• Авторизация


СЫР ВЫПАЛ ИЗ РОТУ... 06-07-2011 12:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ВОРОНУШКА (170x200, 4Kb)

                     

                               О  "ВОРОНАХ И ЛИСИЦАХ"

 

Чтобы оценить вклад Ивана Андреевича Крылова в нашу словесность, достаточно сравнить  два  перевода известной басни француза Лафонтена (фрагменты). Сумароков - допотопная архаика. Крылов  - искрящаяся, живая прелесть русского языка. И как после этого не назвать Крылова, наряду с Пушкиным.,создателем «великого и могучего»!
   Тем и славен!
Волшебная русская речь Крылова заставляет нас даже  закрыть глаза на  явную нелепицу. Ну, не мог сыр пленить лисицу! Не едят они его.


                                                                              А. СУМАРОКОВ
                                                                      ВОРОНА И ЛИСА (18 век)

Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
       Хотя туда не вспряну,
       Кусочек этот я достану,
       Дуб сколько ни высок».
       «Здорово,— говорит Лисица,—
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
                 Прекрасная ты птица!
       Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
       Чтоб быти соловьем,
«А сыру,— думает,— и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
       Разинула уста
       И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
       Хтела петь, не пела,
       Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет

Сыр выпал из роту - Лисице на обед.


                     И. КРЫЛОВ
        ВОРОНА И ЛИСИЦА (19 век)

   Вдруг сырный дух Лису остановил:
   Лисица видит сыр, -
   Лисицу сыр пленил,
   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
   И говорит так сладко, чуть дыша:
   "Голубушка, как хороша!
   Ну что за шейка, что за глазки!
   Рассказывать, так, право, сказки!
   Какие перышки! какой носок!
   И, верно, ангельский быть должен голосок!
   Спой, светик, не стыдись!
   Что ежели, сестрица,
   При красоте такой и петь ты мастерица,
   Ведь ты б у нас была царь-птица!"
   Вещуньина с похвал вскружилась голова,
   От радости в зобу дыханье сперло, -
   И на приветливы Лисицыны слова
   Ворона каркнула во все воронье горло:
   Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (21):
Nomo_Familiano 06-07-2011-13:30 удалить
да.. разница наглядна..
А_Гусев 06-07-2011-13:49 удалить
Вот так рождался современный русский язык. Спасибо!
Glasha_Yu 06-07-2011-17:14 удалить
Тредиаковского приплюсуйте сюда еще, тогда увидите в полной мере, где архаика. А Сумароков-то как раз на народную речь ориентировался
А_Гусев 06-07-2011-18:28 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu #
Исходное сообщение Аглая_Юрьева Тредиаковского приплюсуйте сюда еще, тогда увидите в полной мере, где архаика. А Сумароков-то как раз на народную речь ориентировался
Согласен с вами - было бы ещё забавнее.
Помню еще в школе учили второй вариант. Правда сначала было трудно, а потом легче и легче, словно само выходило из уст)
А_Гусев 07-07-2011-13:40 удалить
Ответ на комментарий Мечтаю_по_Жизни #
Исходное сообщение Мечтаю_по_Жизни Помню еще в школе учили второй вариант. Правда сначала было трудно, а потом легче и легче, словно само выходило из уст)
А по Сумарокову эту басню в школе вообще не учат. И называют её басней Крылова. Спасибо вам!
mary_formittag 07-07-2011-18:32 удалить
да уж, разница просто огромная. Крылов убеждать умел)
А_Гусев 07-07-2011-19:14 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение terry_formittag да уж, разница просто огромная. Крылов убеждать умел)
Крылов показал нам истинный русский язык!
Glasha_Yu 07-07-2011-21:39 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А чего забавного-то? Хотя для тех, кто не читает русскую литературу раньше 19 века, наверное.
А_Гусев 07-07-2011-22:50 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu #
Исходное сообщение Аглая_Юрьева А чего забавного-то? Хотя для тех, кто не читает русскую литературу раньше 19 века, наверное.
А вы уверены, что "читающих" эту литературу так уж много? Особенно Тредиаковского... Я сам веду курс 18 века, так что немного в курсе. Кроме того, Тредиаковский как поэт совершенно бездарен. И не след тревожить его бедного - ему уже и так от матушки Екатерины досталось за бездарность.
А_Гусев 07-07-2011-22:54 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев
Исходное сообщение Аглая_Юрьева А чего забавного-то? Хотя для тех, кто не читает русскую литературу раньше 19 века, наверное.
А вы уверены, что "читающих" эту литературу так уж много? Особенно Тредиаковского... Я сам веду курс 18 века, так что немного в курсе. Кроме того, Тредиаковский как поэт совершенно никакой. И не след тревожить его бедного - ему уже и так от матушки Екатерины досталось за бездарность.
Glasha_Yu 07-07-2011-23:00 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Еще и Ломоносов морду набил
А_Гусев 08-07-2011-11:47 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu #
Исходное сообщение Аглая_Юрьева Еще и Ломоносов морду набил
Было дело... Но вот что интересно. Василий Кириллович, а не Ломоносов первый пришёл к идее реформирования русского стихосложения - созданию силлабо-тонической системы( вместо силлабической) Беда в том, что, будучи плохим поэтом, он не смог дать достойных образцов. А Ломоносов смог, и его ода "На взятие Хотина" стала революцией в русском стихосложении. И вот Ломоносова превозносят, а В.К. Тредиаковского забывают. Не по понятиям, знаете ли...
Glasha_Yu 08-07-2011-17:03 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Так ведь главное - результат. Кто-то дал толчок, а другой открыл. Кстати, и Ломоносова-то в первую очередь возносят как ученого-ествественника, а литератора и филолога - во вторую. А ученый он был так себе по европейским меркам. Ковырялся, опыты ставил, составлял каталоги и пр. А вот в слове (даже естественнонаучных сочинениях) реализовался в полной мере и первостепенно для того времени
А_Гусев 08-07-2011-20:07 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # [QUOTE]Исходное сообщение Аглая_Юрьева ************** Совершенно с вами согласен. У него подлинные, намного опередившие его время открытия в поэзии, предвосхитившие оды Державина. Какой мастер метафоры! А его "РЕТОРИКА",исследования в науке красноречия, в языке, в стихосложении. Некоторые стихи ( "Кузнечик", например) - по своей простоте и образности - предвестники Фета, Языкова, Пушкина. И конечно же - могучий художественный талант в создании картин, изображающих явления природы... Потом это будет у Державина, у Тютчева. Да, ФИЛОЛОГ И ПОЭТ!
Исходное сообщение Аглая_Юрьева Так ведь главное - результат. Кто-то дал толчок, а другой открыл. Кстати, и Ломоносова-то в первую очередь возносят как ученого-ествественника, а литератора и филолога - во вторую. А ученый он был так себе по европейским меркам. Ковырялся, опыты ставил, составлял каталоги и пр. А вот в слове (даже естественнонаучных сочинениях) реализовался в полной мере и первостепенно для того времени
Ломоносов прежде всего был гений по любым меркам, народный академик. А по поводу Тредиаковского-все таланливые поэты жили в среде "простого" народа. Их тогда не публиковали, разве что пели.
А_Гусев 04-09-2011-14:57 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Валькария Исходное сообщение Аглая_Юрьева Тредьяковского широко публиковали. Но поэт он был бездарный, хотя и трудолюбивый. А по поводу Ломоносова Юрьева во многом права - ему нередко приписывают то, в чём он не был первым. А вот в поэзии у него есть непревзойдённые шедевры и открытия- о них, кстати, мало кто знает.
Glasha_Yu 05-09-2011-22:40 удалить
Ответ на комментарий Валькария # Народный академик - это Лысенко. Жаль, что мы не слышали, как "простой народ" пел Тредиаковского.
Исходное сообщение Аглая_Юрьева Народный академик - это Лысенко. Жаль, что мы не слышали, как "простой народ" пел Тредиаковского.
Может к счастью, что не слышали. Попсы современной более чем достаточно.
Glasha_Yu 06-09-2011-21:36 удалить
Ответ на комментарий Валькария # Зато какая содержательность у Василия Кирилловича


Комментарии (21): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЫР ВЫПАЛ ИЗ РОТУ... | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»