• Авторизация


ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ 15-05-2009 12:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

                          ВДОХНОВЕНИЕ  

                        Два взгляда на писательство существуют веками. Для одних – это вдохновение, «неожиданность души», «краткие, сверкающие мгновения» (Фридрих Шиллер), которые приносят замысел, решения, строфу, черту характера или ход событий в жизни персонажей.

В словаре греков вдохновение соседствовало со словами мания, безумие, его путали с экстазом, с энтузиазмом.
Божественное происхождение вдохновения исповедует молодой Гёте, полагающий, что художник только складывает поленья для костра и старается, чтобы они были сухими: костёр, к немалому его удивлению, вспыхивает сам. В урочный час!
Пришло время, и над вдохновением стали насмехаться. Для Гюстава Флобера, например, вдохновение – «уловка для мошенников и яд для творческой мысли».
«Всё вдохновение, – утверждает он, – состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу».
Лев Толстой сказал , пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать...
Но как и...почему открывается?
Удивительную историю по этому поводу нашёл я в записях Корнея Чуковского...
«...Не знаю, бывали ли у вас такие беспричинные приливы веселья, а я без них, кажется, пропал бы совсем в иные наиболее тоскливые периоды жизни... Один такой день мне запомнился особенно ясно – 29 августа 1923 года, душный день в раскалённом, как печь, Петрограде...
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру (семья моя ещё не переехала с дачи) и, схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал набрасывать строка за строкой (неожиданно для себя самого) весёлую поэму о мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом...
Поэму я задумал давно и раз десять принимался за неё, но больше двух строчек не мог сочинить... А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полоску отставших обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку.
Когда же в моей сказке дело дошло до изображения танцев, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно и танцевать и писать одновременно.
Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обременённого многолетним подённым трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных обоев.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. Но чуть только исписал свою бумагу и сочинил последние слова сказки, беспамятство счастья мгновенно ушло от меня, и я превратился в безмерно усталого и очень голодного дачного мужа, приехавшего в город для мелких тягостных дел.
Вряд ли я тогда понимал, что эти внезапные приливы бездумного счастья, в сущности, возвращение в детство...
Эти возвращения в детство чаще всего были сопряжены у меня с таким редкостным и странным душевным подъёмом, который я дерзну обозначить устарелым словцом вдохновенье...
Потом эти минуты возвращения в детство были так коротки, что дарили мне лишь несколько строк. Остальные приходилось добывать долгим и упрямым трудом, неизменно радостным и тяжким. При работе над «Айболитом» вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе – в высшей степени нелепо и некстати – во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под наваждение солнца, горячего ветра и черноморской волны, у меня сами собой сложились слова:
Ох, если я утону,
Если пойду ко дну...
Голышом побежал я по каменному берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой воды, и сразу в какой-нибудь час написал строк двадцать или больше...
 

.

[394x296]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (37): вперёд»
Praeterita 15-05-2009-19:20 удалить
Ну не знаю, пойдет ли это в счет, но Чуковское "настроение" еще в детстве чувствовала, только не понимала, почему мне так нравятся его произведения) теперь понятно - с душой, со вдохновением написано) "бездумного" счастья за собой не замечала - всегда ЧТО-ТО на творчество сподвигает.. какая-нибудь мысль или запавшая в мысли деталь)
word-man 15-05-2009-19:40 удалить
Сложна диалектика вдохновения и упорного труда. Я даже писал пост об этом. Но по мне так, всё-таки надо садиться и "орбайтэн унд десциплинэн". У меня, как правило, на определённом этапе сидения и вымучивания, само-собой начинается прилив вдохновения. Именно как описал Чуковский. Такое специфическое состояние.
А_Гусев 15-05-2009-20:52 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # Praeterita, Ты вся и состоишь из "чуковских настроений"- просто не замечаешь. А что касается "бездумного счастья", то такое - лишь мгновения, всё остальное - "каторжный труд! Спасибо!!!
А_Гусев 15-05-2009-20:56 удалить
Ответ на комментарий word-man # [QUOTE]Исходное сообщение word-man Сложна диалектика вдохновения и упорного труда. Я даже писал пост об этом. Но по мне так, всё-таки надо садиться и "орбайтэн унд десциплинэн". У меня, как правило, на определённом этапе сидения и вымучивания, само-сабой начинается прилив вдохновения. Именно как описал Чуковский. Такое специфическое состояние. Я очень рад, что ты заметил главное. "Неожиданность души" и "каторжный труд" - в одной диалектической связке. И ещё я рад, что мы с тобой совпадаем темами, Лёня. Спасибо за интересный отклик!
word-man 15-05-2009-22:35 удалить
Спасибо. Искренне рад созвучию! Уже некоторое время, как хотел сказать - ты делаешь может быть самую важную сейчас работу. Я имею в виду педагогику. Я это только недавно понял. Мы все находимся в такой глубокой духовной и социальной ж... пропасти, что возможно, на всех нас можно просто уже наплевать. Одна надежда - на то, что дети наших детей смогуть что-то изменить к лучшему. А чтобы это сбылось, необходимо воспитывать новых людей. Хотя бы потихоньку, уже сейчас. Такие дела.
А_Гусев 15-05-2009-23:27 удалить
Спасибо, Леня! Мне очень нужны единомышленники. Такие, как ты. Всё меньше и меньше нахожу откликов на что-то серьёзное. Друзья советуют перейти к чему-нибудь "лёгенькому", но ведь мой блог сейчас - единственное место, где я могу свободно говорить о важном, делиться своими находками, формировать у людей какие-то новые эстетические представления. Заниматься, как ты говоришь, педагогикой, "уроками словесности"...
word-man 16-05-2009-00:21 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Единомышленники есть, но их мало и они разобщены. А так некие правильные "вибрации" носятся в воздухе. Хотя большинство людей, по-прежнему, пребывают в собственном мелкобуржуазном бреде. Поэтому ожидать массового понимания, по нынешним временам, слишком большая и нервозатратная роскошь. Рискну посоветовать, исходя из собственного опыта. Я тоже долго расчитывал у себя в блоге на непосредственное быстрое понимание и диалогичность. И очень напрягался из-за их дефицита у комментирующих. А недавно меня отпустило. Я просто понял, что сейчас как-бы не время. Люди спят и видят сны. И возможно, "эта зима обещает быть долгой" (с). Кто знает? Но несмотря на это, ни в коем случае нельзя переключаться на что-то "лёгенькое". Надо спокойно и неторопливо, обязательно максимально вдумчиво и основательно готовить почву для будущего, не рассчитывая на сегодняшний успех. Вода камень точит. Думаю в этом задача.
А_Гусев 16-05-2009-11:37 удалить
Ты, Лёня, только укрепил меня в собственных выводах. В конце концов, дело ведь не в количестве комментов ( у меня их бывало за сотню), а в том, кто тебя читает и кто стремиться "подхватить" тему. Так вот. Читающих у меня немало. Гораздо меньше "соавторов". Но многие из тех, что есть, в том числе и ты,стоят десятков расточителей комплиментов. Ведь иногда достаточно двух-трёх толковых и деловых комментов, чтобы понять, стоит ли продолжать начатый проект, не пора ли закончить прежний. На эти свои вопросы я и стараюсь получить адекватные ответы. И, как правило, получаю.... Спасибо тебе за понимание и отзывчивость!
Ника1313 16-05-2009-16:12 удалить
Интересно... с одной стороны прав word-man, когда говорит, что на определенном этапе упорного труда приходит вдохновение, с другой - я солидарна с Praeterita, когда толчком для начала работы является мысль или деталь... Наверно, и тут у мужчин и женщин все по-разному))) поэтесс и писательниц - море разливанное и замечательных и талантливых причем, но вот я хоть убей не помню, чтоб кто-то делился такими подробностями своей творческой биографии, как одержимость "бесами стихотворчества", тогда как у мужчин - сплошь и рядом :)))
word-man 16-05-2009-16:17 удалить
Исходное сообщение Ника1313 Интересно... с одной стороны прав word-man, когда говорит, что на определенном этапе упорного труда приходит вдохновение, с другой - я солидарна с Praeterita, когда толчком для начала работы является мысль или деталь... Наверно, и тут у мужчин и женщин все по-разному))) поэтесс и писательниц - море разливанное и замечательных и талантливых причем, но вот я хоть убей не помню, чтоб кто-то делился такими подробностями своей творческой биографии, как одержимость "бесами стихотворчества", тогда как у мужчин - сплошь и рядом :)))
Потому что у тёток проблема с саморефлексией :))))
word-man 16-05-2009-16:19 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Спасибо тебе. Моя поддержка с тобой!
Ника1313 16-05-2009-16:37 удалить
Исходное сообщение word-man Потому что у тёток проблема с саморефлексией :))))
Ты хочешь сказать, что они просто не отслеживают такие свои состояния?
А_Гусев 16-05-2009-16:47 удалить
Ответ на комментарий word-man # word-man, НИКА 1313, Наверное, толчком для работы является и "мысль или деталь", и подошедший "определённый этап работы", и какая-то ассоциация ( репейник, например, вызвал к жизни "Хаджи- Мурата" Льва Толстого), и факт биографии ( Болдинская осень Пушкина) и ... шиллеровская "неожиданнрость души", и "голос Бога"... Но что тогда сказать об импровизаторах? ( "Египетские ночи" Пушкина)? Это ведь - только от Бога! Насчёт женской одержимости, я думаю, во-первых, мы просто не знаем, действительно не приходилось читать, а, во-вторых, - знаменитых авторов-женщин в сотни раз меньше, чем мужчин, тоже кое о чём говорит... Спасибо за интересные темы!
word-man 16-05-2009-16:57 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Да. Пластический образ может торкнуть "ни пойми как". Есть такое дело. Какая-то мелодия навеет, какой-то как-бы случайный образ. По всякому бывает.
word-man 16-05-2009-16:59 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # Естественно.
Ника1313 16-05-2009-17:07 удалить
Я не знаю, конечно, как у других, но судя по себе, могу сказать, что от попыток какого-либо творчества меня останавливало именно отсутствие вот этой самой одержимости, какого-то особого вдохновения, о котором так часто говорят. Ведь многие НЕ МОГУТ НЕ писать. А я, например, могу запросто. И не рисовать могу. Но если вдруг очень надо, то могу и сделать - песенку там шутливую состряпать, газету нарисовать, сценарий КВН - делов-то... Но ведь можно же и писать! оказывается... Значит, можно было садиться и пахать, как Джек Лондон, не меньше скольки-то страниц в день... и глядишь что-то бы получилось... Так нет же, наслушавшись мужских "откровений", ждем, когда нас посетит Муза - а она, стервь такая, как особа женского полу предпочитает посещать мужчин, однополые интриги ей не интересны :), а поболтавшись по интернетовским страничкам-блогам, обнаруживается, что женщины-то пишут просто легко и хорошо и читать их - одно удовольствие, и женских действительно интересных блогов больше, чем мужских. Во всяком случае, ничуть не меньше:))) (это конкретно для word-manа, чтоб не возмущался)
А_Гусев 16-05-2009-17:13 удалить
Перечитайте слова Флобера о вдохновении ( они приведены в моём посте) - вы с ними согласны? Или Золя - ни дня без строчки - это от него пошло. А ведь не последние писатели...
Ника1313 16-05-2009-17:26 удалить
Конечно, согласна! Но отсутствие особого вдохновения как-то очень явно намекает на отсутствие таланта, или хотя бы способности - как следствие, а эта мысль совсем не вдохновляет и многих останавливает.
Ника1313 16-05-2009-17:28 удалить
word-man, по-моему, ты не прав, но это совсем другая тема.
А_Гусев 16-05-2009-17:33 удалить
МАРИНА, Я уверен: "особое вдохновение" - вещь исключительная и редкая. И ни в коем случае не намекает на отсутствие таланта или способностей. У большинства пишущих, и мужчин и женщин, это вдохновение приходит именно в процессе труда, когда что-то начинает вырисовываться... Потому и просиживал Флобер часами перед чистым листом, когда "не шла" "Мадам Бовари"....
Praeterita 16-05-2009-17:37 удалить
Ника1313, хех, а вот меня не муза, а Муз посещает, и именно с той целью необыкновенного вдохновения, о которой говоришь) возможно, у тебя сейчас просто нету такого муза?) не пришел пока.. (а про блоги - на женские интересные дневы и правда что просто "натыкаешься", по какой-то ссылке найти трудно.. девушки умеют рассказать, просто не рвутся в известность)
А_Гусев 16-05-2009-17:55 удалить
Praeterita, Твой муз посещает тебя потому, что ты сама его муза. Я угадал?
Ника1313 16-05-2009-17:59 удалить
Praeterita, Наверно, не звала, вот и не приходит))))
Praeterita 16-05-2009-19:09 удалить
А_Гусев, о, я знаю (а в глубине души надеюсь) , что я ему муза.. хотя каждая строчка его творчества вызывает слишком много эмоций - я физически не умею воплотить все, что ощущаю в момент вдохновения. Но.. вдохновение мощной волной накатывает, главное, поймать ее - что я не всегда могу. Даже не "не всегда".. а "слишком редко". сама на себя злюсь: писатель никогда не должен упускать и малейшего ветерка поэзии.. или как-то так))
А_Гусев 16-05-2009-19:25 удалить
Тебе очень повезло. Уметь заряжаться эмоциями человека, который тебя любит,- и великое счастье, и великий талант. И любить человека, эмоции которого тебя вдохновляют, - и счастье, и божество, и вдохновенье. Это и есть та самая женская одержимость, о которой здесь шла речь. У женщины, быть может, она неразрывна с другой одержимостью - любовью. Только что прочёл об этом у Айседоры Дункан ( "Моя исповедь") - правда, там речь идёт о танце. Но любовь и вдозхновенье, муза - неразрывны....
word-man 16-05-2009-21:32 удалить
Исходное сообщение Ника1313 word-man, по-моему, ты не прав, но это совсем другая тема.
Не прав в чём?
Ника1313 16-05-2009-23:28 удалить
Когда говоришь об отсутствии саморефлексии.
word-man 17-05-2009-04:45 удалить
Исходное сообщение Ника1313 Когда говоришь об отсутствии саморефлексии.
Ну-ну, ну-ну... Ну есть, так есть.
tanikota 23-05-2009-21:29 удалить
Ответ на комментарий word-man # Согласна, полностью, что: "Вода камень точит..." Делай, что можешь сделать и пусть будет, что будет... И ешё - первым всегда бывает тяжело.
tanikota 23-05-2009-22:16 удалить
Ответ на комментарий tanikota # Очень актуальная для меня лично тема. Я долго размышляла над этой проблемой, - почему женщине, несмотря на её таланты так редко удается в поэзии, живописи,прозе, - не просто создать какие-то значимые произведения, но целиком посвятить этому всю свою жизнь. И пришла к простому выводу: именно потому, что - женщине выделена СВЫШЕ особая "сфера творчества" - рождения и воспитания детей. Видимо, в этом есть важное разделение, по самой природе Духа, почему её энергия "либидо", сублимируясь в искусство, не может протекать бесконечно долго. Мужчина же как раз имеет преимущество на духовном, ментальном плане - "рождать творения Духа" или, как "папа Карло" ( ну, это уж кому как дано), ремеслом достигать и вдохновения и результата...


Комментарии (37): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»