Паровозов – памятников в Челябинске еще больше чем памятников – Ильичей, и меня лично это радует. Начну рассказ с двух челябинских паровозов: самого малозаметного и самого широкоизвестного.
[показать]
Около музея Южно-Уральской железной дороги на ул. Цвиллинга стоит памятник – модель паровоза братьев Черепановых образца 1834. Это конечно не настоящий паровоз, а, как я понимаю, полномасштабная модель. И мало кто в Челябинске знает, где он находится, – город большой, а паровоз маленький! Ну, за исключением тех, кто рядом живет и работает. По крайней мере, из моих знакомых никто мне не смог сказать, где он установлен, кроме одной девушки – фанатки игры «ночной дозор» :)
[показать]
А вот самый известный челябинский паровоз - памятник называется «КРАСНЫЙ КОММУНАР»!
[показать]
Это паровоз модели Е-350. Его история, как видно из названия, связана с революцией 1917 года, а точнее с голодом 1920-х годов. Рабочие паровозных мастерских (сегодня - Депо локомотивное) «04» мая 1920 отправили голодающей Москве к 50-летию В. И. Ленина состав (паровоз и 30 вагонов) с 27 тысячами пудов хлеба. До голода 1930-х оставалось еще десять лет и хлеба в то время на Южном Урале, я так понимаю, пока еще хватало даже на подарки. Специально отремонтированный паровоз (который был выкрашен в красный цвет) было поручено вести бригадам машинистов Федора Альбова и Сергея Новожилова с помощниками Константином Гарагулей и Федором Малаховым и кочегарами Василием Хохловым и Федором Блиновым. Вместе с ними в поездку отправились ремонтники, охрана из 12 человек и делегаты С. Муранов, И. Михалев и А. Гундарев. Состав с хлебом прибыл на Казанский вокзал «08» мая 1920 года.
[показать]
Делегаты были приняты управляющим делами Совнаркома В. Д. Бонч - Бруевичем, а затем представлены лично В. И. Ленину, который выразил всем товарищам благодарность за хлеб. По поручению Ленина Бонч - Бруевич позаботился о челябинской делегации. Людей поселили в гостинице «Националь»; всем им из фонда Красной Армии были выданы телогрейки, а также один на всех чайный сервиз и текст благодарственного письма для передачи партийной и профсоюзной организациям депо Челябинск.
Потом паровоз работал много лет на железной дороге, и, видимо, судьба его помотала, потому что занесло его аж на Дальний Восток! По инициативе челябинского краеведа А. И. Козырева в 1954-м начались поиски исторического паровоза, который был найден на Амурской железной дороге, возвращен в Челябинск и «20» апреля 1960, в честь 90-летия со дня рождения Ленина, поставлен на вечное хранение около Дворца культуры железнодорожников.
[показать]
Вот старое фото, которое я нашел в сети. Раньше паровоз был отлично раскрашен с обеих сторон. С обеих сторон картины: молотобоец на фоне лесов - полей. Были на нем надписи «Вперёд без страха и сомненья» «Коммунар» и «Да здравствует III интернационал!» и еще что-то революционное в том же духе. Возможно, надписи и картины были сделаны еще в 1960-е годы, я точно не знаю. По крайней мере, в 1980-е годы на моей памяти, все это уже было.
Ух, и полазали мы с пацанами в свое время по этому паровозу! В жмурки играли и в баши (салки) часами. На землю запрещено было слазить – передвигаться можно было только по паровозу и под ним. Еще рассказывали по секрету друг другу истории, что, мол, в кабине паровоза был милицией найден труп машиниста в буденовке и кожаной крутке с заржавевшим револьвером в руке! Ух! Аж, до сих пор жуть берет! :)))))
[показать]
И сейчас по нему детишки с удовольствием лазают, хотя его уже и покрасили просто в красный с белым цвета, без всяких картин, лет 10 назад.
использована статья
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=928