• Авторизация


зову я смерть... 17-09-2010 12:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

 

БУМЕРАНГ 
 

 

Они были молоды. И были одержимы одной зловещей темой, которую можно выразить строкой шекспировского сонета: ...зову я смерть.

 

С  упорным мазохизмом они накликают, предрекают, заманивают собственную погибель...
Я предузнал мой жребий, мой конец...
Смерть моя
Ужасна будет;
Ей удивятся чуждые края (семнадцатилетний Лермонтов).
 Год 1830- ый: знаменитая «плодороднейшая» Болдинская осень Пушкина, -осень его женитьбы, долгожданного обретения ДОМА.
И в канун свадьбы, едва приехав в Болдино, Пушкин пишет самое трагичное из «дорожных» стихотворений –              «Бесы»:    «домового ли хоронят»...
На пороге осуществления мечты о Доме он уже пророчил его гибель, предрекал крушение семейного очага, смерть ДОМОВОГО. То есть – свою собственную.
 Это сентябрь. А в октябре – «Моцарт и Сальери»....
«Я весел... Вдруг виденье гробовое..» 
«… Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек».

 

Это – Моцарт. Но это – и сам Пушкин.
А задолго  – гибнущий на дуэли восемнадцатилетний Ленский.
Пушкину, когда он писал эту, шестую скорбную главу «Онегина», было за двадцать...
И Лермонтову – за двадцать, когда он увидел свою гибель и описал её в «Княжне Мэри» («Герой нашего времени»).
...Сергей Есенин с его многочисленными вариациями прощанья с жизнью…
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу бренные пожитки собирать.
 «Верёвка на шее», острый нож, саданувший под сердце, тот же «чёрный человек» – это тоже Есенин.  Двадцатилетний.
... И юноша Маяковский.
А сердце рвётся к выстрелу,  
А горло бредит бритвою. 
 И юноша Иосиф Бродский: «На  Васильевский остров я приду умирать». 
А незадолго до смерти – как приговор самому себе: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я...»

 

...В1983 году Игорь Тальков летел на концерт в Тюмень со своей группой. Когда самолёт попал в грозовое облако, все начали волноваться. Тогда Тальков сказал: «Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут»....
   И он пел…Пел, как бы ожидая…
А может быть, сегодня или завтра, 
Уйду я так таинственным концом...
... Т а к  и случилось – при большом стечении народа...
Игорь Тальков был убит из револьвера «Наган» 6 октября1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный».
   Удивительная вещь! Всё, о ком здесь рассказано, предрекали собственную смерть. Смотрели ей в глаза. И смерть  не заставляла себя ждать.
Возвращалась БУМЕРАНГОМ.    
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): вперёд»
Ядька 17-09-2010-13:02 удалить
вопрос курица или яйцо? Долго думала над этим. У меня есть страхи. И я не знаю, что является первоисточником - страх или событие. Мне легче думать, что мой страх порождает объективную реальность. Только так я перестаю боятся смерти. Потому что залогом моего счастья есть отсутствие страха смерти.
А_Гусев 17-09-2010-14:08 удалить
Ответ на комментарий Ядька #
Исходное сообщение Ядька вопрос курица или яйцо? Долго думала над этим. У меня есть страхи. И я не знаю, что является первоисточником - страх или событие. Мне легче думать, что мой страх порождает объективную реальность. Только так я перестаю боятся смерти. Потому что залогом моего счастья есть отсутствие страха смерти.
Я пишу не о страхе смерти. Это была бы совсем другая тема. Я пишу о "бумеранге". Ни у одного из моих персонажей этого страха нет. Есть видение, предсказание, даже - "зазывание", есть игра со смертью... Спасибо за отклик!
Азма 17-09-2010-14:56 удалить
Эвона как... даже зацитировали))) Тогда добавлю: Слова могут материализовываться, ибо " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Особенно это стала замечать в Израиле и поняла, что частенько мы сами себе программируем судьбу. Все перечисленные вами программировали не только смерть, но и способ её... вместо того, чтобы говорить о Жизни. Как говорят - накаркали(( Потому надо желать друг-другу ЖИЗНИ, добрых дел, здоровья, хороших поступков, тогда и свершаться будет ж е л а е м о е !!!
love_amor 17-09-2010-14:59 удалить
Первый раз, Саша, захотелось тебе возразить. Скорее даже не возразить, а поделиться своими выводами. Я думаю об этом, можно сказать, с детства - с тех пор, когда первый раз столкнулась со смертью - и пришла к выводу, что нам всем одинаково дано предвидеть свою кончину, только большинство людей считают это знание не полезным. Я встречала людей, которые предвидели свою кончину задолго (за много десятилетий) до наступления события - и благополучно дожили до старости. Но были и другие ситуации - когда, едва познакомившись с человеком, я сразу понимала, что он "не жилец", хоть он сам и не допускал мысли о смерти. Тогда как "подсознательное знание" диктовало ему особую форму поведения. Это значит, что предчувствие - всего лишь предчувствие, и никакого воздействия на судьбу не оказывает. В этом списке еще должны быть Ника Турбина и Таня Снежина. Наверно, можно еще вспомнить много имен, если подумать. Хорошего дня тебе, Сашенька))))
Ника1313 17-09-2010-15:17 удалить
А мне кажется, что это совсем не бумеранг. Это просто так кажется... Но казалось бы ради чего Выходить на рубеж огневой, Легкомысленно класть Свои хрупкие жизни на чашу весов? Просто хочется взять и посметь Подразнить ненасытную смерть И хотя б на скаку ей влепить Револьверную пулю в висок. Это песня каскадера Константина Фролова, друга Андрея Ростоцкого. Мужские игры... и самая крутая - игра со смертью. Тема смертности нозит всех, но одни относятся к этому с паническим страхом, вытесняя из сознания, отодвигая мысли об этом, другие - принимают неизбежность и относятся с о спокойной мудростью, третьи - что-то доказывают себе и другим, постоянно бросая вызов, испытывая судьбу... Вечная тема...
А_Гусев 17-09-2010-17:19 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # [QUOTE]Исходное сообщение Ника1313 А мне кажется, что это совсем не бумеранг. Это просто так кажется... А мне кажется, всё-таки бумеранг. Пост не о "смертности", как вы говорите, не о страхе смерти, а именно о "бумеранге": не нужно дразнить смерть, она может отозваться бумерангом. Примеры, по-моему, достаточно убедительны. Спасибо за комментарий!
-NEZNAKOMKA- 17-09-2010-17:29 удалить
Вот это Пост!!! Я эту тему боюсь, когда мысли кружат вокруг нее, насильно пытаюсь отогнать их...Попробую сейчас как - то упорядочить шквал эмоций и вернусь.
А_Гусев 17-09-2010-17:31 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Вот это Пост!!! Я эту тему боюсь, когда мысли кружат вокруг нее, насильно пытаюсь отогнать их...Попробую сейчас как - то упорядочить шквал эмоций и вернусь.
Буду ждать с нетерпением!
А_Гусев 17-09-2010-17:36 удалить
Ответ на комментарий Азма #
Исходное сообщение Азма Эвона как... даже зацитировали))) Тогда добавлю: Слова могут материализовываться, ибо " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Особенно это стала замечать в Израиле и поняла, что частенько мы сами себе программируем судьбу. Все перечисленные вами программировали не только смерть, но и способ её... вместо того, чтобы говорить о Жизни. Как говорят - накаркали(( Потому надо желать друг-другу ЖИЗНИ, добрых дел, здоровья, хороших поступков, тогда и свершаться будет ж е л а е м о е !!!
Ты мудрый челловек, Азма!
Ника1313 17-09-2010-20:51 удалить
Исходное сообщение А_Гусев А мне кажется, всё-таки бумеранг. Пост не о "смертности", как вы говорите, не о страхе смерти, а именно о "бумеранге": не нужно дразнить смерть, она может отозваться бумерангом.
Пост о бумеранге, да. Вы так считаете - не нужно дразнить смерть. Но ведь не случайно вы приводите строчки молодых поэтов - строки, написанные как раз в период осмысления смертности, взросления, для многих впечатлительных натур возраст инициаций ассоциируется со смертью себя прежнего, потому и звучат суицидальные ноты... Вы послушайте песни молодежных групп, стихи подростков - сплошной мрак и суицид - "А я пошел тогда и утопился, и утопился прямо с головою" - это пародия, конечно, но пародия как раз на молодых авторов-исполнителей - мотив романтической смерти очень характерен на протяжении веков. Игры начинаются в возрасте более зрелом. Да и если задаться целью, можно сделать подборку строк тех, кто тоже писал о смерти, играл с ней, но дожил до старости.
А_Гусев 17-09-2010-21:05 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев А мне кажется, всё-таки бумеранг. Пост не о "смертности", как вы говорите, не о страхе смерти, а именно о "бумеранге": не нужно дразнить смерть, она может отозваться бумерангом.
Конечно, можно. И получится солидная подборка.. А вообще-то вы меня убедили. Хотя если говорить о сегодняшних молодых, то они не только поют и болтают, но и совершают суициды.
-NEZNAKOMKA- 17-09-2010-21:13 удалить
И все таки, думаю, что все перечисленные вами Личности, предвидели все, что будет с ними, тем самым программировали свою судьбу. Здесь в русской поэзии, безусловное лидерство занимал Александр Пушкин, написавший стихотворение «Пророк». Хотя была и известная петербургская гадалка Шарлотта Кирхгоф которая рассказала Пушкину о том, что в 37 лет его ждет смерть на дуэли. А вот Лермонтов, по - видимому, сам очень чутко чувствовал будущее. Его взгляды на предвидение будущего нашли отражение в "Герое нашего времени", в главе "Фаталист", в стихах "Предсказание", "Сон". Твой пост подразумевает, что предсказывая свою судьбу, озвучивая свое пророчества, поэты приближают свою смерть, делают ее неизбежной...Не могу точно определиться в этом мнении, раньше я думала, что это все с мистикой связано, потом, что поэты - Пророки. На меня особенно большое впечатление произвел такой расклад: 1. Пушкин - родился в 1799 году - умер в 1837 году. 2. Лермонтов - родился в 1814 году - умер в 1841 году. разница - 15 лет, разница - 41 год. 1. Блок - родился в 1880 году - умер в 1921 году. 2. Есенин - родился в 1895 году - умер в 1925 году. разница 15 лет, разница 41 год. Это ведь очень странное совпадение: Пушкин старше Лермонтова НА 15 ЛЕТ, Блок старше Есенина НА 15 ЛЕТ, Лермонтов погиб через 4 года после Пушкина (точно так же, как Пушкин ОТ ЧУЖОЙ РУКИ). Есенин умер через 4 года после Блока (и тоже ОТ СВОЕЙ РУКИ, как Блок). Следующий факт - Пушкин оказал огромное влияние на Лермонтова (а Лермонтов на Пушкина никакого влияния не оказал), Блок также оказал огромное влияние на Есенина (он был ПЕРВЫМ поэтом, которого увидел Есенин) (а Есенин не оказал никакого влияния на Блока) Столько совпадений, правда? Что это случайность? Так Пророки или нет? Сомнения в этом мнении пришли ко мне позже, и вот почему: Пророк, в переводе с греческого, — говорящий вместо Бога, он Его представитель на земле, посредник в общении с людьми, возвещающий Его волю. При всем уважении к поэтам и поэзии, я не считаю, что поэзия имеет такое близкородственное отношение к религии. Поэтические прозрения далеко не всегда представляют собой волю Бога или ее истолкование. Если механизм познания мира и Бога посредством религии — это вера, то механизм поэтического познания — интуиция, опыт. Не знаю, получилось ли у меня правильно написать то, что хотела...
Ника1313 17-09-2010-21:39 удалить
-NEZNAKOMKA-, На меня совпадения впечатления никакого не производят, совпадения да и только, хотя могу дополнить: через 100 лет после рождения Лермонтова началась первая мировая война, а через 100 лет после смерти - вторая. А вот вторая часть комментария очень интересна - есть о чем подумать. Спасибо.
А_Гусев 17-09-2010-21:39 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Я думаю, получилось. И не одна тема, а несколько. Понравилось про Пророков. То, что поэт, вообще ХУДОЖНИК, может быть не только властителем дум с эстетической стороны, но и вершителем судьбы государства, вершителем истории - это несомненный факт. Без Вольтера или Руссо не было бы ни Французской революции, ни сегодняшней Франции. Без Шекспира, Гете или Данте мир был бы другим... А во все эти цифровые совпадения и приметы я, если честно, не очень верю. Спасибо за интересные мысли. Советую отредактировать, подсократить и выложить это отдельным постом. Удачи!
А_Гусев 17-09-2010-21:41 удалить
Исходное сообщение Ника1313 -NEZNAKOMKA- , На меня совпадения впечатления никакого не производят, совпадения да и только, хотя могу дополнить: через 100 лет после рождения Лермонтова началась первая мировая война, а через 100 лет после смерти - вторая. А вот вторая часть комментария очень интересна - есть о чем подумать. Спасибо.
Совершенно с вами согласен!
-NEZNAKOMKA- 17-09-2010-21:58 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # Сколько людей, столько и мнений...Я сама не могу остановиться на чем - то определенном. Может быть мой взгляд на обсуждаемый вопрос изменится вновь. Вам спасибо.
Natalia_Moll 18-09-2010-00:16 удалить
Во всём есть промысел Божий и невидимая простому глазу космическая математика. Через Пророков говорили Боги. Они выбирали избранных людей, через которых вещали.Мне кажется Пушкин и сам иногда удивлялся - как он такое гениальное мог написать ! Стоит только взмахнуть рукой...
Shuurey 18-09-2010-07:41 удалить
Пожалуй, не трагизм. Игра со смертью, которая будоражила нервы. До определенного момента. Плюс психическая неустойчивость. И понимание окончания яркого дара. Это несчастная Ника Турбина. Гению дано совершить очень многое за короткий промежуток времени. И уйти на пике славы. Но один момент - будучи мудрыми людьми, неужели они не понимали, что дар исчезает? В адрес Пушкина летели обвинения, что он исписался. Сложная судьба Лермонтова. Невостребованный Есенин. Маяковский, похоже, просто не захотел уже жить в том мире, который был вокруг него. Фадеев. Каким бы он ни был. И, в качестве печального примера долгожительства - дедушка Крылов и Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, благополучно переживающий своих сверстников. А они были... Не последний ли дар от Бога?
А_Гусев 18-09-2010-11:10 удалить
Ответ на комментарий Shuurey # [QUOTE]Исходное сообщение Shuurey Да, это так... но не со всем могу согласиться. Пушкин был в расцвете творчества. А как прозаик только начинался. Посмотрите планы его "задумок"! На новое собрание сочинений тянет. Лермонтов - тоже в расцвете творческих сил. Какая проза! Но ведь это только начало! Есенин и Маяковский - другая "опера". Какая же невостребованность у Есенина, если перед самой гибелью был уже "Чёрный человек". И он всегда сам знал цену своему таланту. Как и Маяковский. Причины самоубийства и того и другого до сих пор не до конца ясны. Да и самоубийство ли... О Фадееве не будем... А у Крылова может наберётся десяток-другой хороших басен. Всё остальное... Он, наверное, исключение. Спасибо за интересный комментарий!
А_Гусев 18-09-2010-11:13 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Natalia_Moll Да, конечно. Трудно с вами не согласиться... "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" После завершения "Годунова". Спасибо Вам!
А_Гусев 18-09-2010-11:16 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Я рад, что хочется задумываться. Ради этого и пишу. Спасибо Вам!
Ника1313 18-09-2010-15:44 удалить
Shuurey, Ну-у-у... я так вообще не согласна с вашими выводами. Вы личность перечисляемых поэтов-писателей сводите лишь к их отношению к своему творческому дару. Иссяк - пусти пулю в лоб, чтоб небо не коптить, так что ли выходит? Что плохого в том, что Вознесенский, Крылов, Евтушенко дожили до преклонных лет? Личность человека не исчерпывается одним лишь творческим даром, а те, кто на нем зацикливается - ущербны, именно такие люди опускаются, кончают жизнь трагически, когда проходят пик славы, не силах приспособиться к обычной ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни, к нормальным взаимоотношениям. Взаимоотношения людей со смертью диктуются психологическими особенностями конкретной личности. Жизнь человека состоит из отношений его не только с музой, но с семьей, друзьями, властью, любимыми, сотрудниками и недругами, со здоровьем, с природой, с богом. А отношение к смерти проистекает из отношения к жизни, отношений с окружающим миром - целиком. Вот Крылова нисколько не нозил закат творческой славы - он так любил поесть, что гораздо более трагично перенес бы отсутствие блинов со сметаной на обеденном столе, чем неверность покинувшей его музы. Тургенев был страстным охотником, Толстой на старости лет занялся просвещением... Смешно и глупо требовать, например, от Макаревича, чтоб он продолжал петь свои песни с эстрады - он сам выбирает, что сейчас ему по нраву. И как и с кем/чем ему строить отношения.
Shuurey 18-09-2010-16:44 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # Не совсем так. Дело в том, что отношение к смерти у людей той эпохи было другим. Они ее не боялись, поскольку любая религия дает право на возрождение и сохранение духа. Атеистам в этом плане хуже. Толстой на склоне лет страдал от непонимания семьи, физического бессилия, лжи окружающих себя людей. Столь ли это хорошо? Шестидесятники отжили в 60-х. Но прожили достаточно долго. И, я думаю, увидели провал своих идеалов. Дожить можно и до 100 лет.Но вот сохранить гениальность духа... Приведу жуткий пример с Ландау. После тяжелейшей травмы мозга он был вытащен с того света. Прожил еще 6 лет. Но не смог работать. Так ли хорошо долгожитие при явном осознании потери дара? Не могу судить о Пушкине-прозаике, но вот Симонов-прозаик имеет место быть. Так что ранняя смерть... Не пуля в лоб - остановка на скаку.
Ника1313 18-09-2010-17:39 удалить
Shuurey, Мне кажется, что сохранять нужно человечность. И стараться иметь силу и способность прожить, сколько отмерено, вынести все, что выпало, не потеряв при этом себя. Ваши взгляды противоречат христианским идеям, хоть я и в них профан, поскольку атеист. Вы так лихо решаете за них, чтО им делать стОит, а чтО нет... считаете, что вправе? Это дело Толстого и его семьи - страдать от взаимного непонимания, а наше дело не судить, а сделать выводы для себя. Но не для них. И кто знает, кто этим вопросом занимался, а ведь может деятельность Толстого в яснополянской школе стоила всего его творческого пути? Ведь не просто так пришел он к этому - что просвещение для него важнее писательства, что обучение крестьянских ребятишек - это тоже творчество. И радости дает не меньше... Ваше отношение к Ландау - утилитарное какое-то... Еще про Филатова скажите, чего его выхаживали, раз в кино больше сниматься не мог... Не знаю, чем вам не по нраву прозаики Пушкин и Симонов. Мне нравятся оба. Чем плох шестидесятник Окуджава? Не кажется ли вам, что его бесхитростные песенки освящены не столь высоким поэтическим мастерством, сколько высочайшим даром человечности - сохранения в себе истинно человеческих качеств - порядочности, нравственности, искренности, терпимости, добросердечия - до самой старости и смерти?
А_Гусев 18-09-2010-22:40 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # [QUOTE]Исходное сообщение Ника1313 Shuurey, Ника1313 Целиком разделяю Ваши взгляды! Лишь одно уточнение: эксперимент с Яснополянской школой оказался неудачным... Толстой бросил эту затею , вернулся к писательству и создал главные свои книги.
А_Гусев 18-09-2010-22:53 удалить
Исходное сообщение Shuurey Не совсем так. Дело в том, что отношение к смерти у людей той эпохи было другим. Они ее не боялись, поскольку любая религия дает право на возрождение и сохранение духа. Атеистам в этом плане хуже. Толстой на склоне лет страдал от непонимания семьи, физического бессилия, лжи окружающих себя людей. Столь ли это хорошо? Шестидесятники отжили в 60-х. Но прожили достаточно долго. И, я думаю, увидели провал своих идеалов. Дожить можно и до 100 лет.Но вот сохранить гениальность духа... Приведу жуткий пример с Ландау. После тяжелейшей травмы мозга он был вытащен с того света. Прожил еще 6 лет. Но не смог работать. Так ли хорошо долгожитие при явном осознании потери дара? Не могу судить о Пушкине-прозаике, но вот Симонов-прозаик имеет место быть. Так что ранняя смерть... Не пуля в лоб - остановка на скаку.
Шестидесятники не отжили свой век в шестидесятые. Наоборот - выросли в мастеров: Василий Аксёнов, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Анатолий Гладилин, Булат Окуджава ( стал романистом). Пример с Ландау считаю некорректным. Уход Толстого прежде всего связан с его скверным характером, неприязнью к Софье Андреевне, которая отдала ему жизнь и которую он замучил; ссорой с семьёй... "Повести Белкина" Пушкина - подлинный шедевр русской классики! А вот К. Симонов с некогда популярными его романами уже не интересен. Устарел.
Ника1313 19-09-2010-07:08 удалить
А_Гусев, А мне кажется, что симоновские "Живые и мертвые" - до сих пор лучшее произведение о войне... во всяком случае, я лучшего не читала. Буду благодарна, если мне подскажут более сильные произведения.
А_Гусев 19-09-2010-11:47 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 А_Гусев, А мне кажется, что симоновские "Живые и мертвые" - до сих пор лучшее произведение о войне... во всяком случае, я лучшего не читала. Буду благодарна, если мне подскажут более сильные произведения.
"Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются" - хорошие книги, но они замешаны на официальной концепции войны и о многом умалчивают, многое искажают, скрывают, недосказывают. Вся правда о войне - в документальных книгах Виктора Суворова. Художественная литература: В. Гроссман "Жизнь и судьба", В. Астафьев "Прокляты и убиты" (1995), В. Шаламов "Последний бой майора Пугачова"...
Ника1313 19-09-2010-13:44 удалить
А_Гусев, Спасибо. Суворова я читала, но это книги именно, что документальные, не художественные. Надо почитать Гроссмана и Шаламова.
А_Гусев 19-09-2010-14:26 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 А_Гусев, Спасибо. Суворова я читала, но это книги именно, что документальные, не художественные. Надо почитать Гроссмана и Шаламова.
Я и сказл - У Суворова -документальные... Прочтите ещё Астафьева , не пожалеете. И кончно же, "А зори здесь тихие"... вот она - жуткая правда о войне. Во времена Константина Симонова всего этого бы не напечатали Спасибо Вам большое за интересные и дельные выступления в этой импровизированной дискуссии. Правда, она разветвилась, ушла в сторону, но, может быть, так и нужно:)


Комментарии (48): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник зову я смерть... | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»