• Авторизация


Усадебное ожерелье России 18-07-2008 17:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Жалование землями за “государеву службу” было обычным на Руси делом. Таким путем создавались обширные родовые вотчины (их передавали от отца к сыну по наследству) и на юге от Москвы. Один из виднейших бояр Московского княжества Федор Воронец в XIV в. дал название будущему селу и усадьбе Воронцово. То же произошло в XVI в. с Зюзином. Особенно интенсивно переходили подмосковные земли к знати в XVII – XVIII вв. Стрешневы, Репнины, Прозоровские, Голицыны, Лопухины, Трубецкие, Бутурлины, Толстые и другие боярские, княжеские и дворянские фамилии становились владельцами здешних земель. Сама императрица Екатерина II приобрела Коньково для постройки там своего загородного дворца.

Усадьба зарождалась как хозяйственный центр на дарованной или приобретенной земле. Однако со времени указа Петра II от 1762 г. “О вольности дворянства” освобожденные от обязательной постоянной службы при Дворе дворяне устремились в свои близкие и отдаленные усадьбы и начали их обустраивать в соответствии с тогдашними требованиями моды и собственными вкусами. На этом этапе усадьба становится не только местом проживания семьи от весны до осени, не только хозяйственным, но и представительным центром – в ней принимали соседей, знатных гостей, по ней судили о самом хозяине. Складывались своеобразные усадебный быт и образ жизни, в которых черты городской культуры сочетались с культурой сельской; господин, знавший французский язык лучше русского, оказывался среди простого народа с его обычаями, песнями и сказками; городской человек приближался к природе, познавая ее красоту.

Начиная с середины XVIII в. русская усадьба переживала период своего расцвета. Она оставила на память поколениям прекрасные архитектурные и парковые ансамбли, художественные и книжные собрания, семейные архивы. Многие усадьбы были знамениты своими театрами, музыкальными и литературными салонами. Не случайно уже в конце XIX в. некоторые из усадеб превращались в своего рода музеи.

На всем протяжении своей жизни русская усадьба была средостением между городом и селом. И в ней находили отражение все важные события, происходившие в стране. Не только в столицах отмечали победы русского оружия в войнах с Турцией при Екатерине II. В Васильевском, усадьбе В. М. Долгорукого-Крымского, и в Воронцове, владении Репниных, воздвигались торжественные усадебные постройки.

Мир усадьбы являлся частицей русского образа жизни. В ней веками складывались традиции семьи и рода, традиции уважения к отечественной истории. Бесспорно, и тут случались проявления, по выражению А. С. Пушкина, “барства дикого”. Пример тому — злодеяния помещиц Д. Салтыковой и А. Зиновьевой (Салтычихи и Наумихи, как звали их в народе) в имениях Троицком и Конькове. Однако непреходящие культурные ценности усадебной культуры всегда были намного весомее и важнее.

Имена многих замечательных наших соотечественников неразрывно связаны с усадьбами. Это сподвижники Петра I: Гавриил Головкин, руководитель внешней политики России (Коньково), воспитатели будущего царя Тихон Стрешнев (Узкое) и Петр Прозоровский (Черемушки), генерал-фельдмаршал Аникита Репнин (Воронцово). Вероятно, что в Воронцове же, в семье крепостных крестьян родился в 1732 г. художник Федор Рокотов, оставивший нам блестящую галерею портретов людей XVIII в. В Троицком (Теплый Стан) прошло детство, по словам А. Фета, “одного из величайших поэтов, существовавших на земле”, – Федора Тютчева. В его стихах отразилась красота подмосковной природы. Владелец Большого Голубина архитектор Антон Герард отстраивал Москву на рубеже XVIII – XIX вв., смело вводя технические новшества. В первой половине XIX в. владельцы Узкого, Ясенева, Черемушек и Малого Голубина деятельно участвовали в создании единственного тогда в России Московского общества сельского хозяйства и внедряли передовые достижения в своих усадьбах. Если в XVIII в. важными событиями были приезды Елизаветы Петровны в Черемушки и Екатерины II в Коньково, то на рубеже XX в. внимание всей передовой Москвы было приковано к усадьбе Узкое, где 31 июля 1900 г. умер талантливый философ и поэт Владимир Соловьев. Архитектурные усадебные ансамбли создавались при участии крупных мастеров – В. И. Баженова, М. Д. Быковского, С. К. Родионова, И. В. Жолтовского. Теперь стало известно и имя строителя дворца в Черемушках – Ф.-К. X. Вильстера. Вошла в русскую литературу усадьба Воронцово: Л. Н. Толстой описал в “Войне и мире” эпизод с созданием здесь управляемого аэростата для бомбардировки французских войск. В мемуаристику внес ценный вклад “Дневник” молодого Михаила Погодина, будущего академика истории, который он вел в Знаменском-Садках. А художница Мария Якунчикова, дочь владельца Черемушек, запечатлела на своих полотнах виды этой усадьбы, тонко передав всю прелесть и “нежную грусть” русских усадеб вообще.

[показать]

Мария Якунчикова, «Колонны в Введенском», 1894г.


Подлинными культурными центрами были Узкое, где собиралась московская профессура, Знаменское-Садки с его “Знаменским братством” и культом Пушкина, Ясенево, вокруг которого группировались передовые землевладельцы, Черемушки, не раз слышавшие игру лучших современных музыкантов.

[показать]

Борисов- Мусатов В.Э.

И как не сказать об усадебных парках – произведениях садового искусства! Они и сегодня радуют взгляд, хотя сохранялись в наше время без былого старания и умения. Вспомним двухкилометровую аллею из лиственниц при подъезде к Узкому и его прекрасный огромный (около 170 га) парк. Или регулярный, XVIII века, парк в Воронцове с его трехлучной планировкой и каскадом из шести прудов. До сих пор парк в Знаменском-Садках поражает богатством флоры и своей живописностью. Даже исчезнувшие усадьбы оставили нам тень своих парков и прохладу прудов.

Русская усадьба всегда являлась сложным, но единым и продуманным комплексом жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Редко где они сохранились целиком. К счастью, такие усадьбы, как Черемушки, Узкое и Знаменское-Садки, дошли до нашего времени почти в полном своем объеме. И у нас, благодаря этому, есть редкая возможность представить воочию классический усадебный комплекс: подъездную аллею, ограду и парадные ворота, парадный двор, главный усадебный дом и жилые флигели, службы и оранжереи, парк с павильонами, пруды и, конечно, усадебную церковь. В Узком и Черемушках все это можно увидеть. Но если вы побываете в Конькове и увидите лишь усадебный храм, не спешите уходить огорченными. Во-первых, вглядитесь в этот памятник – „один из привлекательнейших образцов русского каменного зодчества конца XVII века", по авторитетному признанию историка искусства М. А. Ильина. Это самый ранний по времени сооружения каменный храм на Юго-Западе. Поодаль можно увидеть остатки усадебного пруда, зажатые между высокими домами. Вспомним, что здесь до 1972 г. стоял уникальный обелиск из тесаного белого камня XVIII в., назначение которого остается загадкой. Представим, наконец, стоявший тут дворец Екатерины II…

текст из статьи отсюда

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Elza_Triole 18-07-2008-17:48 удалить
Из статьи В.И. Нельзина:

Какие же черты этого заветного русского хозяйственного миросозерцания можно надеяться увидеть в душе и историческом опыте нашего народа?

Не претендуя на открытие Америки, рискну предположить, что "русская экономическая мечта" определяется образом благоустроенной, красивой семейной усадьбы. Эта мечта в максимально возможной степени была воплощена в дворянском усадебном быте XIX в., и в близком к нему патриархальном семейном хозяйстве зажиточных русских крестьян.

История развития отечественного усадебного хозяйствования дала нам блестящие примеры высокой духовности, органически связанной с природой архитектуры, отменной экономической организации, эффективности, а также твердо традиционного воспитания новых поколений в тесной связи с религиозными и национальными традициями родного народа. Судя по воспоминаниям С.М.Волконского, С.Е.Трубецкого и других выходцев из поместного сословия, именно обстоятельства усадебной жизни с детской поры формировали глубокое чувство Родины у этих родовитых представителей нашей нации. На страницах воспоминаний перед нами предстают теплые родовые гнезда, прадедовские реликвии, фамильные портреты, деревья, посаженные руками предков, как живые, духовно содержательные символы связи поколений, непрерывности культурно-исторической традиции. И начинаешь ясно понимать, какую духовно-корневую систему своего исторического существования потеряли не только Трубецкие и Волконские, но все мы, в соборно-национальном смысле, вместе с разрушением этих вековых дворянских, а также и традиционных крестьянских гнезд в пламени революции.

Конечно, вновь возродить такие гнезда - дело практически невозможное. Однако усадебный идеал далеко не умер в душе русских людей. Даже в беспутное советское время наш народ органически тянулся к подобному типу семейно-хозяйственного существования, застраивая все пригороды городов садово-огородными "дачами". Вот почему автору этой статьи думается, что государственно стимулируемое развитие усадебного хозяйствования способно решить целый комплекс социально-экономических, политических, демографических, духовных, воспитательных проблем обустройства России.

http://www.rus-imperia.com/2_2002/economic1.htm
Elza_Triole 18-07-2008-17:48 удалить
Нащокина М.В.
Русская усадьба Серебряного века.

М.: Издательство «Улей», 2007. 432 с.
(1) Ощущение себя частью мира и сохранение своей самобытности – воплощением этих парадигм бытия художественной жизни России Серебряного века стала усадьба. Пожалуй, одно из главных достижений автора – утверждение роли русской усадьбы в мировой культуре. Автор последовательно раскрывает образ усадебной жизни как источник жизнетворчества и калейдоскопическое разнообразие в его художественном воплощении. Точно подмечена роль архитектурной неоклассики в воплощении запросов новых владельцев на обладание классическим дворянским гнездом. Именно тогда в обществе становится очевидна роль «старины» как свидетельства глубины истории, а обитателей усадеб охватывает стремление к ее сохранению: будь то дуб, по преданию посаженный Петром Первым, детские игрушки, пожалованные императрицей Елизаветой Петровной, или вещи предков, хранимые в родовом гнезде. На территориях усадеб проводятся археологические раскопки, появляются мемориальные скверы и парки, памятные обелиски и храмы. Развивается коллекционирование.
Elza_Triole 18-07-2008-17:49 удалить
СТАРАЯ УСАДЬБА

Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени
дома? Тени сада? Не пойму.

Сад старинный, всё осины - тощи,
страх!
Дом - руины...Тины, тины что в прудах...

Что
утрат-то!...Брат на брата...Что обид!...
Прах и
гнилость...Накренилось...А стоит...

Чье жилище? Пепелище?...
Угол чей?
Мертвой нищей логовище без печей..

Ну как встанет,
ну как глянет из окна:
"Взять не можешь, а тревожишь,
старина!

Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!
Любит
древних, любит давних ворошить...

Не сфальшивишь, так иди
уж... у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.

Дам и
брашна - волчьих ягод, белены...
Только страшно - месяц за
год у луны...

Столько вышек, столько лестниц - двери нет...

Встанет месяц, глянет месяц - где твой след?..."


Тсс...ни слова... даль былого - но сквозь дым
Мутно
зрима...Мимо, мимо...И к живым!

Иль истомы сердцу надо
моему?
Тени дома? Шума сада? Не пойму...

[показать]

Василий Максимов
"Всё в прошлом"
Elza_Triole 18-07-2008-17:52 удалить
СТАРЫЕ УСАДЬБЫ

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига,
скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный
разговор.

В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших
караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.


Порою в полдень льется по лесу
Неясный гул, невнятный крик,

И угадать нельзя по голосу,
То человек иль лесовик.

Порою
крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, —
то, значит, по течению
В село икона приплыла.

Русь бредит
Богом, красным пламенем,
Где видно ангелов сквозь дым...
Они
ж покорно верят знаменьям,
Любя свое, живя своим.

Вот,
гордый новою поддевкою,
Идет в гостиную сосед.
Поникнув
русою головкою,
С ним дочка — восемнадцать лет.


«Моя Наташа бесприданница,
Но не отдам за
бедняка».
И ясный взор ее туманится,
Дрожа, сжимается
рука.

«Отец не хочет... нам со свадьбою
Опять придется
погодить».
Да что! В пруду перед усадьбою
Русалкам
бледным плохо ль жить?

В часы весеннего томления
И пляски
белых облаков
Бывают головокружения
У девушек и стариков.

Но
старикам — золотоглавые,
Святые, белые скиты,
А
девушкам — одни лукавые
Увещеванья пустоты.

О, Русь,
волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но
разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?

И не
расстаться с амулетами.
Фортуна катит колесо.
На полке,
рядом с пистолетами,
Барон Брамбеус и Руссо.

<1913> Николай Гумилев.

[показать]

картины Станислава Жуковского посвящены усадебному быту конца 19 - начала 20 века

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Усадебное ожерелье России | Elza_Triole - Монплезир | Лента друзей Elza_Triole / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»