• Авторизация


ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович [1850 – 1873] 24-01-2021 09:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Bo4kaMeda


01. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
В церковной ограде. Валаам 1867
Холст, масло
43 х 67


В год создания произведения художник вместе с И. Шишкиным побывал на острове Валаам, они провели там пять с половиной месяцев. Эта поездка имела важное значение для художника: он приобретал опыт работы на натуре. Среди этюдов, созданных на острове, наряду с пейзажами встречаются остро схваченные бытовые сцены, фигуры и головы монахов, богомолок, крестьян. Нередко в них обнаруживается сатирическая направленность, сближающая их с обличительными произведениями художников круга В. Перова. Их объединяет живой интерес к людям, стремление к острой точной оценке характера. Осенью, уже в мастерской художник дорабатывал маслом начатые рисунки. Так, вероятно, появилась данная работа, в которой художник изобразил уголок старого монастырского кладбища.


я (200x184, 98Kb) ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович [1850, Гатчина – 1873, Ялта]. Живописец-пейзажист, рисовальщик. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. Под руководством И. И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".



02. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
Деревня 1869
Холст, масло
61 х 82,5
Экспонирование: Михайловский дворец, Зал 20


Новыми поисками был наполнен для художника 1869 год, когда было создано это произведение. Летом граф П.С. Строганов приглашает молодого талантливого художника в свое имение Знаменское в Тамбовскую губернию, а в сентябре в Хотень под Сумами Харьковской губернии. Художник много работает. В равной степени его интересуют сцены народной жизни и картины природы. Одновременно в нем зрело новое понимание природы и живописных средств ее выражения, которое шло в направлении преодоления академических канонов, что сказывается в расположении светлых и темных планов, в некоторой сухости живописи. И в то же время в ней чувствуются традиции "шестидесятников": откровенное обличение и ясно выраженная повествовательность. Русская деревня изображается в ее реальном облике, без идеализации: ветхие, полуразвалившиеся избы, тощие коровенки, непролазная грязь. Так жила деревня после недавней реформы. Однако, как и другие пейзажисты критического реализма, художник видел и воспринимал сердцем красоту русской природы, которая ассоциировалась для него с красотой духа народа, с представлениями о Родине. Примечательно, что высокая поэтичность не вступала в противоречие с заключенным в сюжете критическим началом.



03. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
После дождя. Проселок 1869
Холст, масло
57,5 x 82
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 20


Тончайшими «душевными нервами», дающими возможность слушать «шум и музыку в природе», был наделен пейзажист Федор Васильев. Это одно из лучших произведений художника. Скромный пейзаж изображен в сложнейшем состоянии погоды и освещения. Трепетности изображенной жизни отвечает свободная манера письма без точной обрисовки и детализации предметов. Воссозданный художником в небольшой картине деревенский вид живет по большим законам постоянного круговорота в природе, являя силу и энергию жизни.



04. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
Вид на Волге. Барки 1870
Холст, масло
67 x 105
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 20


Художник намного опередил развитие пейзажного жанра в русском искусстве. Он стремился передать не столько конкретный натурный мотив или примечательный вид, сколько выразить жизнь природы, ее состояние. Нередко его привлекало напряжение природных сил перед грозой или же просветление после дождя. Небо, движение облаков удавались ему как никому другому. Художник был убежден в высоком общественном предназначении искусства, бесконечно верил в его могучую облагораживающую силу.

Этот пейзаж, созданный в период поездки на Волгу совместно с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым, свидетельствует о романтически восторженном восприятии мира его автором. Для рубежа 1860–1870-х эта картина оказалась вершиной живописных достижений отечественного пейзажа.



05. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
Оттепель 1871
Холст, масло
55,5 x 108,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 20


Это небольшое по размерам живописное полотно принадлежит к числу наиболее эмоциональных произведений русской пейзажной школы. Однообразная панорама равнинного ландшафта, скудная растительность, ветхие деревенские постройки создают до боли щемящее настроение печали и безысходности. Путники остановились на дороге, которая резко уходит в сторону, оставляя их как бы на распутье. Это состояние было созвучно восприятию пореформенной российской действительности современниками художника. Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ).



06. Васильев Ф. А. [1850, Гатчина – 1873, Ялта]
Болото в лесу. Осень 1872
Холст, масло
81 х 115,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 20


В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.

Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому:

«О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?».


Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: "Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще... не вполне хорошо, ... но это – гениально".


rusmuseumvrm

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович [1850 – 1873] | Сальвадора - Дневник Сальвадоры | Лента друзей Сальвадора / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»