• Авторизация


литература и жизнь 17-08-2009 20:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

 

       Л И Ш Н И Й   Ч Е Л О В Е К

                                             М. Врубель. Печорин.

В начале 19 ВЕКА в русском обществе  стал заметен странный человек: дворянин, вступивший в разлад со своей средой. Он полон лучших устремлений, но не умеет найти применения своим силам, знаниям, образованию.
Скептик. Неудачник. Бездельник. Пессимист.
«Умная ненужность». «Байроническая личность»...
Этот персонаж был незамедлительно  подхвачен литературой, стал литературным типом. 
Как впоследствии - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ТУРГЕНЕВСКАЯ ЖЕНЩИНА», «НИГИЛИСТ», «БОСЯК»....

 «Лишний человек», «лишние люди»...
Откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Льва Толстого ,Чехова, Горького.
 Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин, Обломов...
 
Описан он достаточно: его
Прозвали «лишним». Честный по натуре,
Он был аристократ, гуляка и лентяй;
Избыточно снабжённый всем житейским,
Следил он за движеньем европейским... (Н.А. Некрасов, Медвежья
охота)
 
Многие литературоведы полагают: термин   придумал А.И.Герцен. По другой версии, сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит». Широкое распространение этого определения началось в литературной критике после выхода «Дневника лишнего человека» (1850) И.С. Тургенева.
Как бы то ни было, тема «Образ лишнего человека» в русской литературе 19 века» на долгие десятилетя утвердилась в школьных сочинениях . И всем порядочно надоела.
 Но вот он вернулся.  «Лишний человек» сегодня - снова герой дня. Но на этот раз – ГЛАВНЫЙ!
 Я бы сказал – символ современного  общества. Его – лицо! Его –боль. Его суть. Его – ДРАМА...
Это – многие сотни выкинутых из активной жизни моей страны - учителей, вузовсуких преподавателей, врачей, учёных , строителей, квалифицированных рабочих, инженеров, агрономов,  специалистов самого высокого класса.
Это – бесконечные трагедии разорившихся фермеров, крестьянских хозяйств.
Это толпы  полных сил и желания трудиться молодых безработных. (безработица в Латвии вот-вот достигнет 12%).
Это -   сотни обанкротившихся предпринимателей.
Это обворованные государством пенсионеры, потерявшие 70% своей пенсии, если они ещё где-то работают, и 10%,- для кого пенсия единственное средство к существованию...
Это - сотни людей с протянутой рукой на улицах...
Это закрывающиеся больницы, школы, фирмы, отбрасывающие своих служащих в «галерею лишних людей». Так это называлось некогда в школьных учебниках
   Я знаю – вы скажете: это совсем другие «лишние люди».
Не те - «избыточно снабжённые житейски» .
   Да, лишний человек  вернулся в новом,   пугающем и измождённом виде.  
    Это не человек 19 века, осуждаемый своей страной за бездеятельность и нежелание служить ей. Это наоборот: человек, от котрого страна отказалась и отвернулась, отбирая у него всё и выталкивая его за свои пределы... на заработки.
 Только что передали по радио: из страны  уезжают врачи самого высокого класса. Здесь они больше не нужны:  лишние...
 Подобные известия – каждый день.
 Такой вот новый типаж  в современной жизни.
 И он ждёт своего воплощения в литературе. В искусстве.
Только назовут этого «героя нашего времени»,  я думаю, уже как-нибудь иначе. И проблемы у него будут – не печоринские... 
Одно несомненно: в  психологизме, в глубине переживаний никакому Печорину он не уступит.

[648x492]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (70): вперёд» последняя»
LUDA2087 17-08-2009-20:22 удалить
............ Спасибо.........
А_Гусев 17-08-2009-20:29 удалить
Ответ на комментарий LUDA2087 # Благодарю за понимание...
. с точки зрения вора и грабителя... лишний человек тот у которого больше нечего взять... это бессмертный Дон Кихот... однако это единственный неиссякаемый источник духовной пищи... .
А_Гусев 17-08-2009-22:24 удалить
ИНТЕРЕСНАЯ МЫСЛЬ. ДОН КИХОТ... КАК ВЫ ДУМАЕТЕ - ОН "ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК..."? ВЕДЬ ДЕЛО И В ТОМ, КАКИМ ТЫ СЕБЯ САМ ОЩУЩАЕШЬ...
Азма 18-08-2009-01:51 удалить
А_Гусев, В 93 году мой муж стал "лишним человеком", полтора года он не мог найти работу, а потом и не стал искать... Смерть его в 99 году и стала завершением всех метаний и поисков нужности. Целые посёлки безработных, выживающих дарами тайги да своих приусадебных участков - действительность Дальнего Востока в России. В Бире , в 2009 году закрылась средняя школа, которую я когда-то закончила, чуть-чуть не дожившая до своего 100-летия со дня открытия. До этого закрывались почта, комбинат бытового обслуживания, больница, аптека, детский сад, магазины сельпо... оставляя после себя развалины, даже в квартиры не переделывают. Проблема "лишних людей" в моём посёлке решается примитивно - вешаются.
Исходное сообщение Азма А_Гусев , В 93 году мой муж стал "лишним человеком", полтора года он не мог найти работу, а потом и не стал искать... Смерть его в 99 году и стала завершением всех метаний и поисков нужности. Целые посёлки безработных, выживающих дарами тайги да своих приусадебных участков - действительность Дальнего Востока в России. В Бире , в 2009 году закрылась средняя школа, которую я когда-то закончила, чуть-чуть не дожившая до своего 100-летия со дня открытия. До этого закрывались почта, комбинат бытового обслуживания, больница, аптека, детский сад, магазины сельпо... оставляя после себя развалины, даже в квартиры не переделывают. Проблема "лишних людей" в моём посёлке решается примитивно - вешаются.
неужели и в Израиле есть проблемы такие? неужели вешаются? .
Азма 18-08-2009-08:15 удалить
Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ # Юрий, странно что в тексте вы не заметили слов - Россия и Дальний Восток. В Израиле тоже безработица, но тут человека всё таки поддерживают пособием. И здесь от голода и холода не помрёшь. А вот с 1993 по 1996 год в России мои сваты работали в пчелсовхозе, не получая зарплаты - это нормально? Когда пенсию по 6 месяцев задерживали - это по-человечески? Когда сыну, выпускнику университета (экономисту), уже с 2-х годичным опытом работы, после бакротства СБС-Агро с трудом нашли работу ночного сторожа(по блату!!) - кем он должен был себя чувствовать, осчастливленным? Нужным государству? Про себя вообще молчу - инвалид, уволенная из-за нерабочей группы... меня не брали Н И К У Д А!! А прожить на пенсию 2-ё группы не пытайтесь - руки сами за верёвкой потянутся(((
А_Гусев 18-08-2009-10:05 удалить
Ответ на комментарий Азма # [QUOTE]Исходное сообщение Азма А_Гусев , Всё подобное, только в десятикратных размерах происходит сейчас , у меня на глазах. Объясняют кризисом. Но в соседних прибалтийских государствах, например, в Литве т а к о г о - нет. Руководители государства оказались умнее и предусмотрительные. Задолго приняли меры. У нас слишком поздно спохватились. Жили "жирно", не заглядывая в завтрашний день, не слушая советов умных экономистов. Тратили больше, чем зарабатывали. Сворачивали и так захудалое производство. И вот - результаты, давно предсказуемые. Только сейчас народ, независимо от национальностей, осознал, что его просто кинули. Это объединило людей. Объединило в беде.... И самоубийств - немало! Спасибо, Азма, за ценные свидетельства.
А_Гусев, я бы поставила вопрос иначе. Дело не в том, что человек лишний или нет. а скорее всего в его нужности. Нужности времени, обществу...
А_Гусев 18-08-2009-13:34 удалить
Ответ на комментарий Мадлена_де_Робен #
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев , я бы поставила вопрос иначе. Дело не в том, что человек лишний или нет. а скорее всего в его нужности. Нужности времени, обществу...
А разве Печорин или Онегин не нужны обществу? Общество им не нужно... Так я и ставлю вопрос. А сегодня наоборот: общество выбрасывает человека, в посте идёт речь о людях, которые стали лишними.ненужными обществу. Спасибо за отклик!
Shuurey 18-08-2009-13:39 удалить
Не кажется ли вам,что обмусоливание проблемы "лишних людей",как и "демонических личностей",было похоже на какое-то поветрие,моду?Европа и Россия же тогда страшно воевали -войны Наполеона,1 Отечественная война,русско-турецкая война,война на Кавказе ,туда же втянуты и Англия с Францией.И на фоне этого Печорин...Кстати говоря,похоже,он был в русском экспедиционном корпусе на Кавказе.Но изучаются его странные телодвижения по собственному развлечению на фоне боевых действий,между прочим. Сейчас мы имеем приблизительно то же самое -странные движения по борьбе с эмо и готами на уровне минобраза и то,что творится вне молодежного движения-там,где просто живут люди.Из Казахстана люди ездят лечиться в Россию -мы просто с ними граничим.Из России тянутся в Германию или тихо помирают. Получается как в анекдоте -при изучении "Анны Карениной"-господин учитель,мне бы ваши проблемы...Приблизительно с таким чувством я теперь читаю свободолюбивую лирику...
А_Гусев, именно Онегин и Печорин не нужны обществу, потому что они отличаются от основной массы людей...
А_Гусев 18-08-2009-15:06 удалить
Ответ на комментарий Shuurey # [QUOTE]Исходное сообщение Shuurey /QUOTE] Добрый день! На каждый из абзацев вашей статьи можно бы было написать отдельный пост -столько материала для размышлений. В комментарии этого не сделаешь. Если вы считаете, что Пушкин, Лермонтов, Герцен.... занимались обмусоливанием "лишнего человека", - я так не думаю. Они здесь были открывателями, заметив "умную ненужность" в российской действительности, попытавшись раскрыть суть подобного явления. Без этого русская литература остановилась бы в своём развитии. Да, конечно, подобный персонаж уже был в западной литературе. Россия всегда, как "переимчивый Княжнин,"- следовала за Западом. Весь 18 век - уж точно И начало 19 века... Всемирность какого-то явления лишь свидетельствует об его значимости, а не об "обмусоливании". Печорин - это всё-таки русский, а не французский персонаж. Ещё раз благодарю вас за интересный материал!
А_Гусев 18-08-2009-15:10 удалить
Ответ на комментарий Мадлена_де_Робен #
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев , именно Онегин и Печорин не нужны обществу, потому что они отличаются от основной массы людей...
Это - открытие! значит, всё, кто отличается от основной массы людей, - не нужны обществу? Подумать страшно - выходит все гении человечества были не нужны обществу. Уж они то точно отличались от основной массы...
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев , именно Онегин и Печорин не нужны обществу, потому что они отличаются от основной массы людей...
лишние люди - самые нужные и в них всегда дефицит ================================ как и Дон Кихот они не нужны - бюрократам общества а для развития общества они конечно нужны... это лишние люди для бесчеловечной стороны любой системы (царской... советской... капиталистической) - но не для человечности .
Исходное сообщение Азма Юрий, странно что в тексте вы не заметили слов - Россия и Дальний Восток. В Израиле тоже безработица, но тут человека всё таки поддерживают пособием. И здесь от голода и холода не помрёшь. ...
ну да Вы начали про Дольний Восток а кончили - "в нашем поселке" отсюда и ошибка вопроса моего - вешаются ли в Израиле?... спасибо за уточнение... .
Shuurey 18-08-2009-16:51 удалить
Стараемся))) Но я-то имела в виду другое -просто в то время для изучения были важны переживания людей,которые не были голодными,не работали тяжело.То есть остальные люди были как бы вне...Толстой впервые сравнял в "Воскресении" в правах на счастье черную и белую кость. Но тогда называть нынешних "обиженных и оскорбленных" лишними нет смысла -они не лишние,они снова только вне... Относительно нужности или ненужности обществу -а смысл определять,нужны ли они?Вот представьте Онегина на месте Дениса Давыдова -а почему нет?Он чуть моложе по возрасту.Что будет делать человек в экстремальной ситуации?Печорин,кстати,по описаниям -неплохой вояка и недобрый человек.Как раз они-то и были частью общества,не отличаясь от него.Типичное поведение,вплоть до разрешенности убийства человека на дуэли. "Белой вороной" был Толстой,сам по себе.Пожалуй,Достоевский.
Исходное сообщение Shuurey Стараемся))) Но я-то имела в виду другое -просто в то время для изучения были важны переживания людей,которые не были голодными,не работали тяжело.То есть остальные люди были как бы вне...Толстой впервые сравнял в "Воскресении" в правах на счастье черную и белую кость. Но тогда называть нынешних "обиженных и оскорбленных" лишними нет смысла -они не лишние,они снова только вне...
а "Барышня-крестьянка"... "Станционный смотритель"? у Пушкина хоть любовь описывается а у Толстого одни недоразумения... .
Shuurey 18-08-2009-17:07 удалить
Описывается,но..."Крестьянка" -это разрешенные игры в одном сословии очень юных людей,еще не испорченных кастовыми предрассудками.В "Станционном смотрителе" церковного брака не было,что очень мучило отца.Это тоже игры юнцов. Относительно "Воскресения" -просвещенные маменьки полагали,что направить новые интересы благородного юноши проще на дому.Что и делалось во всех благородных семействах и считалось нормой -поскольку горничные -не люди.И только у Толстого человек понимает,что так нельзя было делать.Кстати говоря,разбитый перстень Левина -из этой же серии -ударив нечеловека для него,он должен оставить память о том,что делать недопустимо.Поскольку это противоречит как раз новым веяниям времени.
-NEZNAKOMKA- 18-08-2009-18:06 удалить
Тема то какая - острая. Горе от ума... Думаю, что жить и управлять стадом намного проще, чем позволить себе открыто общаться с умными людьми...Уж они то, видят фальшь...Оттого и лишние. Сейчас подумаю и вернусь, это первое впечатление от беглого прочтения. Но Душа у тебя Саш, болит видимо сильно...Пост - крик! [648x492]
А_Гусев 18-08-2009-18:09 удалить
Ответ на комментарий Shuurey #
Исходное сообщение Shuurey Но тогда называть нынешних "обиженных и оскорбленных" лишними нет смысла -они не лишние,они снова только вне... ********************************* ЧТО ЗНАЧИТ "ВНЕ"? РАЗВЕ НЕ ЛИШНИЕ? ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВНЕ ОБЩЕСТВА И НЕ ПО СВОЕЙ ВИНЕ, - ОН И ЕСТЬ ЛИШНИЙ... **************************** Относительно нужности или ненужности обществу -а смысл определять,нужны ли они?Вот представьте Онегина на месте Дениса Давыдова -а почему нет?Он чуть моложе по возрасту.Что будет делать человек в экстремальной ситуации?Печорин,кстати,по описаниям -неплохой вояка и недобрый человек.Как раз они-то и были частью общества,не отличаясь от него.Типичное поведение,вплоть до разрешенности убийства человека на дуэли. "Белой вороной" был Толстой,сам по себе.Пожалуй,Достоевский. ***************** С ЭТИМ Я СОГЛАСЕН! СПАСИБО ВАМ!
А_Гусев 18-08-2009-18:18 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Тема то какая - острая. Горе от ума... Думаю, что жить и управлять стадом намного проще, чем позволить себе открыто общаться с умными людьми...Уж они то, видят фальшь...Оттого и лишние. Сейчас подумаю и вернусь, это первое впечатление от беглого прочтения. Но Душа у тебя Саш, болит видимо сильно...Пост - крик! [648x492]
***************** И ОТТОГО ТОЖЕ... КАК ТЫ ПРАВА, МАРИНА! ДА, КРИК!
А_Гусев 18-08-2009-18:29 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # Большое тебе спасибо за эту иллюстрацию, Марина! Именно то, что я хотел!
А_Гусев 18-08-2009-18:32 удалить
Исходное сообщение ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ Исходное сообщение Shuurey Стараемся))) Но я-то имела в виду другое -просто в то время для изучения были важны переживания людей,которые не были голодными,не работали тяжело.То есть остальные люди были как бы вне...Толстой впервые сравнял в "Воскресении" в правах на счастье черную и белую кость. Но тогда называть нынешних "обиженных и оскорбленных" лишними нет смысла -они не лишние,они снова только вне... а "Барышня-крестьянка"... "Станционный смотритель"? у Пушкина хоть любовь описывается а у Толстого одни недоразумения... *********************************** как раз у Пушкина в "Повестях Белкина" - одни недоразуменя. и вообще в данном случае Толстой и Пушкин - не сравнимы. .
А_Гусев, тут речь шла не о гениях, а совершенно других людях. Печорин и Онегин были хоть в чем-то гениями? Таких людей обычно называют людьми из "параллельного мира". А это уже абсолютно другое понятие!
А_Гусев 18-08-2009-20:19 удалить
Ответ на комментарий Мадлена_де_Робен #
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев, тут речь шла не о гениях, а совершенно других людях. Печорин и Онегин были хоть в чем-то гениями? Таких людей обычно называют людьми из "параллельного мира". А это уже абсолютно другое понятие!
Перечитайте, пожалуйста, внимательно, что вы тогда написали. И что я вам ответил. И не только я. Ещё Косаговский. зачем перемалывать одно и то же. Гении - это просто как пример, чтобы понятнее было. и что это за люди из "параллельного мира"? кто их так называет?
А_Гусев, а вы хоть сами поняли, что сказали?
А_Гусев 18-08-2009-23:17 удалить
Ответ на комментарий Мадлена_де_Робен #
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев, а вы хоть сами поняли, что сказали?
ГДЕ УЖ МНЕ...
А_Гусев, подумайте, у Вас получится...
А_Гусев 19-08-2009-13:57 удалить
Ответ на комментарий Мадлена_де_Робен #
Исходное сообщение Мадлена_де_Робен А_Гусев, подумайте, у Вас получится...
Как я вам благодарен! Я подумал - и у меня получилось. Вы великий педагог. Такой умелый, мудрый и терпеливый! Продолжайте и дальше приучать людей мыслить - человечество вас не забудет.


Комментарии (70): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник литература и жизнь | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»