Это цитата сообщения
ank Оригинальное сообщениеСтатья 3. По книге Ледлофф
Как вырастить ребенка счастливым. Опыт индейцев.
Психотерапевт Жан Ледлофф, прожив вместе с индейцами два года, пересмотрела основы принятого на западе воспитания детей, многое поняла и позаимствовала у своих нецивилизованных соседей. Вернувшись домой, она написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности».
Младенцы в племени екуана обычно были спокойны и никогда не закатывались надрывным плачем. Все без исключения дети вели себя самым примерным образом: не дрались, всегда с готовностью и беспрекословно подчинялись взрослым, а взрослые никогда их не наказывали. Определение «проказник» не подходило ни к одному ребенку. В их жизни практически стопроцентно отсутствовали несчастные случаи, хотя детей старше года никто не опекал, а кругом находился полный опасностей мир. У индейцев не существовало плохого настроения и раздражительности, а также лишнего физического напряжения: даже когда они выполняли тяжелую работу, их лица были расслаблены, они спокойно общались и шутили. Они были самодостаточны и счастливы не почему-то и не из-за чего-то – это было нормой их жизни. Все беды нашей цивилизации - преступность, самоубийства, нищета, депрессии, наркомания и алкоголизм, загрязнение и разрушение природы – были екуана незнакомы. Как все это возможно?
1. Врожденные ожидания младенца должны сбываться
Одним из важнейших выводов Ледлофф, сделанных на основе длительного наблюдения за жизнью в племени, было то, что у человека при рождении уже существуют инстинктивные ожидания от мира. Это результат многократно повторявшегося опыта предков, полученного ими в схожих условиях жизни. Они касаются как физических потребностей, например в пище, воде, кислороде, тепле, так и отношения со стороны окружающих. В раннем детстве ребенок ожидает конкретных, определенных вещей. Они удовлетворяются – все хорошо, ребенок счастлив, спокоен, физически и психически здоров и может правильно развиваться. Так, младенец ожидает, что окажется на руках у матери, и всем своим «нутром» чувствует, что это его место. Если этого не происходит, то он переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния.
С рождения дети екуана, - пишет Ледлофф, - постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей, всегда (за исключением сна) находясь у них на руках. С того момента, как пуповина отделена от ребенка, его жизнь уже полна событий. Пока ребенок в основном спит, но и во сне он привыкает к голосам людей своего племени, звукам их деятельности, толчкам, резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, когда родитель меняет положение ребенка, совмещая текущую деятельность или отдых с уходом за своим чадом. Младенец также познает ритмы дня и ночи, изменения температуры своего тела и приятное ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти родителя. Малыш ощущает эту «правильность» и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребенка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет маленькому человечку глубокое удовлетворение. Если он не занят этим, то просто изучает мир и привыкает к ощущению, что значит быть на этой свете.
Во время этого «ручного» периода (примерно с рождения до момента, когда он начинает ползать) малыш получает опыт, отвечающий его врожденным ожиданиям. Они потом сменяются новыми, также требующими соответствующего опыта. Движется малыш очень немного и в основном пребывает в расслабленном, пассивном состоянии. Он пользуется лишь минимумом своей мышечной силы для наблюдения за происходящим, принятия пищи и опорожнения кишечника. У него есть еще одна нелегкая задача: удержание в равновесии головы и тела во множестве различных положений, что зависит от действий и поз человека, который держит ребенка.
Если ночью ребенок просыпается голодным и не может сам найти грудь матери, то он извещает ее о своей потребности. Она дает ему желаемое, и спокойствие безо всяких усилий снова восстановлено. Его полная событиями жизнь мало чем отличается от жизни миллионов предков и отвечает его внутренним ожиданиям.
По мере того как ожидания ребенка удовлетворяются и он становится психологически развитым и готовым к получению нового опыта, он подает сигнал, означающий изменение ожиданий в соответствии с его внутренними импульсами.
2. Ребенок может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию абсолютной от нее зависимости
Чувство независимости ребенка и его эмоциональное созревание берут свое начало в многогранном опыте «ручного периода». Получив его сполна, ребенок, уверенный в себе и привыкший к благополучию уже может идти дальше в мир, что гораздо шире и разнообразнее мира матери. Малыш ожидает нового опыта, подходящего для его дальнейшего развития. И он начинает ползать, часто возвращаясь, чтобы проверить, на месте ли мама. Убедившись, что на месте, он уползает все дальше от нее и возвращается все реже. Ползание сменяется бегом на четвереньках, и подвижность ребенка возрастает вместе с его любопытством. Если необходимость постоянного контакта с матерью была к этому времени полностью удовлетворена, то потребность быть на руках быстро отпадает, и ребенок начинает жить за счет энергии, накопленной во время «ручного периода», которая требует подпитки лишь в экстремальных ситуациях. Тогда он вновь обратится к матери за поддержкой. Эти чрезвычайные ситуации случаются все реже, и независимость ребенка укрепляется так всесторонне и быстро, что немало удивила бы любого наблюдателя, знакомого только с детьми цивилизованного мира, с детьми, лишенными опыта «ручного периода», - пишет Жан Лендофф.
В цивилизованном мире, когда ребенок не получил опыта «ручного периода», желания человека могут раздваиваться. В мыслях он стремится к какой-то своей цели, а подсознательно ищет беззаботного существования на руках у матери, решающей все его проблемы. Он не может вполне применить свои растущие силы и навыки, если часть его хочет быть беспомощной на руках. Любое усилие в какой-то мере вступает в противоречие с постоянно присутствующим, но скрытым желанием получать все безо всяких усилий, как происходит с любимым матерью младенцем.
3. Дети ведут себя так, как этого от них ожидают
У екуана не существует таких понятий, как «хорошие» или «плохие» дети. То, что каждый ребенок стремится к гармоничной жизни в коллективе, а не к конфликтам, не ставится под сомнение. Все, что он делает, принимается как действие по своей сути «правильного» существа. Эта аксиома правильности и социальности как врожденной черты человека лежит в основе отношения к растущему ребенку родителей и всего его окружения.
В идеале взрослые подают ребенку пример не с тем, чтобы повлиять на него, но просто своим естественным поведением: сосредоточенно занимаясь обыденными делами, не обращая особого внимания на ребенка и замечая его только тогда, когда он того потребует, и только в необходимой мере.
Ребенок начал ползать. С этого момента он пускает в дело накопленные в «ручном периоде» опыт и способности, позволяющие ему использовать свои силы. Сначала он редко уползает далеко или надолго. Он очень осторожен, и матери или другому попечителю нет нужды вмешиваться в его занятия. В человеческом ребенке от природы прекрасно развиты способность к самосохранению и знание пределов собственных возможностей. Если мать дает ему понять, что от него ожидают уступить ей заботу о его безопасности, то, повинуясь своим социальным инстинктам, он пойдет ей в этом навстречу. Если за ребенком постоянно следят и направляют его движение туда, куда матери кажется правильным, а когда он проявляет инициативу, за ним бегают и останавливают, он очень быстро учится не отвечать за себя, как того и требует от него мать.
4. Помогать ребенку больше или меньше, чем ему нужно – значит мешать его независимости
У екуана мать очень спокойно относится к ребенку и обычно занята каким-нибудь не связанным с ним делом. Между тем она в любой момент готова встретить малыша, ползком или на четвереньках возвращающегося после очередного приключения. Она не перестает заниматься своей работой, если только не требуется ее полное внимание. Она не бросается к малышу с распростертыми объятиями, но спокойно и по-деловому позволяет ребенку быть рядом с ней или, если она ходит с места на место, сажает его на бедро и носит с собой, поддерживая рукой.
Она никогда не вступает первая в общение с ребенком и участвует в этом общении только пассивно. Это ребенок находит ее и показывает ей своим поведением, чего он хочет. Она с готовностью сполна исполняет его желания, но и только. Во всех случаях ребенок играет активную, а мать — пассивную роль: он приходит к ней спать, когда устал, и есть, когда проголодался. Изучение огромного мира перемежается со встречами с матерью. Эти встречи придают ему силы, и, когда он отлучается, уверенность в постоянном присутствии матери еще больше ободряет его. Ребенок не требует и не получает полного внимания матери, ибо его не обременяет груз нереализованных бессознательных желаний, и положение вещей в настоящем его полностью устраивает. В природе все устроено экономно, и ребенок не требует больше, чем ему нужно на самом деле.
С каждым днем малыш склонен все больше узнавать культуру своего народа. Он начинает различать роль матери и отца в своей жизни. Мать так и остается тем, кем по отношению к младенцу до этого были все люди: той, кто обеспечивает ребенка всем необходимым и дает, ничего не ожидая взамен, кроме удовлетворения от «отдавания». Мать ухаживает за ним просто потому, что он есть; его существования достаточно, чтобы гарантировать ее любовь. Отец же становится персоной, заинтересованной в социализации ребенка и в его продвижении к независимости. Он выказывает одобрение, когда ребенок его заработает. Позднее отец своим примером будет показывать, что от ребенка ожидают. Подражая мужчинам, мальчики узнают о своем месте в культуре и об устройстве своего общества. Чуть повзрослев, девочки станут следовать примеру женщин и активно участвовать в их занятиях. Ребенку дадут необходимые инструменты, если он еще не может смастерить их сам. Например, малыш может грести в каноэ или играть в греблю задолго до того, как сможет сам вырезать для себя весло. Поэтому когда наступит время, ребенку дадут маленькое весло, сделанное взрослым. Мальчикам делают маленькие луки и стрелы еще до того, как они научатся говорить; и у них появляется возможность тренироваться и совершенствоваться в стрельбе.
Ни у кого не вызывало сомнения то, что в конечном итоге дети совершенно добровольно станут членами общества и научатся сотрудничать. Роль взрослых и старших детей сводилась только к обеспечению инструментами, которые ребенок никак не может для себя изготовить, и к помощи, без которой он не может обойтись.
Как этот опыт можно использовать в нашем обществе
Жан Ледлофф считает, что при изучении жизни цивилизованного человека нужно постоянно учитывать два фактора. Первый: это практически полного отсутствия у нас опыта «ручного периода» и других, последующих за ним, ожидаемых впечатлений. Второй: мы продолжаем уже на подсознательном уровне искать этих впечатлений и опыта в определенном заложенном природой порядке. Уже с рождения мы далеки от своего континуума и, оставленные в своих кроватках и колясках, чахнем от недостатка впечатлений вдали от движения и жизни. Какая-то часть нас так и остается ребенком и вносит диссонанс в жизнь уже подростков и взрослых. Но мы не можем выбросить из нас эту «детскую» часть. Неудовлетворенная потребность во впечатлениях «ручного периода» ждет своего удовлетворения и накладывает отпечаток на дальнейшее развитие тела и мышления.
Очень непросто применить уроки о континууме, полученные от екуана, с тем чтобы изменить положение в нашем, столь отличном от их, обществе. Ледлофф считает, что самое простое, это подарить своим новорожденным детям «ручной период». Постоянное ношение ребенка в первые шесть — восемь месяцев обеспечит его независимость и заложит основания для его становления как общительного, нетребовательного и полезного человека на те пятнадцать или двадцать лет, что он будет жить с мамой. Поэтому даже если она исходит из своих личных интересов, она не будет склонна уклоняться от «обузы» его ношения, когда она работает по дому или ходит за покупками. Кроме того, когда мать не выпускает младенца из рук, ее инстинкты, заглушённые культурой, начинают работать в полную силу и позволяют распознать свои природные стремления.
Держать ребенка во время работы по дому, по мнению Жан Ледлофф, это дело привычки. Очень помогает перевязь, которую надевают через одно плечо и которая поддерживает ребенка на противоположном бедре. Вытирать пыль или пылесосить можно в основном одной рукой. Стелить постель несколько сложнее, но изобретательная мать приспособится делать и это. При приготовлении пищи нужно обязательно загораживать ребенка своим телом от раскаленной плиты. Проблема походов в магазин также решается просто: нужно приобрести большую удобную сумку и покупать только то, что можно унести на себе за один раз. Было бы неплохо, раз уж всем так нравятся коляски, класть покупки в них, а ребенка нести на руках.
Что касается более старших детей, Ледлофф считает, что родители должны больше доверять им, давать больше свободы, бороться со своими страхами за них, потому что страхи – это тоже своеобразные ожидания. И ребенок даже готов причинить себе вред, лишь бы оправдать мамины ожидания. Если же маленький человечек лишен надлежащего опыта или если от него ожидают хулиганского поведения, он может так далеко уйти от своего врожденного чувства правильного, что перестанет быть чувствительным и к ожиданиям окружающих, и к своим собственным потребностям континуума.
По предположению Жан Ледлофф, уверенность ребенка в своих силах зависит от возложенной на него ответственности. Способность заботиться о себе у большинства западных детей используется только частично: в основном о нем заботятся родители. В результате снижается эффективность, поскольку никто, кроме самого ребенка, не может постоянно и тщательно быть на страже всех окружающих его обстоятельств. Наша привычка вмешиваться туда, где безошибочно работает инстинкт, не только приводит к большему количеству несчастных случаев у детей в цивилизованных странах, но и к возникновению множества других опасностей.
Для любого, кто попытается претворить принцип непрерывности на практике в цивилизованном обществе, пожалуй, самым сложным окажется довериться способности ребенка позаботиться о собственном самосохранении, - пишет автор книги. - Большинство из нас по крайней мере будут украдкой с опаской поглядывать на детей, рискуя тем, что ребенок поймает этот взгляд и истолкует его как ожидание его неспособности себя уберечь. Эта идея для нас столь непривычна, что оставлять детей на их собственное попечение, исходя из какой-то теории, что им лучше без нашего неусыпного надзора, будет выше сил многих людей. Что же может дать нам веру, необходимую для того, чтобы позволить ребенку играть с острым ножом, веру, которую екуана приобретали через опыт на протяжении многих тысяч лет? Это был не опыт игр детей с ножом (металл появился у екуана совсем недавно), но знакомство со способностью детей необыкновенно тонко чувствовать мельчайшие аспекты окружающей среды и безопасно вести себя среди них.
Нам необходимо вернуться к знаниям, одинаковым для екуана и наших собственных предков, при помощи интеллекта. У нас просто нет другого выхода. Это будет похоже на то, чтобы заставить себя пойти в церковь и вымаливать у Бога веру в Него. Придется приложить все старания к тому, чтобы вести себя так, будто мы изначально верили.
Принцип преемственности в российской деревушке
После издания книги «Как вырастить детей счастливыми. Принцип преемственности» была создана всемирная организация Ассоциация Континуума Ледлофф (
www.continuum-concept.org – это ее сайт на английском языке). Она объединяет людей, стремящихся следовать принципу преемственности в своей жизни. А их около 2 тысяч.
Первые члены Ассоциации в России (ее сайт -
http://www.samorodok.org/) — Ирина и Леонид Шарашкины, переводчики книги и инициаторы ее издания в нашей стране. Жизнь их самих довольно сильно изменилась после знакомства с идеями Жан Ледлофф. Решив, что вырастить ребенка счастливым в условиях современного города практически невозможно, Ирина и Леонид вместе в группой единомышленников переехали жить в сельскую местность.
Еще три года назад в деревне «Н» Владимирской области (название не называется по просьбе нынешних жителей) была практически заброшенной. Красивые места. Два-три старика и много ничейных домов. Только летом жизнь слегка оживала: приезжали дачники. Там и поселились 20 семей, среди которых были Ирина и Леонид.
Оба они закончили МГИМО и в свое время планировали работать финансиста компании в большом городе. Но и профессия и вообще жизнь изменились, когда Леонид и Ирина захотели иметь ребенка. Прочитали много книг, в том числе на английском, в том числе и книгу Ледлофф. Захотели, чтобы будущий ребенок вырос счастливым. Рожали дома, вместе, в глухом уголке, где даже электричества не было. Маленькую дочку Ладу постоянно носили на руках. Сейчас ей 5 лет. По словам папы, она очень независимый и сообразительный ребенок. Но ее и не стремились держать строго. Нельзя сказать, что проблем с ней абсолютно нет, но Леонид считает, что если она ведет себя не так, как нравится родителям, то проблема в самих родителях. Учится она в основном на образе жизни мамы и папы. Так, Леонид занимается резкой по дереву, вырезает ковши, наличники, предметы прикладного искусства, его жена рукодельничает, шьет русские костюмы, вышивает. И естественным образом ребенок перенимает все, всему учится.
Переехать сразу в деревню было нельзя: Шарашкины решили купить участок земли и строиться на новом месте. Полностью перебраться удалось только в этом году. По словам Леонида, летом здесь очень много детей, зимой меньше – многие не до конца устроились. Дети самостоятельны: с утра уходят, возвращаются вечером или если кушать захотят. В отличие от города внутреннего дискомфорта это не вызывает. Ни детского сада, ни школы в деревне нет. Садик для местных родителей и детей в принципе не нужен, в нем потребности нет. Вопрос школы каждый решает самостоятельно. Кто возит в сельскую недалеко от деревни, кто на домашнем образовании и один раз в год сдает экзамены. По мнению Леонида, школа нужна, но основанная на свободе личности и уважении к ребенку. Обучаться можно и на дому, а в школе главное – это общение.
Мне было интересно в том числе и как «новые» сельские жители зарабатывают на жизнь. Оказалось, что это не проблема. Сами Шарашкины переводят книги. В частности, с их помощью вышли книги Фредерика Лебуаера "Роды без боли и страха" о родах в роддоме и родах дома, Ингрид Бауэр "Жизнь без подгузников" - о том, как можно, прислушиваясь к ребенку, обойтись без подгузником с первых же дней жизни, и др. Что касается других соседей, один строит дома, есть юристы, которые ведут дела в городе, есть такие, кто просто сдает свои московские квартиры и на это живет.
По словам Леонида, в деревне у них весьма полноценное общение, потому что рядом живут интересные люди со сходными взглядами и при этом нет никаких спившихся сельских жителей, которых, как правило, хватает в большинстве населенных пунктов. Уже сложились определенные традиции. Кроме обычных праздников все вместе отмечают день летнего солнцестояния в июне и день урожая в июле. На последний приезжало человек сто. А еще здесь уже родились несколько детей - у соседей. Родились, кстати, дома – не в роддоме.
Леонид и Ирина Шарашкины открыты для общения. Задать вопросы или просто высказать мнение о книге Ледлофф можно по электронной почте
samorodok@mail.ru или по адресу: Россия, 105179, Москва, Е-179, мрн. им. Гагарина.