Достоевский считал её непреложной истиной, своим собственным кредо? О себе ли сказал великий писатель? Или в насмешку над своим витающим в облаках персонажем? Я это к тому, что за всю историю мира КРАСОТА не так уж часто этот мир спасала - делала человека благородно-возвышенным и милосердным. Вот убивала, губила – это точно!

Какая ирония жизни! Микельанджело Буонаротти распинает натурщика, чтобы воплотить достоверный образ Христа – создать красоту! Сальери ( не реальный, а пушкинский) – бросает смертельный яд в бокал Моцарта – убивает красоту! Ленин, который, по словам Горького, не знает ничего лучше, чем «Appassionatа» Бетховена и готов слушать её каждый день, переполняясь желанием гладить людей по головке, - назавтра отправляет телеграммы на фронт: побольше расстреливать и побольше вешать. Нацистские палачи, проливающие слёзы умиления от встречи с прекрасным,- на другой день с не меньшим умилением посылают миллионы людей в газовые камеры. Гитлер, кстати, обожал музыку Вагнера, сам в молодости был художником, написавшим около трёх тысяч картин. «Крейцерова соната» Бетховена всей мощью своей красоты и энергетики делает в конце концов героя одноименной повести Льва Толстого убийцей собственной жены…

А толстовская Элен Курагина ( «Война и мир»), покоряющая мир своей красотой, - мерзавка, стерва и дура.

Вот я и думаю – а не пошутил ли Фёдор Михайлович над нами этой  красивой фразой? И разделяет ли он сам "игривые мысли" своего "идиота"?

Не спасает ведь!

Даже конкурсы красоты не помогают…

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (187): вперёд» последняя»
An_So 17-09-2011-13:36 удалить
Так Лев Николаевич или Федор Михайлович? И все же есть что то языческое в представлении, будто красота спасет мир, ибо она требует жертв. Да, по плодам узнается древо, но и плод может быть запретным.
А_Гусев 17-09-2011-14:22 удалить
Исходное сообщение An_So Так Лев Николаевич или Федор Михайлович? И все же есть что то языческое в представлении, будто красота спасет мир, ибо она требует жертв. Да, по плодам узнается древо, но и плод может быть запретным.
Фёдор Михайлович - это Достоевский. Лев Николаевич - это Толстой. Вот о том, что она требует жертв я сначала и хотел написать пост. А если так - в радость ли она миру?
А_Гусев 17-09-2011-14:25 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение An_So Большое спасибо, это описка, я исправил:)
-NEZNAKOMKA- 17-09-2011-15:48 удалить
О какой "красоте" речь? Красота без истинного, внутреннего наполнения - ничто...Похоже и с Красотой в нашем обществе сейчас не все ладно, все больше любуются на котят, розочки и худых теток...(Почти физически чувствую сейчас твою усмешку, каюсь...). Красота сведена до визуально-необходимого минимума. Ну а истинная красота, непознаваема, как сама Истина, можно только приблизиться к ней, прикоснуться, причем каждый к Своей Красоте.
А_Гусев 17-09-2011-15:58 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Я благодарен тебе - ты читаешь мои мысли. И с тобой невозможно спорить. Я думаю так же! Речь же идёт о словах из "Идиота". Почему люди возвели их в закон жизни? И ещё... ты права насчёт истинной КРАСОТЫ. Но где она? И в чём заключается спасение ею мира? В чём проявляется?
-NEZNAKOMKA- 17-09-2011-16:32 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Знаешь, общаться на эту тему с тобой детально, я тоже не могу, твое превосходство в объеме знаний признаю безоговорочно. Попытаюсь донести свои ощущения. Думаю, что фраза «Мир спасет красота…», вовсе не о красоте, а о спасении Мира. Где то читала, что Достоевский боялся Красоту, называл ее страшной и ужасной. Думаю, это потому, что он не понимал, не мог себе объяснить ее значение...Мир может быть спасен Красотой, разве можно представить его без прекрасного? Красота - надежда...
А_Гусев 17-09-2011-16:56 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- ... Да, речь о спасении мира. Но чем? КРАСОТОЙ! Я думаю, КРАСОТА, о которой говорит князь Мышкин,, - это сумма нравственных качеств "положительно прекрасного человека" ( такой образ задумывал Достоевский, изображая своего князя). Спасёт лучшее, что есть в людях, - так, кстати думал Кант о нравственном законе внутри нас. А некрасивость -это злоба, равнодушие, эгоизм - убъёт мир...
-NEZNAKOMKA- 17-09-2011-17:17 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Ты написал именно то, о чем я и думаю. Благодарна за понимание. Красота не есть то, что должно спасти Мир, она в нем уже есть, и за счет своего присутствия делает Мир лучше...Спасение Миру придет от взгляда человека, разглядевшего во всех вещах красоту, придет если перестанем опошлять и заточать Красоту в приисподню...И ещё, словами князя Мышкина Фёдор Михайлович в Идиоте сказал "Кабы красота была добра...", тем самым Достоевский выразил человеческое отношение к красоте, как божественному источнику жизни.
А_Гусев 17-09-2011-17:49 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Вот-вот, в том то и дело, что красота далеко не всегда бывает добра... Знаешь, я вот сегодня с утра слушаю по аудио "Портрет Дориана Грея". Пишу и слушаю. Много раз уже восхищался этой вещью. А сейчас подумал - ведь это и есть о том зле, которое несёт в себе красота и убивает человека... Какая это трагедия - терять красоту...
-NEZNAKOMKA- 17-09-2011-18:08 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Я тоже обожаю "Портрет Дориана Грея", перечитывала множество раз. "Чтобы вернуть свою молодость, достаточно повторить её безрассудства." Красота тяжелое бремя, но сколько открытых дверей...Только выбирай..
А_Гусев 17-09-2011-18:16 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- ... А ты уверена, что безрассудства эти можно повторить? Я - нет! В этом то и состоит месть ВРЕМЕНИ за прожитые годы.
-NEZNAKOMKA- 17-09-2011-18:22 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Твои слова и есть суть этого произведения...
А_Гусев 17-09-2011-18:38 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Твои слова и есть суть этого произведения...
Возможно...
Ника1313 17-09-2011-22:59 удалить
Мне кажется, что это о другом... Красота не может быть добра или зла. Она просто есть. И это мы к ней так относимся. Мы наделяем ее какими-то качествами в зависимости от того, можем ли адекватно пережить ее существование рядом, не рождая в душе зависть, страх, боль. И это не она требует жертв, она ничего не требует, иначе она не была бы Красотой, это мы так стараемся, надеясь, что уж тогда-то, в награду за жертву сможем к ней прикоснуться... Мы как-то болтали просто о чем придется, меня спросили - а что для тебя красота? Для меня - это воплощенный идеал. Образ идеала. Человеку свойственно стремиться к высокому, к идеалу - может, вот это стремление, наличие в мире того, к чему надо стремиться и спасает мир. Именно стремиться, но никак не присваивать, завладевать. Таким она не дается. Ну а если кто-то понимает красоту слишком примитивно - 90-60-90 + глаза+ пардон, сиськи - так это его беда, эти параметры его не спасут. Ну про "огонь, мерцающий в сосуде" все слышали и многие согласны. Я тоже. Если беречь эти огни и зажигать новые, чтоб становилось теплей и светлей, мир станет лучше )))))))
Ника1313 17-09-2011-23:03 удалить
Может, она и дается людям - как проверка, а вынесешь ли ты испытание Красотой? Останется ли она ею или ты превратишь ее в инструмент для обеспечения своих нужд?
А_Гусев 18-09-2011-10:31 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # [QUOTE]Исходное сообщение Ника1313 Мне кажется, что это о другом... Красота не может быть добра или зла. В философском смысле Вы правы: если зла, то уже не красота. А в бытовом... сколько угодно. ... И это не она требует жертв, она ничего не требует, иначе она не была бы Красотой, это мы так стараемся, надеясь, что уж тогда-то, в награду за жертву сможем к ней прикоснуться... Опять же - смотря с какой стороны на неё смотреть и как интерпретировать само понятие - КРАСОТА. Разве не требует жертв красота, создаваемая композитром, художником? Вспомните, какие жертвы приносил пушкинский Сальери в погоне за красотой, за гармонией... И опять же в бытовом смысле - чем только не жертвуют сегодня женщины ради "красоты" в их понимании... ... Для меня - это воплощенный идеал. Образ идеала. Человеку свойственно стремиться к высокому, к идеалу - может, вот это стремление, наличие в мире того, к чему надо стремиться и спасает мир. Именно стремиться, но никак не присваивать, завладевать. Таким она не дается. Вы знаете, для меня - тоже. Здесь я совершенно с вами согласен. Чувствую, что это ТАК! ... Ну про "огонь, мерцающий в сосуде" все слышали и многие согласны. Я тоже. Если беречь эти огни и зажигать новые, чтоб становилось теплей и светлей, мир станет лучше ))))))) И здесь согласен. Хотя и мир становится всё хуже. Может, не те огни зажигаем? Или не умеем их беречь? Спасибо! Очень рад снова с Вами встретиться)))
А_Гусев 18-09-2011-10:33 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 Может, она и дается людям - как проверка, а вынесешь ли ты испытание Красотой? Останется ли она ею или ты превратишь ее в инструмент для обеспечения своих нужд?
... Или в инструмент самоистязания, собственной погибели. Всё тот же Дориан Грей...
А_Гусев 18-09-2011-10:38 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 Может, она и дается людям - как проверка, а вынесешь ли ты испытание Красотой? Останется ли она ею или ты превратишь ее в инструмент для обеспечения своих нужд?
И всё же.. Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его Бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма. Не будет ее, не будет и мира. И развивающееся человечество не может не считаться с законами мироздания, выстроенного до него!
Основное свойство красоты это не оставлять равнодушным,она как взрыв,толчек.Даёт импульс энергии,а вот куда направлен этот импульс будет зависить от человека,точнее какие методы этот импульс будет использовать для достижении цели.Если он сильный,то может пройтись и по головам,но только вперёд,как ему кажется.Теже идеи коммунизма,национал социализма в своей основе имеют положительное начало,а вот достижение их идёт первобытным путём. Красота убивает равнодушие.
А_Гусев 18-09-2011-11:12 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 #
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Основное свойство красоты это не оставлять равнодушным,она как взрыв,толчек.Даёт импульс энергии,а вот куда направлен этот импульс будет зависить от человека,точнее какие методы этот импульс будет использовать для достижении цели.Если он сильный,то может пройтись и по головам,но только вперёд,как ему кажется.Теже идеи коммунизма,национал социализма в своей основе имеют положительное начало,а вот достижение их идёт первобытным путём. Красота убивает равнодушие.
Целиком принимаю твои размышления о импульсе энергии, Радомир. Ты прав- всё зависит от того - куда, кем и для чего направлены эти импульсы. Зависит сам смысл понятия "КРАСОТА". Спасибо! Рад новой встрече с тобой, как всегда, плодотворной.
А_Гусев, А вот КРАСОТА это уже отдельная тема,она так разнообразна и многогранна,и индивидуальна.
А_Гусев 18-09-2011-11:44 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 #
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, А вот КРАСОТА это уже отдельная тема,она так разнообразна и многогранна,и индивидуальна.
Я сначала и писал о ней свой пост как отдельную тему. Но, как оказалось, в широком смысле - это далеко не отдельная тема. Здесь всё связано. Почитайте последние комментарии - там много любопытного.
mary_formittag 18-09-2011-14:59 удалить
как ни прискорбно, но красота убивает. Что-то вроде фанатизма. Заставляет закрывать глаза на другие вещи. Очень грустно
mary_formittag 18-09-2011-15:01 удалить
вот я думаю иногда насчёт моих рисунков - ну симпатичные такие, но разве они наполнены чем-то? Или хотя бы тем что поймут другие.
А_Гусев 18-09-2011-15:12 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag вот я думаю иногда насчёт моих рисунков - ну симпатичные такие, но разве они наполнены чем-то? Или хотя бы тем что поймут другие.
Они наполнены твоим искренним чувством - в них частица твоей души. И это может вызвать сопереживание.
mary_formittag 18-09-2011-15:13 удалить
А_Гусев, кому будет нужно моё чувство? Конечно. не все эгоисты. Но кому?
А_Гусев 18-09-2011-15:14 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag как ни прискорбно, но красота убивает. Что-то вроде фанатизма. Заставляет закрывать глаза на другие вещи. Очень грустно
Бывает и такое. Бывает... Советую прочитать "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайлда.
mary_formittag 18-09-2011-15:24 удалить
А_Гусев, прочитала краткий сюжет -надо немедленно купить. именно купить!
А_Гусев 18-09-2011-15:30 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, прочитала краткий сюжет -надо немедленно купить. именно купить!
А можно начать слушать - её хорошо исполняют:http://abook.fm/ Только надо найти, это несложно. И вообще там полно прекрасных книг.
А_Гусев 18-09-2011-15:34 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, кому будет нужно моё чувство? Конечно. не все эгоисты. Но кому?
Если ты его передашь искренне и мастерски - всем будет нужно. Мне, например. Вот "Чудное мгновение" Пушкина, его чувство, - уже двести лет всем нормальным людям нужно!


Комментарии (187): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СПАСЁТ ЛИ КРАСОТА МИР? | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»