• Авторизация


БОИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ... 26-02-2011 15:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x300]

 

 

Не скрою – я   надеялся, что главным участником разговора о литературе в школе станет учитель-словесник. Но ошибся. Из большого количества комментариев – от учителя не было ни одного. Вместо него на «каверзные вопросы» отвечают... вчерашние ученики.

Я долго не любила литературу по одной простой причине: нужно было зубрить правила, стихи, отрывки и правильные ответы на вопросы, рассуждать нельзя было и я банально скучала..
Знаете, большинство из учеников не страдало от этого, они хорошо зубрили и получали свои отличные оценки.
У нас одно время даже были "правильные тексты сочинений" на заранее подобранные темы. Пишешь "правильно" - получаешь пять, начал "пороть отсебятину" - в лучшем случае – тройка..
    SELETY. .
В классе 5-ом, я ответила на вопрос учителя ,как Я (!) поняла произведение. Оказалось, неправильно, потому что у неё была бумажка, где было написано по-другому. С этого момента я перестала высказывать своё мнение, поднимать руку, даже если знала ответ, спросят - ладно, нет - ну тоже неплохо...
...А а 10-ом классе был другой учитель. Благодаря ей я перестала бояться высказывать свою точку зрения, я начала читать, и мне было это жутко интересно. Даже сейчас хочется перечитать некоторые произведения школьной программы 10-11 класса.
Я одна из класса прочла Тихий Дон, было забавно потому что я объясняла "в чём соль" всему классу. И мне это нравилось, потому что не было слов "это неправильно", и не было бумажки, на которой всё написано...
Я захожу в книжные магазины, и понимаю как много мне хочется прочесть. А иногда просто возникает такое желание,  и я прошу книги у знакомых , которые они мне советуют.. Мне нравиться читать, это совсем другой мир...
Я, когда сдавала экзамен по литературе (устный) в 11 классе, тоже была не мало удивлена тем, что принимали у нас его один учитель по литературе (первых 2-3 человек) и два учителя по ОБЖ.
Один из вопросов звучал примерно, так: «Образ профессора .Преображенского, значение повести в современном мире.»
 Я эту книгу люблю, читала много раз , и мне нашлось, что рассказать. Учитель долго хлопал глазами, потом посмотрел в книжку («Ответы для экзамена по литературе для 11 классов») и небанально мне ответил: "Вы, конечно, хорошо, много и интересно рассказывали, но здесь написано другое. Пять поставить не могу". Я удовлетворилась 4, но вышла ошарашенная таким отношением к литературе. Нужно, оказывается,было просто выучить ответы по книжке, а думать и размышлять не стоило).
...Есть такой сайт хороший - готовые уроки по литературе. Вот оттуда то все наши уроки и брались. Я как-то случайно наткнулась на него, когда искала ответ на какой-то странный вопрос. Оказалось, там было буквально все, что нам давалось. Есть такие ответы, и они точно правильные, а других "гениальных" нет. А ведь литературу не "выучишь" по шаблону, тут каждый будет прав, каждый найдет что-то свое, что никогда не заметит другой. Приходилось нам всю дорогу заучивать и копировать эти ответы с сайта, чтобы всегда попадать в ответ. Что поделать... Вот так и учимся...  
... Хочется спросить - где вся та страсть к преподаванию, которая должна присутствовать в каждом учителе? Где желание научить чему-то новому, чему-то, что знаешь и любишь сам?   Таких преподавателей становится все меньше, и от этого страдаем только мы, ученики.Думаем, что у нас все неправильно, пытаемся подстроиться и тоже начинаем использовать штампы. Но и это не предел. Ты начинаешь бояться отвечать на вопросы и задавать свои. Просто отмалчиваешься на уроках, боишься, что не прав...
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (43): вперёд»
Сирициус 26-02-2011-15:14 удалить
Вы меня ошарашили...Я не знаю, что сказать. Даже верить не хочется.
А_Гусев 26-02-2011-15:29 удалить
Исходное сообщение Сирициус Вы меня ошарашили...Я не знаю, что сказать. Даже верить не хочется.
Почему же я? Это вчерашние школьники... Меня всё это тоже давно ошарашивает.
26-02-2011-17:12 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Верить не хочется, а приходиться. Можно уже начинать подумывать над тем, чтобы отдавая ребенкая в школу, давать ему две тетрадки по лит-ре. Одну для учителя, другую для себя!
А_Гусев 26-02-2011-18:00 удалить
Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Верить не хочется, а приходиться. Можно уже начинать подумывать над тем, чтобы отдавая ребенкая в школу, давать ему две тетрадки по лит-ре. Одну для учителя, другую для себя!
Лучше для учителя... Спасибо, Саша. Видишь, без тебя уже не обойтись...
Сирициус 26-02-2011-18:03 удалить
Значит и тут учиться придётся самостоятельно. Хотя и непонятно, как. Любое дело должен делать специалист.
А_Гусев 26-02-2011-18:08 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # [QUOTE][i]Исходное сообщение Сирициус [/ Я недавно опубликовал пост о том, как вредно и опасно "изучать" литературу у таких вот "словесников". Лучше уж самостоятельно... Главное, чтобы они тебя не доставали со своими "инструкциями".
А_Гусев 26-02-2011-18:38 удалить
Ответ на комментарий Сирициус #
Исходное сообщение Сирициус Да уж! Инструкции...
А вот лично Вы видите какой-нибудь выход?
Сирициус 26-02-2011-18:44 удалить
А_Гусев, ничего не приходит в голову, как объяснить школьнику, что учитель неправ. (Ой, не люблю я это делать!) И сказать, что школьная литература по инструкции и Литература - это "две большие разницы".
А_Гусев 26-02-2011-18:56 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # [QUOTE]Исходное сообщение Сирициус А_Гусев То, что учитель не прав, школьник и сам понимает. Иначе не писал бы таких вещей. Ведь почти все эти ребята, которых я цитирую и которые мне пишут, - ещё в прошлом году были школьниками. Самое главное, что эту простую истину о литературе и инструкции нельзя донести до многих учителей. Как им объяснить, что они не правы? Или это невозможно?
Сирициус 26-02-2011-19:01 удалить
Мне кажется, что невозможно.
А_Гусев 26-02-2011-19:08 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # [QUOTE]Исходное сообщение Сирициус Мне кажется, что невозможно. Самое печальное, что на новое поколение учителей, нынешних выпускников, - надежд никаких...
26-02-2011-21:10 удалить
Это каким фанатизмом должен обладать учитель, чтобы изменить стереjтип ведения таких уроков. Это ж надо так любить литературу, чтобы вкладывать силы. Мне кажется я знаю! Те, кто любят литературу, не идут работать в школу. Они обычно втихaря пишут стихи, читают под одеялом с фонариком. Не дай Бог, кто увидит! Ай-ай-ай! :)
А_Гусев 26-02-2011-22:08 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE]Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Не фанатизмом, а талантом надо обладать! И призванием! Научить других любить литературу так же, как любишь её ты, хотеть и уметь это делать... Это и есть призвание, дар - уметь "заразить" своей любовью. К счастью,ещё не перевелись такие таланты. Такие словесники. Хотя и ряды их сильно поредели...
26-02-2011-22:48 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Ну так, а если обобщить... Кто сказал, что многие из них любят литературу. То, что они преподают, еще мало о чем говорит... В этом то и проблема, что все они "здоровые", "заражать" не могут и не хотят
А_Гусев 26-02-2011-22:54 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE]Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Но я же говорю о психах - тех, кто её действительно любит.
26-02-2011-22:58 удалить
Новая тема открывается - Психи в литературе! Я вот таких психов не встречала, мне психи не преподавали...
А_Гусев 26-02-2011-23:01 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE]Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Новая тема открывается - Психи в литературе! Это синоним - фанатов! Пошутить уже нельзя...
А_Гусев 26-02-2011-23:03 удалить
А впрочем, "Психи в литературе" - интересная тема. Многогранная и с тысячью подтекстов.
FilmMaker 26-02-2011-23:15 удалить
Такими темпами, скоро вместо сочинений по лит-ре, ученики будут обводить "правильные" ответы в тестах. Эх, вот читаю все эти комментарии, и всё больше осознаю что мне очень повезло с учительницей литературы. Никаких листочков с "правильными ответами", никакой критики в адрес смелых рассуждений. Часто бывало, что ученики получали высокие оценки именно за то, что были не согласны с ней и отстаивали свою точку зрения. Она с удовольствием читала нам отрывки из различных произведений, чтобы заинтересовать нас, причём так выразительно, что даже отъявленные двоечники зачастили в библиотеку. С не меньшим энтузиазмом она вела беседу, обсуждая с нами эти произведения. А будучи в 12ом классе, когда литература была в конце дня, и не многие посещали этот предмет, она угощала нас чаем. Было очень приятно видеть то, что она любит свою работу, и учит нас не только потому, что за это платят. Бывало что мы с ней обсуждали моральные ценности современного общества, что казалось бы, ни как не относится к её предмету, и не указано в программе. Печально осознавать, что таких педагогов очень мало, но всё таки они есть, а значит есть надежда...
А_Гусев 26-02-2011-23:29 удалить
Ответ на комментарий FilmMaker # [QUOTE]Исходное сообщение FilmMaker Спасибо Вам огромное, что поддержали меня - я тоже верю: есть ТАКИЕ учителя. И многих я знаю. Вижу, какие чудеса на своих занятиях они могут творить, делая уроки литературы уроками радости. Вам очень повезло!!! Но есть и другая, мрачная правда- до крестиков и ноликов в тестах мы уже докатились. Тут Вы тоже правы. С уроков литературы вообще стремительно исчезает живое слово, выразительная русская речь, исчезает само произведение и главное - стремление учителя воспитать ЧИТАТЕЛЯ - то есть совершить то, ради чего и предназначено преподавание литературы. Спасибо Вам:)
27-02-2011-00:34 удалить
Исходное сообщение А_Гусев А впрочем, "Психи в литературе" - интересная тема. Многогранная и с тысячью подтекстов.
Так я поняла, что это тоже, что и фанаты. Но тема неплохая!
А_Гусев 27-02-2011-01:05 удалить
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova
Исходное сообщение А_Гусев А впрочем, "Психи в литературе" - интересная тема. Многогранная и с тысячью подтекстов.
Так я поняла, что это тоже, что и фанаты. Но тема неплохая!
Вот и напиши литературное эссе! А можно и роман.
Nora_Eleo 27-02-2011-08:39 удалить
мне в школе и по жизни везло на встречи с хорошими учителями и людьми учили любить литературу - они были личностью-хотелось брать с них пример и быть похожими на них я не помню чтобы меня ругали за то что я задавала вопросы - нас учили читать между строк а потом это же хорошо когда ученики задают вопросы у меня другой вопрос - в обществе сейчас есть личности? на кого хотят быть похожи или с кого брать пример наши дети и внуки? с вами всегда интересно
mary_formittag 27-02-2011-10:49 удалить
всё что написали лирушники - чистой воды правда, я до сих пор не могу поверить, что мне постаили 2 за то, как я понимаю образ Хлестакова в "Ревизоре" Уроки лит-ры всегда проходит по тетрадочки учительницы, хотя за устные ответы она двояки не ставит. Вообще уроки лит-ры довольна-таки скучные. Поэтому мы забавляемся 2 "ну очень выразительным чтением" наизусть, чтению по ролям. Это, вообще, помогает - сразу окунаешься в произведение, и к тому же. самому весело
А_Гусев 27-02-2011-10:56 удалить
Ответ на комментарий Nora_Eleo #
Исходное сообщение Nora_Eleo мне в школе и по жизни везло на встречи с хорошими учителями и людьми учили любить литературу - они были личностью-хотелось брать с них пример и быть похожими на них я не помню чтобы меня ругали за то что я задавала вопросы - нас учили читать между строк а потом это же хорошо когда ученики задают вопросы у меня другой вопрос - в обществе сейчас есть личности? на кого хотят быть похожи или с кого брать пример наши дети и внуки? ************ Спасибо на добром слове. Я очень рад, что вам повезло с хорошими учителями. Мне тоже. Всегда помню, чему я обязан лучшим своим учителям. И всегда сочувствую тем, кто так и не понял, что это такое - настоящий учитель. И сочувствую учителю, который не обладает способностью - влиять на духовность, культуру, вкусы своих учеников.... Личности? Конечно, есть! Например, Вы... с вами всегда интересно
у нас была хорошая учительница по литературе и русскому - она просто фанат своего дела, надо отдать ей должное. Каждое произведение она называла потрясающим! Мы, конечно, не всегда разделяли ее мнение))) но литературу я почти любила. Вообще, читать я люблю очень! Но не очень нравится, когда заставляют читать что-то, поэтому иногда читала без особого энтузиазма произведения. Войну и мир прочитала только два тома))))дальше стало скучно..всю эту войнушку читать. Обожаю Евгения Онегина, "Преступление и наказание". Почитала комменты выше... Нас не заставляли писать сочинения по шаблону - как писал, так и пиши. Оценки за "правильно-неправильно" не помню, чтобы занижали. Наоборот, говорили писать так, как мыслит и считает каждый ученик в отдельности. ВОпросы задавала редко, просто потому что вообще всегда их редко задавала)))по любому предмету. Но в конце каждого урока нас спрашивали, если ли какие вопросы, и если у кого были - всем отвечали.
А_Гусев 27-02-2011-12:17 удалить
Ответ на комментарий Девушка-фейерверк #
Исходное сообщение Сонная_Мечта
Большое спасибо за обстоятельный, честный и продуманный комментарий. Порадовало! Приятно, что всё больше и больше молодых людей начали говорить и о хороших учителях, и о любви к чтению стоящих книг. И о свободе выбора - какого писателя любить, а какого - нет. Значит, всё-таки не так уж и плохо с преподаванием литературы в школе. Плохо с тем, что убывает, а не прибавляется настоящих способных, любящих своё дело педагогов. А то - сплошной негатив... Вам повезло и я рад за вас. А "Войну и мир", я верю, вы ещё дочитаете до конца. Для этой книги нужно просто дозреть - там всё увлекательно и необычно. Ещё раз - спасибо!
А_Гусев 27-02-2011-21:39 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag # [QUOTE]Исходное сообщение mary_formittag ... я до сих пор не могу поверить, что мне постаили 2 за то, как я понимаю образ Хлестакова в "Ревизоре"... Это, конечно, классика! Ставить оценку за то, как ученик воспринимает литературный образ! Ведь это Е Г О восприятие!!! Значит, тоже тетрадочки... Дикость какая-то! А где же искусство?
А_Гусев 28-02-2011-11:34 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение mary_formittag Забыл сказать... "Раскусить, Хлестакова, составить о нём собственное представление помогли мне когда-то дискуссии, очень бурные, - с учениками!!!


Комментарии (43): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БОИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ... | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»