• Авторизация


перечитывая "школьную" классику... 18-01-2010 14:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[449x482]

 

                      

 

                         НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ!?

 Что же тогда, если не зависть (смотрите предыдущий пост) - движет пушкинским Сальери, когда он решается бросить яд в бокал Моцарта?
Ответ в первых строках трагедии:
            Все говорят: нет правды на земле.
           Но правды нет - и выше.
И – продолжение этой навязчивой мысли…
           …О Небо! Где же правота, когда священный дар,
           когда бессмертный гений – не в награду
           Любви горящей, самоотверженья,
           Трудов, усердия, молений послан –
           А озаряет голову безумца,
           Гуляки праздного?..
Пушкинский Сальери восстаёт против Божьей несправедливости, которую понимает как равновесие между тем, что ХУДОЖНИК, например, он, Сальери, отдаёт, и тем, что получает взамен своих «трудов, самоотверженья усердия, молений».
 Бог не справедлив! – убеждён Сальери.
 И вот он берёт на себя тяжелейшую миссию восставновить эту попранную «на земле и выше» ПРАВДУ.
 Не это ли один из мотивов убийства   баловня Бога – Моцарта, недостойного своего дара, похитившего его у подлинных служителей муз, таких, как Сальери?..
Проблема, кстати, всегда – актуальна. Сколько «великих» жили и живут сегодня с тяжёлой мыслью о своей «обделённости», о том, что их собратья по искусству свою славу добыли незаслуженно, пользуются украденным у них признанием и успехом – «по протекции». До яда, правда, не доходит, да и зачем, когда есть такая чудесная вещь, как компромат во всех его проявлениях…
Но вернёмся к нашему герою.
Сальери, по Пушкину, - становясь убийцей гения, - спасает искусство от неизбежной гибели: «Что пользы, если Моцарт будет жив/ И новой высоты ещё достигнет/ Подымет ли он тем искусство? Нет;/ Оно падёт опять, как он, исчезнет: наследника нам не оставит он...»
Вот почему недопустимо позволить Моцарту достигнуть новых высот.
Ибо никто не окажется способным подняться выше, превзойти гений Моцарта. И искусство остановится в своём поступательном движении. Погибнет. Сальери ощущает себя призванным не дать этому случиться – сделаться спасителем искусства.
Мучает Сальери и другой вопрос – совместны ли гений и злодейство...
 Но это уже – тема особая.
 
 

[699x434]

ИЛЛЮСТРАЦИИ: М. ВРУБЕЛЬ

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (40): вперёд»
А_Гусев 18-01-2010-15:17 удалить
Исходное сообщение Your_sweet_blonde спасибочки
Такие комменты мне не нужны. Не та тема.
Азма 18-01-2010-16:10 удалить
Тут не столько зависть к таланту и успехам Моцарта, как уязвлённая гордыня! Ведь награда за "любовь горящую, самоотверженье, труды, усердие, моленья" отдана другому(( И тогда Сальери берёт на себя право судить, и лишать жизни, уподобляя себя Господу, тем самым сомневаясь в Его правоте... А ведь тем самым он совершает смертный грех.
А_Гусев 18-01-2010-16:19 удалить
Исходное сообщение Азма Тут не столько зависть к таланту и успехам Моцарта, как уязвлённая гордыня! Ведь награда за "любовь горящую, самоотверженье, труды, усердие, моленья" отдана другому(( И тогда Сальери берёт на себя право судить, и лишать жизни, уподобляя себя Господу, тем самым сомневаясь в Его правоте... А ведь тем самым он совершает смертный грех.
Спасибо, Азма! Именно это я и хочу доказать! Уже первые слова Сальери - греховны: правды нет и выше... Радости тебе в Новом году!
olgab2009 18-01-2010-18:11 удалить
Гением всегда завидывали...хотя...я смотрела передачу о Моцорте,скажу честно,мне его стало жаль!
А_Гусев 18-01-2010-20:09 удалить
Исходное сообщение olgab2009
Но здесь речь идёт не о зависти... Спасибо за отклик!
А_Гусев, И о зависти тоже: «А ныне - сам скажу - я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.» Зависти трудолюбивого таланта к гению.
А_Гусев 18-01-2010-22:38 удалить
Исходное сообщение Вдова_Каракурта А_Гусев , И о зависти тоже: «А ныне - сам скажу - я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.» Зависти трудолюбивого таланта к гению.
Знаете, я об этой зависти уже писал в предыдущем посте, было много комментов, не хочется повторяться. Да, это особая и странная зависть... Мой пост о другом, но почему-то никто не хочет этого замечать. Спасибо Вам!
Русс 23-01-2010-13:10 удалить
Может смерть гениев и "полезна", ибо дальнейшее занятие искусством приведет лишь к его вырождению.... совместны ли гений и злодейство...? Легко совместны. Если гений не реализует себя там где хочет - он реализует себя там, где получится. Яркий пример Гитлер (хотел стать художником), Сталин (хотел стать священником)
А_Гусев 23-01-2010-16:06 удалить
Ответ на комментарий Русс #
Исходное сообщение Вадосов
Спасибо! О гении и злодействе я как раз и хотел писать нечто подобное. Вы меня опередили. Значит, пушкинский Моцарт не прав...
Svyato 24-01-2010-17:45 удалить
Вадосов согласен, в истории много таких примеров, почти все гении не в себе!
А_Гусев 24-01-2010-17:56 удалить
Ответ на комментарий Svyato #
Исходное сообщение Святослав_Тищенко Вадосов согласен, в истории много таких примеров, почти все гении не в себе!
На то они и гении...
word-man 24-01-2010-19:42 удалить
А_Гусев, вопрос тяжёлый про справедливость разноодарённости. Я вот считаю - что разность в степени талантов - это несправедливо. Поэтому на гениях лежит двойная тяжесть - не только реализовать свой талант, но и подарить другим что-то, что осветит их жизнь.
А_Гусев 24-01-2010-20:03 удалить
Ответ на комментарий word-man #
Исходное сообщение word-man А_Гусев, вопрос тяжёлый про справедливость разноодарённости. Я вот считаю - что разность в степени талантов - это несправедливо. Поэтому на гениях лежит двойная тяжесть - не только реализовать свой талант, но и подарить другим что-то, что осветит их жизнь.
А если гений - АРТИСТ, ХУДОЖНИК... Разве своим гением он не освещает жизнь людей? Не дарит людям счастье? А что касается разности в степени талантов - тут уж ничего не поделаешь: так природа захотела... Здесь о справедливости речь не идёт. Спасибо!
Ника1313 24-01-2010-23:48 удалить
А_Гусев, А я уже который раз перечитываю ваш пост, но кроме мысли о спасении искусства, чтоб оно не остановилось, упорно натыкаюсь на другую. Я от нее отмахивалась и все равно она есть. Это то, о чем говорит Азма, только я в грехах не разбираюсь. Но вот эта мысль мне кажется у Пушкина неслучайна и обдуманна. Он атеист, поэтому тяжесть смертного греха возможно, не осознается, хотя именно тогда Пушкин обратился к Библии и Корану - замысел трагедии возник в Михайловском. Тогда была опубликована исповедь Сальери. Уже в 1826 году "Моцарт и Сальери" упоминается в переписке друзей, наряду с "Годуновым". Пушкин говорил о трагедии так, что решили, будто она уже написана. И лишь через несколько лет он ее написал, все эти годы постоянно сталкиваясь с тем, что его судьбу и судьбы других решает не Бог, а конкретные люди. Мне даже кажется неслучайным, что написана она была в одно время с "Выстрелом", сюжет которого тоже вынашивался годами. Тогда отношение к дуэли сформировалось не как к ритуальному действию оправдания чести, а поединок рассматривался как возмездие, именно как Право решать чужую судьбу, поединок, когда не просто обменивались выстрелами, но стрелялись до устранения одного из противников. Вопрос о Праве решать людские судьбы, восстанавливать справедливость ставит Пушкин. Именно ставит, не отвечая на него, а заставляя задуматься.
А_Гусев 25-01-2010-00:41 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 А_Гусев,..." А я уже который раз перечитываю ваш пост, но кроме мысли о спасении искусства, чтоб оно не остановилось..." ... ЕСТЬ И ДРУГАЯ МЫСЛЬ: НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ-БОГ НЕ СПРАВЕДЛИВ! "Вопрос о Праве решать людские судьбы, восстанавливать справедливость ставит Пушкин. Именно ставит, не отвечая на него, а заставляя задуматься".
************************** Вот в этих Ваших словах, прежде всего о восстановлении справедливости (основной мотив Сальери), и заключается главная мысль моего материала.материала. Вы провели интересное и аргументированное исследование - я благодарен. Кое- что я сказал в своём предыдущем посте, не хотелось повторяться. Но теперь вижу: если нам с Вами объединить наши материалы и документы, получится неплохое исследование. Ведь в общем-то мы мыслим в одном направлении. Спасибо Вам большое!
Ника1313 25-01-2010-05:01 удалить
А_Гусев, Спасибо. Только какие там у меня материалы - примечания к трагедии да обобщенные мысли после прочитанного когда-то о жизни самого поэта.
А_Гусев 25-01-2010-12:27 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 А_Гусев,
Вам огромное спасибо - это был первый комментарий по сути дела. Но меня волнует ещё одна проблема: современные "сальери": чего только не делалось и не делается, чтобы "убивать" "МОЦАРТОВ", восстанавливая таким образом якобы попранную "справедливость" по отношению к себе, несправедливо обойдённым...
Ника1313 25-01-2010-13:05 удалить
Вот в чем и заключается гениальность Пушкина - умение в поэтических строках поставить Проблему, несмотря на жесточайшую цензуру. Где-то я читала, что Пушкин был первым писателем, который был не просто о-писателем чувств, событий, действий, а в своих произведениях ставил перед читателем вопросы, побуждал задуматься - "чувства добрые я лирой пробуждал"... А о масштабах современного сальеризма уже страшно задуматься. Выход только один - воспитание, воспитание и еще раз воспитание.
А_Гусев 25-01-2010-14:55 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313
Мне стыдно в этом признаться, но... я не верю в воспитание и перевоспитание - особенно в таких случаях. Пороки, как и добродетели, заложены в нас генетически. Хорошо, если бы я ошибался...
Ника1313 25-01-2010-18:06 удалить
В перевоспитание я тоже не верю... Именно воспитание, с самого начала. Я вот в сети книги Руссо найти не могу. Как мог один человек повлиять на воспитание целого поколения... Хотелось бы прочесть. Но это я уже ухожу от темы. Но, по крайней мере, надо ставить и ставить эти вопросы и побуждать всех думать. Особенно Вам. У Вас все карты в руках. И замечательно, что Вы это делаете.
А_Гусев 25-01-2010-18:27 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 В перевоспитание я тоже не верю... Именно воспитание, с самого начала. Я вот в сети книги Руссо найти не могу. Как мог один человек повлиять на воспитание целого поколения... Хотелось бы прочесть. Но это я уже ухожу от темы. Но, по крайней мере, надо ставить и ставить эти вопросы и побуждать всех думать. Особенно Вам. У Вас все карты в руках. И замечательно, что Вы это делаете.
Спасибо! Здесь, конечно... И не только Руссо. Здесь и Вольтер, и Янош Корчак, и ЛевТолстой... и Сталин с Гитлером - тоже. Да, повлияли. Но результаты этого влияния ведь далеко не однозначны. Были руссоисты и антируссоисты: одни использовали учение тех же французских просветителей, сея добро, а другие- во зло. А как различны плоды воспитания того же, к примеру, - Фридриха Ницше! Я знаю, что способен повлиять благотворно на какую-то часть людей, и они станут моими учениками, многие стали. Но я совершенно не способен воздействовать людей, далёких мне по духу, просто генетически далёких...
А_Гусев 25-01-2010-18:38 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев
Исходное сообщение Ника1313 В перевоспитание я тоже не верю... Именно воспитание, с самого начала. Я вот в сети книги Руссо найти не могу. Как мог один человек повлиять на воспитание целого поколения... Хотелось бы прочесть. Но это я уже ухожу от темы. Но, по крайней мере, надо ставить и ставить эти вопросы и побуждать всех думать. Особенно Вам. У Вас все карты в руках. И замечательно, что Вы это делаете.
Спасибо! Здесь, конечно... И не только Руссо. Здесь и Вольтер, и Янош Корчак, и ЛевТолстой... и Сталин с Гитлером - тоже. Да, повлияли. Но результаты этого влияния ведь далеко не однозначны. Были руссоисты и антируссоисты: одни использовали учение тех же французских просветителей, сея добро, а другие- во зло. А как различны плоды воспитания того же, к примеру, - Фридриха Ницше! Я знаю, что способен повлиять благотворно на какую-то часть людей, и они станут моими учениками, многие стали. Но я совершенно не способен воздействовать на людей, чужжых мне по духу, генетически далёких... Вы скажете - сделай его близким по духу... И вот как раз этого я не умею, много раз пробовал: либо "прокол", либо "фальшь"...
Ника1313 25-01-2010-20:40 удалить
Вы говорите "сделай его близким по духу... И вот как раз этого я не умею, много раз пробовал: либо "прокол", либо "фальшь"..." - но ведь самое-то главное, что делаете. Даже если "прокол" - что-то в душу, возможно западет - факт, слово, эмоция. Может, потом кто-то другой придет и довершит начатое Вами, возможно, скажет то же, но другими словами, и будет услышан потому, что какой-то зародыш, отзвук, тень вы в душу заронили. Никто не знает, что станет последней решающей каплей, но делать надо. А вдруг именно ваши слова и окажутся той самой последней пушинкой?
А_Гусев 25-01-2010-21:20 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 #
Исходное сообщение Ника1313 Вы говорите "сделай его близким по духу... И вот как раз этого я не умею, много раз пробовал: либо "прокол", либо "фальшь"..." - но ведь самое-то главное, что делаете. Даже если "прокол" - что-то в душу, возможно западет - факт, слово, эмоция. Может, потом кто-то другой придет и довершит начатое Вами, возможно, скажет то же, но другими словами, и будет услышан потому, что какой-то зародыш, отзвук, тень вы в душу заронили. Никто не знает, что станет последней решающей каплей, но делать надо. А вдруг именно ваши слова и окажутся той самой последней пушинкой?
Вы очень добры, Марина. И меня трогают ваши слова, ваша вера в меня. Но я всегда знаю, и вы знаете не хуже меня о том, что "кто-то" ( ему нет счёта) - чаще всего не довершает, а рушит начатое мною - ведь тот, кого я пытаюсь воспитывать очень часто попадает не в добрый, а в злой, завистливый, жестокий и беспощадный мир. Пока в обществе царит духовный беспредел, - сама попытка доброго воздействия, гуманного воспитания теряет под собой почву. Что делать, если сегодня зло, лицемерие, жадность, зависть - победили... Если ребёнок уже в раннем школьном возрасте оказывается запрограммированным не на доброе, а на злое. В фильме "Школа", я думаю, главное - о той пропасти непонимания, которая сформировалась между детьми и взрослыми, в том числе и учителями- "воспитателями". Это- тотальное непонимание. Суперконфликт между отцами и детьми, который и не снился Тургеневу.
О....я так далека от этого....Мир устроен несправедливо - это можно считать установленным фактом. Если Бог существует, и даже Он не сумел устроить мир справедливо ...
А_Гусев 26-01-2010-23:24 удалить
Ответ на комментарий Логово_Белой_Волчицы #
Исходное сообщение Галина_пестова
Раз Вы далеки от этого - то для Вас мир устроен вполне справедливо!
Ответ на комментарий А_Гусев # Спасибо Вам огромное, что хоть Вы меня понимаете!!!
А_Гусев 27-01-2010-00:05 удалить
Ответ на комментарий Логово_Белой_Волчицы #
Исходное сообщение Галина_пестова Спасибо Вам огромное, что хоть Вы меня понимаете!!!
Уже давно... Я с Вами!
Ника1313 28-01-2010-07:06 удалить
А_Гусев, Пропасть непонимания... Ну так, что называется, за что боролись... Откуда оно возьмется понимание? Прошли те времена, когда детей воспитывали, в истинном смысле этого слова, родители. Сейчас родители детей дрессируют, прививая необходимые навыки, а воспитывают их телевизор, компьютер и еще непонятно кто. Мы не знаем, что они смотрят, слушают, какие выводы для себя делают... Все закономерно. Сначала взрослые отмахиваются от детей, не допуская их в свой взрослый мир, сосредоточенный на деньгах и "потреблятстве", как выражается word-man, а потом дети не пускают взрослых в свой мир, неизвестно по какому образцу скроенный, слепленный из виртуально-фэнтэзийно-криминальных пазлов, с редкими узнаваемыми нами фрагментами, причем "почему-то" далеко не лучшими из нам известных...


Комментарии (40): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник перечитывая "школьную" классику... | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»