Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение7 марта родились...
[524x698]
1481
Бальдассаре Перуцци (итальянское имя - Baldassare Tommaso Peruzzi)
итальянский архитектор, живописец и декоратор, один из лучших архитекторов высокого Возрождения в Риме. Был крещен в Сиене. Начал деятельность как живописец под руководством Пинтуриккьо и Содомы, расписав капеллу Сан-Джованни в сиенском соборе (1501). В 1503 г. отправился в Рим. Первый период пребывания в Риме посвятил изучению и зарисовкам с античных памятников. Исполнил ряд мозаик и фресок в церквях святого Онуфрия (1509), Санта-Мария делла Паче (1516-1517) и др. Был приглашен в Ватикан для росписи потолков. Интерес к архитектуре пробудил у него сиенский зодчий Ф.ди Джорджио, но лишь под влиянием Браманте, у которого он работал помощником на строительстве собора Святого Петра (1520), стал действительно крупным зодчим. В этот период посетил Болонью, Верону и Равенну, изучая и зарисовывая древности. Приобрел славу знатока античности. Браманте привлек его к изучению Витрувия. Вероятно, он строил Сан-Себастьяно на Валле Пьята в Сиене (1507). Его первой самостоятельной работой была вилла Фарнезина в Риме (1508-1511), одна из наиболее изысканных итальянских вилл в смысле сочетания архитектуры и декора, украшенная фресками Перуцци, Рафаэля, Романо и др. В Риме он познакомился с А. Пио, который пригласил его на Капри для создания своей резиденции. После смерти Рафаэля достраивал его церковь Сан-Элиджио дельи Орефичи в Риме и как архитектор продолжил работы над собором Святого Петра. В 1521-1523 гг. был приглашен в Болонью, где выполнил ряд заказов, в том числе проект фасада собора Святого Петрония. В этот период творчества работал в стиле маньеризма. Для него разграбление Рима в 1527 г. стало одновременно и личной катастрофой, и отправным моментом для нового этапа развития карьеры. Покинув разоренный город, вернулся в Сиену городским архитектором. Главной его работой в Сиенской республике стало возведение укреплений. Он строил практически по всей территории республики, изучал укрепления в других городах. Посетил Флоренцию (1529) и Пизу. Вскоре вместе с А.Сангалло-младшим вновь едет в Рим на строительство виллы Фарнезе в Капрароле близ Витербо (1530). Последняя работа – палаццо Массимо в Риме (1532-1536), отражающее в своей неортодоксальности отход от классицизма Возрождения к маньеризму. В его творчестве принципы высокого Возрождения начинают сочетаться с первыми раннеманьеристическими веяниями. Оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации. Умер в Риме 6 января 1536 года. Похоронен в Риме, в Пантеоне. Литература: Kent, W.W. The Life and Works of Baldassare Peruzzi. New York [1925]; Frommel, C.L. Baldassare Peruzzi als Maler und Zeichner, vols. 1-3. Vienna-Munich, 1967-1968.
1574
Джон Уилби (John Wilbye)
английский композитор. Родился в Норфолке. Крупнейший представитель английской школы мадригалистов. С 1595 г. служил «домашним музыкантом» у просвещенного меломана лорда Томаса Китсона. После 1628 г. обосновался в Колчестере. Всеобщую известность Уилби принесли 2 книги мадригалов для 3—6 голосов, изданные в 1598 г. (30 мадригалов) и 1609 г. (34 мадригала). В сборнике «Слезы или жалобы» («The tears or lamen-tations»), составленном У.Лейтоном в 1617 г. из произведений крупнейших английских композиторов (Булл, Бёрд, Дауленд, Гиббоне, Уилкис и др.), помещены 2 гимна Уилби. Для изданного Т.Морли сборника «Триумфы Орианы» Уилби написал замечательный 6-голосный мадригал «ЛедиОриана». Умер в Колчестере в сентябре 1638 года.
[643x699]
1621
Георг Ноймарк (Neumark)
Немецкий поэт и композитор гимнов. Деятельный член "Fruchtbringende Gesellschaft" и нюрнбергского "Blumenorden", автор духовных стихотворений, из которых одно и теперь поется во всех протестантских церквах. Родился в Лангензальце. Светская его поэзия (в сборниках "Poetisch-musikalisches Luslwaldgen" и "Fortgepflantzter poetischer Lustwald") полна безвкусицы того времени. Некоторые из своих стихотворений он сам переложил на музыку. Написал еще поэтику и "Neusprossender deutscher Palmbaum" — историю "Fruchtbringende Gesellschaft". Cp. Knauth, "Georg N. nach Leben und Dichten" (1881). Умер в Веймаре 8 июля 1681 года. Избранные работы: Wer nur den lieben Gott lдsst walten, 1641 (его наиболее известный гимн); Poetisch- und Musikalisches Lustwдldchen, Hamburg 1652; Fortgepflantzter Musikalisch-Poetischer Lustwald, Jena 1657; Christlicher Potentaten Ehren-Krohne, Jena 1675; Poetisch-Historischer Lustgarten, Frankfurt/Main 1666; Poetische Tafeln, oder grьndliche Anweisung zur deutschen Verskunst, Nьrnberg 1668; Der Neu-Sprossende Teutsche Palmbaum, Nьrnberg 1669; Thrдnendes Haus-Kreutz, Weimar 1681 (Digitalisat).
[466x699]
1671
Роберт Рой Макгрегор (Robert Roy MacGregor, или Роб Рой, Rob Roy, от ирландского - Raibeart Ruadh — рыжий Роберт)
национальный герой Шотландии, разбойник, которого часто называют шотландским Робин Гудом. Роб Рой родился в Гленгайле. Его отец, Дональд МакГрегор из Гленгайла, подполковник на службе короля Якова VII, происходил из клана МакГрегоров, мать, дочь Уильяма Кэмпбелла из Гленфоллоха (третьего сына сэра Роберта Кэмпбелла из Гленорхи), — из клана Кэмпбеллов. Его собственным названием было МакГрегор из Инверснэйда, но он, кажется, приобрел также право на собственность в Крэйг Ройстоне (земли на восточной стороне Лох-Ломмонда). В 1693 году Роб женился на Мери-Хелен, дочери МакГрегора из Кромара. От этого брака родилось четверо сыновей — Джеймс Мор («Высокий»), Ранальд, Дункан, Коллин и Роберт, известный как Робин Ойг («Юный Робин»). Формально Роб Рой занимался скотоводством, но, кроме этого, источником его доходов были похищение и продажа скота. За плату он предоставлял соседям защиту от других грабителей, но, в конце концов, был обвинён в мошенничестве — возможно, необоснованно. В наказание за долги главный кредитор Роб Роя, Джеймс Грэм, герцог Монтроз, в 1712 году отобрал у него земли в Крэйг Ройстоне, и в течение долгого времени между ними длилась вражда. Некоторые представители закона, которые посетили его дом в его отсутствии, как говорят, оскорбили его жену самым позорным способом, и она, будучи мужественной женщиной, подстрекала своего мужа отомстить. В то же самое время она дала выход своим чувствам в прекрасном музыкальном сочинении для волынки, все еще известном под названием «Пиброх Роб Роя». Роб Рой решил, что герцог не должен наслаждаться его землями безнаказанно. Он взял с собой примерно двадцать последователей, объявил открытую войну против герцога и стал регулярно похищать у него скот, объявляя, что владения Монтроза должны в будущем снабжать его рогатым скотом, и что он заставил бы герцога сожалеть о дне, когда тот связался с ним. Он сдержал свое слово, и в течение почти тридцати лет (то есть до самой смерти) регулярно взыскивал мзду с герцога и его арендаторов, причем не ночными ограблениями, а в ясный день, и в систематической манере. В назначенное время он забирал согласно своим запросам рогатый скот со всего района, предварительно рассылая уведомление, где этот скот должен быть в назначенный день. Потом он встречался там с людьми со всех частей страны, которым продавал этот скот публично. Эти встречи или свидания, как их называли, проводились в различных частях страны. Иногда рогатый скот вели на юг, но чаще на север и запад, где Роб Роя защищало влияние его друга герцога Аргайла. Когда рогатый скот угонялся, арендаторы Монтроза не могли заплатить никакой арендной платы, и, в конечном счете, страдал герцог. Когда началось восстание 1715 года, якобитские пристрастия Роба Роя побудили его присоединиться к силам мятежного графа Мара, несмотря на те обязательства, которые он нес за косвенную защиту его герцогом Аргайлом. В этом восстании ни один из клана Грегор, кроме септа Киар Мор, к которому принадлежал Роб Рой, не встал на сторону Претендента, хотя к восставшим присоединились некоторые семейства, связанные с МакГрегорами, и среди них Леки Кройлехи, крупный землевладелец из Дамбартоншира, который был женат на дочери Дональда МакГрегора, женой которого была дочь Кэмпбелла из Гленфоллоха, и который был, таким образом, в свойстве с Робом Роем. Они были, как говорит сэр Вальтер Скотт, "под началом не Роба Роя, а его племянника, Грегора МакГрегора, иначе известного как Джеймс Грэм из Гленгайла (но более известного под гэльским прозвищем Гльюн Ду, то есть "Черное Колено — от больного места на одном из его коленей, которое было видно из-под его горской одежды). Не может быть, однако, никакого сомнения в том, что, будучи тогда очень молодым, Гленгайл действовал в большинстве случаев, руководствуясь советами более опытного вождя, каким был его дядя. МакГрегоры в тот период начали даже угрожать Среднешотландской низменности в районе южной оконечности Лох-Ломмонда. Граф Мар послал Роба Роя к Абердину, чтобы поднять на восстание часть клана Грегор, которая обосновалась в тех землях. Это были люди из его собственного семейства (ветвь Киар Мор). Они были потомками приблизительно трех сотен МакГрегоров, которых граф Морей в 1624 году переселил из своих владений в Ментите, чтобы противопоставить их своим врагам МакИнтошам. Мы уже говорили, что поведение Роба Роя в ходе восстания 1715 года было очень странно. Его люди и последователи были в горской армии, но его сердце, кажется, было с герцогом Аргайллом. Все же повстанцы были вынуждены доверять ему как единственному проводнику, который провел их из Перта в Данблэйн с пересечением Форта в том месте, которое называют Бродами Фрю, хотя сами они говорили, что на него нельзя было бы положиться. Несмотря на видимость нейтралитета, который Роб Рой соблюдал в ходе восстания, он все же не избежал наказания. Он был лишен гражданских и имущественных прав, его дом в Брэдалбэйне был сожжен лордом Кадоганом, который после подавления восстания прошел через Хайлэнд, чтобы разоружить и наказать непокорные кланы. Но после того, как Роб Рой с сорока или пятьюдесятью последователями пришел в Инверэри, то этим заметно облегчил свою участь, публично сдавшись в руки полковника Патрика Кэмпбелла Финна, который взял их под свою защиту. Будучи таким образом в некоторой степени защищенным от негодования правительства, Роб Рой поселился в Крэйг Ройстон на Лох-Ломмонде в окружении родственников и в скором времени возобновил свою личную ссору с герцогом Монтрозом. С этой целью он скоро собрал под своим началом много хорошо вооруженных мужчин. Он всегда появлялся в сопровождении десяти или двенадцати телохранителей из числа людей своего клана и без большого труда мог увеличить их численность до пятидесяти или шестидесяти. В течение нескольких лет Роб Рой продолжал собирать дань с тех, чей рогатый скот и состояния он защищал. И хотя в Инверснэйде (около Аберфойла) был размещен английский гарнизон, благодаря своей храбрости и дерзким действиям ему постоянно удавалось ускользнуть. Однако после 1722 года Роб Рой, объявленный вне закона, сдался и был посажен в тюрьму. Но в 1729 году он получил помилование. Роб Рой умер 28 декабря 1734 года в преклонном возрасте в своей кровати в собственном доме в Балквиддере. Когда он почувствовал приближение смерти, то, по словам сэра Вальтера Скотта, «выразил некоторое раскаяние в некоторых эпизодах своей жизни». Его жена смеялась над этими сомнениями совести и призвала его умирать так, как он жил. В ответ, он упрекнул её за те сильные страсти и советы, которые она в свое время дала ему. «Вы посеяли вражду», сказал он, «между мной и сильными мира сего, и теперь Вы хотите испортить отношения между мной и Господом». Однако характер Роба Роя проявляется в эпизоде, когда, будучи уже на смертном ложе, он узнал, что человек, с которым он враждовал, захотел навестить его. «Поднимите меня с кровати», сказал он, «обмотайте мой плед вокруг меня и принесите мне мой старинный палаш, кинжал и пистолеты, ибо никогда никто не скажет, что враг видел Роба Роя МакГрегора беззащитного и безоружного». Его враг был из МакЛаренов и, поприветствовав его, спросил о здоровье своего соседа. Роб Рой держался с холодной надменной любезностью в течение их короткой встречи и как только гость покинул дом, сказал: «Теперь все закончено. Скажите волынщику играть пиброх „Мы больше не вернемся“». И как говорят, он умер прежде, чем стихла музыка. Могилу МакГрегора на кладбище Балквиддера отличает грубая надгробная плита, на которой вырезан меч. В 1818 году Вальтер Скотт опубликовал роман «Роб Рой», сюжет которого частично основывался на событиях из жизни одноимённого персонажа. В 1953 году студия Уолта Диснея создала мультфильм Rob Roy, the Highland Rogue. В 1995 году на студии United Artists режиссер Майкл Кейтон-Джонс снял фильм Роб Рой по мотивам романтизированной биографии разбойника. В заглавной роли снялся Лиам Нисон, в роли его жены — Джессика Лэнг. Тим Рот, игравший в фильме злодея Арчибальда Каннингема, был номинирован на премию Оскара за лучшую роль второго плана. Персонажи этой шотландской драмы были использованы и в произведениях Р.Л.Стивенсона: в романе «Похищенный» герой встречается с младшим сыном Роб Роя, Робином Ойгом, также объявленным вне закона. В романе «Катриона», являющемся продолжением «Похищенного», действуют Джеймс Мор (старший сын Роба) и его дочь. Имя Роб Роя получило широкую мировую известность, ассоциативно связано с Шотландией и представляет собой успешный бренд. К примеру, под названием «Роб Рой» выпускается несколько сортов шотландского виски.
[503x698]
1693
Климент XIII (латинское имя - Clemens PP. XIII; в миру - Карло делла Торе Реццонико; итальянское имя - Carlo della Torre di Rezzonico)
248-й папа римский с 6 июля 1758 по 2 февраля 1769. Карло Реццонико родился в Венеции, учился в Падуе, работал в Римской курии. Климент XII возвел его в кардинальское достоинство. Бенедикт XIV назначил епископом Падуи. В период понтификата Климента XIII началась борьба против ордена иезуитов, влияние которого при королевских дворах вызывало большие опасения как среди местного духовенства, так и среди главных политических советников многих европейских монархов. Позиция Климента XIII была неуверенной. Он не решался на роспуск ордена, чего от него ждали, и с помощью договоров пытался отсрочить это решение. В 1764 Климент XIII осудил труд епископа Иоганна Николая Гонтгейма, пользовавшегося псевдонимом Юстин Феброний, в котором содержалась критике верховенства римского епископа. Это была новая версия старой доктрины конциляризма. Фебронианизм завоевал много сторонников в Германской империи и в Австрии. Умер в Риме 2 февраля 1769 года.
[518x698]
1728
Исаак Изелин (Isaak Iselin)
швейцарский мыслитель просветитель, один из основателей Гельветического общества. Уроженец Базеля, где отец его Яков Христоф Изелин (1681-1737) - известный историк и публицист, был профессором богословия, и где Исаак Изелин, с 1754 г. был членом большого совета, а с 1756 г. секретарем его. Университетское образование получил в Базеле и Геттингене, где изучал историю и философию. По своему мировоззрению, Изелин примыкал к французской литературе эпохи просвещения. В своем главном труде: "Ueber die Geschichte der Menschheit" (2 тома, Цюрих, 1768; 6 издание, 1791), первоначально появившемся анонимно, под заглавием: "Philosophische Mutmassungen ь ber die Geschichte der Menschheit" (2 тома, Франкфурт, 1764) Изелин, в противоположность Руссо, который золотой век человечества относил к прошедшему, утверждал, что умственное и социальное развитие человечества неразрывно связано с нравственным его усовершенствованием и в то же время заключает в себе условия для всеобщего материального благополучия. Главным врагом прогресса считал войну; результатом исторического процесса должно было стать объединение всех народов. Умер в Базеле 15 июля 1782 года. Другие труды Изелина: Trдume eines Menschenfreundes, 1-2, Basel, 1776; " Vermischte Schriften" (2 тома, Цюрих, 1770); "Philosophische und Patriotische Tr д ume eines Menschenfreundes" (Цюрих, 1759; 2 издание, 1767); "Ephemeriden der Menschheit" (тома I - VIII, Базель, 1776-1779, тома IX - X, Лейпциг, 1780-1782; ежемесячное издание, предпринятое по образцу "Eph йmй rides du citoyen" 1767 и следующих годов, а после смерти Изелина изданное Беккером в Дрездене до 1786); "Pд dagogische Schriften" Изелин, поклонника Базедова, издал Н.Gцring (Лангензальца, 1882). Литература: Miaskowski, "Isaak I." (Базель, 1875); Wieland, "Dem Andenken Isaaks I." (Базель, 1891). Литература: Гулыга А.В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., "Новая и новейшая история", 1963, № 3; Im Hof ., Isaak lselin..., T. 1-2, Basel, (1947).
[600x635]
1731
Жан-Луи Ларюэтт (французское имя - Jean-Louis Laruette)
французский композитор. Родился в Париже.Весьма успешный певец в Opйra-Comique, он популяризировал комические тенорные роли (отцы, банкиры и т.д.), которые стали известны как "Ларюэтты". Он сочинил около 12 сценических работ, 1753-1772; таких как Дюна, эти разработки Opera Comique затем использовались Филидором и другими, представил более современную музыку, но сохранив разговорный текст. Умер в Париже 10 января 1792 года.
[546x698]
1765
Жозеф Нисефор Ньепс (французское имя - Joseph Nicйphore Niйpce)
французский изобретатель, один из создателей фотографии. Впервые (1820-е) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак (гелиография). Родился во французском городе Шалон-сюр-Сон, в богатой семье. Его отец был советником короля, а мать – дочерью известного юриста. Готовился к духовной карьере; отказавшись от нее в 1792 г., стал армейским офицером. Покинул армию в первый период Французской революции из-за роялистских симпатий. С приходом Наполеона вернулся в армию и участвовал в военных действиях на Сардинии и в Италии. Из-за плохого здоровья вышел в отставку и несколько лет был в Ницце государственным чиновником. В 1801 г. возвратился домой в Шалон и вместе с братом Клодом посвятил всю дальнейшую жизнь научным исследованиям. До 1813 г. много лет занимался улучшением способа плоской печати – литографии, изобретенной А.Зенефельдером в 1796 г. Тяжелый баварский известняк, который Зенефельдер использовал в качестве печатной формы, он заменил листом жести. На этом листе его сын рисовал жирным цветным карандашом картинки. Затем начал эксперименты с солями серебра. Достичь цели удалось с помощью асфальтового лака (битума), растворенного в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла, меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере-обскуре несколько часов. Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, в темной комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытие линий изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции и остававшееся мягким и растворимым. Затем он четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров, как это раньше делалось с любых травленых или гравированных пластин. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом – гелиография (в переводе с греческого «нарисованная светом»). Первое стойкое изображение в камере-обскуре он получил в 1822 г. Однако сохранилась лишь гелиография 1826 г., когда он начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом; выдержка была равна восьми часам. Четкость изображения на гелиогравюрах была невелика. Изобрел диафрагму для исправления дефектов изображения, полученного при открытой линзе камеры-обскуры. В 1827 г. встретился с Дагером, который предложил ему сотрудничество. В 1829 г. был подписан 10-летний контракт с Дагером для совершенствования открытого им метода, включив в него условие, по которому его сын станет наследником, если Ньепс умрет раньше истечения срока контракта. Отослал Дагеру детальное описание своего процесса гелиографии, а также продемонстрировал всю технику выполнения процессов, для чего Дагер специально приезжал в Шалон. В дальнейшем они больше никогда не встречались: каждый из них самостоятельно работал над изобретением. Скончался 5 июля 1833 года.
Литература: Раскин Н.М., Ж.Н.Ньепс, Л.-Ж.-М.Дагер, В.-Г.-Ф.Талбот, Ленинград, 1967.
[700x700]
1771
Иван Алексеевич Двигубский
естествоиспытатель, ректор МГУ с 1826 по 1833 г. Родился в Короче, ныне Белгородская область. Окончил курс в Московском университете, где был впоследствии профессором физики и ботаники. Им написано около 40 сочинений. Немалое значение для истории русского образования имеет издававшийся им с 1820 по 1829 г. "Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических". Сюда вошло много оригинальных статей самого Двигубского, Ловецкого , Максимовича и других. Во многих своих трудах Двигубский является популяризатором естествоведения. Сюда относятся, например, "Изображения и описания животных Российской империи" (Москва, 1817); "Опыт естественной истории всех животных Российской империи" (ib., 1829 - 1832); "Начальные основания ботаники" (ib., 1805); "Начальные основания естественной истории растений" (ib., 1811 и 1823); "Московская флора" (ib., 1828); "Изображения растений, преимущественно российских, употребляемых в лекарства и пр." (ib., 1828 - 1829); "Физика для воспитанников университетского пансиона" (ib., 1808, 3-е издание 1824); "Начальные основания технологии" (ib., 1807); "Лексикон городского и сельского хозяйства" (1836 - 1839). Умер в Кашире 11 января 1840 года.
[600x668]
1778
Карл Антонович Триниус (Карл Бернхард Триниус)
знаменитый ботаник. По происхождению немец. Мать его была сестра основателя гомеопатии Ганемана. В 1796 году он поступил в университет в Иене, продолжал занятия в Галле, Лейпциге и Геттингене, где и окончил курс в 1802 году. Получив в Берлине право врачевания, Триниус начал службу в Курляндии. Здесь он вскоре поступил врачом к герцогине Вюртембергской, которая в 1809 году привезла его в Санкт-Петербург. В 1810 - 1811 годах он выпустил первые работы. С 1811 года состоял членом-корреспондентом, а с 1823 года академиком Императорской академии наук в Санкт-Петербурге. Триниус основал при академии ботанический музей, в основание которого вошли коллекции, валявшиеся без внимания в сарае старого здания музея. В 1829 году Триниус был назначен преподавателем естественных наук наследника (императора Александра II ). Во время путешествия, предпринятого в 1836 году в Германию для ознакомления с главнейшими гербариями, с Триниусом случился нервный удар, от последствий которого он не мог оправиться. Умер 29 февраля 1844 года. Биография и портрет Триниуса помещены в "Recueil des actes de la seance puhl. de l'Acad. Imp. des. se. de St.-Petersh. tenue le 29 dec. 1844". Кроме первых его работ, все дальнейшие касаются исключительно семейства злаков. Главнейшие из них: "Species graminum iconibus et descriptionibus illustravit" (тома I - III, c 360 таблицами, Санкт-Петербург, 1828 - 1836 годы); ряд монографий отдельных колен семейства злаков в "Memoires de l'Acad. d. se. de St. Petersb."; "Andropoginearum genera" (1833); "Panicearum genera" (1835); "Phalaridea. Oryzea" (1840); "Agrostedea" (1840, 1845, 1849); последняя часть издана академиком Рупрехтом; "Fundamenta Agrostigraphiae" (Вена, 1820, с 3 таблицами); "Clavis Agrostographiae antiquioris" (Кобург, 1822, с 1 таблицей); "Nouvelles considerations sur la construction de la fleur des Graminees" ("Bubi. scientif. de l'Acad. d. se. de St.-Petersb.", l, 1836).
1780
Александр Луи Оноре Лебретон Дешапель (французское имя - Alexandre-Louis-Honorй Lebreton-Deschapelles)
сильнейший французский шахматист начала XIX века. Родился в Версале. Участник многих походов Наполеона. Был ранен, лишился правой руки. После битвы при Ватерлоо вышел в отставку в чине генерала. В 1815—1821 постоянный посетитель кафе «Режанс»; быстро завоевал славу первого шахматиста Франции; его называли приемником Ф. А. Филидора. В игре давал фору любому сопернику. В 1821 в Сен-Клу близ Парижа проиграл матч У. Льюису — 1 : 2 (+0 1 =2), давая фору — пешку b7. В матч-турнире трёх (1821) соперники Дешапеля — Дж.Кохрен и Л.Ш.Лабурдоне — получали фору (пешку и ход); Дешапель выиграл у Дж.Кохрена — 7 : 0, но проиграл Л.Ш.Лабурдоне — 0 : 7. В 1824 Депешаль объявил Лабурдонне своим приемников и отошёл от шахмат. В 1821—1847 неоднократно и с переменным успехом играл с П.Ш.Сент-Аманом, давая ему фору. Умер в Париже 27 октября 1847 года. «Этот большой шахматист явился связующим звеном между временами Филидора и нашей эпохой» - Дж.Уокер. Литература: Шахматный словарь. [Москва] : Физкультура и спорт, [1964]. Страницы 232—233; Я.И.Нейштадт, Некоронованные чемпионы, Москва, 1975. Страницы 52—60; Шахматы: Энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. Страницы 112—113. ISBN 5-85270-005-3.
1782
Иван Александрович Бутримов
русский шахматист, член Санкт-Петербургского общества любителей шахматной игры. Автор первой на русском языке книге «О шахматной игре» (Санкт-Петербург, 1821), которая содержала правила игры, характеристику её достоинств, партии Ф.А.Филидора, окончания Ф.Стаммы и других шахматистов, а также методические советы — сочетать изучения теории с практикой, играть с сильными соперниками и так далее. Книга Бутримова — своеобразный памятник русской шахматной терминологии начала XIX века: «Царь, или король, самая большая шашка; ферзь или королева, по царе первая; два слона, величиною менее ферзи; два коня, видом соответствующие своему названию; две ладьи, называемые также башнями и имеющий особенный вид». Умер в Санкт-Петербурге 31 января 1851 года. Литература: Шахматный словарь. Москва: Физкультура и спорт, 1964. Страница 212; Шахматы: Энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. С. 50. ISBN 5-85270-005-3.
[450x456]
1785
Алессандро Франческо Томмазо Мандзони (итальянское имя - Alessandro Francesco Tommaso Manzoni)
знаменитый итальянский писатель-романтик, автор романа «Обручённые». Родился в Милане. Отцу Мандзони, Дону Пьетро, было уже 50 лет, когда сын появился на свет. Он представлял одну из старейших семей, которая обосновалась вблизи от Лекко (итал. Lecco город в итальянском регионе Ломбардия), где воспоминание о ее беспощадности передано в пословице, в которой её сравнивают с ручьями, падающими в горах. Его мать, Джулия, имела литературный талант, её отцом был знаменитый экономист, правовед и публицист Чезаре Беккариа. Алессандро учился неважно, но в 15 лет в нем проснулась страсть к поэзии, и он начал писать сонеты. После смерти отца, в 1805, он переехал к матери в Париж и провел там 2 года в кругу литераторов и идеологов философского течения 18 столетия. Среди них он обрёл настоящих друзей, в частности, Клода Фориэля. В то время Мандзони был поглощен идеями Вольтера. И уже после его бракосочетания, находясь, во многом, под влиянием его жены, стал страстным приверженцем католицизма, которому он оставался предан на протяжении всей его дальнейшей жизни. В период с 1806 по 1807, во время своего пребывания в Парижe, он впервые выступает перед общественностью в роли поэта с 2-мя небольшими отрывками. Первый, с заголовком Урания, написан в классическом стиле, противником которого он сам позднее и являлся. Второй был элегией в свободных стихах, посвящённой памяти графа Карло Имбонати, от которого он унаследовал значительную собственности, в том числе загородный дом в Брусуглио, который стал с тех пор его основным местожительством. B 1819 Мандзони издаёт свою первую трагедию Conte di Carmagnola, которая ломала все классические положения в литературе и, вместе с тем, разжигала оживленное разногласие. В одной статье она подверглась сильной критике, после чего Гёте выступил в защиту прозведения. Смерть Наполеона в 1821 сподвигла к написанию стихотворения Cinque maggio («Пятое мая»), ставшего одним из популярнейших стихотворений на итальянском языке (на русский язык его перевёл Фёдор Тютчев — «Высокого предчувствия порывы и томления…»). Политические события этого года и арест многих его друзей отразились на творчестве писателя. Во время его последующего отхода в Brusugli, чтобы отвлечься от происходящего, Мандзони уделяет много времени историческим исследованиям. В сентябре 1822 Алессандро закончил работу над романом Обрученные и в 1827 книга вышла в свет, что принесло автору огромную известность. В 1822 он опубликовал вторую трагедию Adelchi, которая повествует об окончании лангобардского господства в Италии благодаря Карлу Великому и содержит много завуалированных намеков на австрийское преобладание. Литературная карьера автора была практически закончена этими произведениями. Тем не менее Мандзони продолжал свою работу над романом, переписывая и исправляя некоторые отрывки. Впоследствии он написал также еще небольшую статью об итальянском языке. После смерти жены Мандзони в 1833, умирают несколько детей и его мать. В 1837 он снова сочетался браком, на этот раз с Терезой Борри, вдовой графа Штампы, которую он также впоследствии пережил. Из 9 детей Мандзони только 2 остались после его смерти. Смерть его старшего сына Луиджи 28 апреля 1873 была окончательным ударом. Он почти сразу же заболел и умер в Милане от менингита 22 мая 1873 года. Страна провожала Мандзони в последний путь с почти королевской роскошью. Его останки сопровождала к кладбищу Милана огромная похоронная процессия, которая включала принцев и наивысших чиновников. Однако, впечатляющим монументом представляет собой «Реквием» Верди, который он написал к первой годовщине смерти писателя и впервые исполненные в церкви. Сочинения: Tutte le opere, Roma, 1965. Литература: Полуяхтова И.К., А.Мандзони, в ее книге: История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), Москва, 1970; De Sanctis ., Manzoni, в его книге: Opere, v. 10, (Torino, 1955); Sapegno ., Ritratto di Manzoni ed altri saggi, Bari, 1961; Deria L., ll realismo storico di A.Manzoni, Mil. - Varese, 1965; Santarelli G., cappuccini nel romanzo manzoniano, Mil., (1970).
[413x600]
1788
Антуан Сезар Беккерель (французское имя - Antoine Cйsar Becquerel)
французский физик, член Парижской Академии Наук (1829), президент в 1838 г. Он получил первоначальное образование в школе в Фонтенебло под руководством Билли, учениками которого были также знаменитые Пуассон (математик) и Араго (физик). В 1806 г. он поступил в Политехническую школу, а по окончании в ней курса перешёл в прикладную школу (Ecole d'application) в Меце по инженерной части и выпущен оттуда в гвардию с чином лейтенанта 2-го ранга. Тотчас после этого Беккерель отправился в действующую армию в Испанию, выступив под начальством генерала Сюше; Беккерель оставался в армии два с половиной года и принимал участие в осаде шести испанских городов. Биографы Б. отзываются с величайшей похвалой о его военных заслугах, но продолжительная деятельность этого рода была не по его физическим силам: он был вынужден по слабому здоровью выйти в отставку в возрасте 24 лет. Оставив военную службу в чине капитана и с орденом Почётного легиона, Беккерель занял нарочно для него учреждённое место помощника инспектора по части преподавания в Политехнической школе. Однако чувство долга военного человека, проснувшееся в нём при нашествии на Францию соединённых сил нескольких европейских держав, вновь заставили Б. поступить на действительную службу, и опять же сказавшаяся слабость здоровья принудила его вскоре расстаться с военным делом и в этот раз навсегда. Б. было в это время 27 лет, он был уже женат, но ещё не составил определённого решения относительно выбора занятий. Однако колебания продолжались недолго: под влиянием воспоминаний о прежних успешных занятиях под руководством Билли и благоразумных советов двоюродного брата его матери, известного художника Жироде-Триозон (Girodet-Trioson, творца "Погребения Аталы") Беккерель решился отдаться научным занятиям. Избрав минералогию и заинтересовавшись в особенности электрическими свойствами минералов, он перешёл к занятиям электричеством вообще и таким образом вступил на путь, от которого во всё время последующей своей почти шестидесятилетней научной деятельности отклонялся редко и ненадолго. Беккерель написал 529 заметок, учёных мемуаров и отдельных сочинений, всё почти исключительно по электричеству; однако в этом числе находится несколько работ по агрономии, метеорологии и геологии, которой он занимался под руководством Броньяра. Умер 17 января 1878 года.
[515x699]
1792
Джон Фредерик Вильям Гершель (John Frederick William Herschel)
английский астроном и физик. Родился в Слау (графство Бакингемшир). В 1813 окончил Кембриджский университет. Некоторое время занимался математикой и правом, с 1816 помогал отцу в обсерватории, а после смерти последнего в 1822 продолжил его астрономические наблюдения. Первая работа Дж.Гершеля была посвящена двойным звездам, которых он обнаружил более 3000, но главной темой его исследований стали туманности: в его каталоге их 2307. В 1834 Гершель отправился в Южную Африку на мыс Доброй Надежды, где установил телескоп-рефлектор с фокусным расстоянием 6,1 м и небольшой рефрактор. С их помощью в течение четырех лет занимался изучением южного неба, открыл 1202 двойные звезды и 1708 туманностей и звездных скоплений. Подробно исследовал Магеллановы Облака и распределение южных звезд; наблюдал за кометой Галлея при ее появлении в 1835. Вернулся в Англию в 1838. Следующие 7 лет посвятил описанию своих африканских исследований, опубликовав в 1847 Результаты астрономических наблюдений, выполненных на мысе Доброй Надежды в 1834–1838 (Results of Astronomical Observations Made During 1834–1838 at the Сape of Good Hope). Среди других его работ – Очерки астрономии (Outlines of Astronomy, 1849), а также Общий каталог туманностей (General Catalogue of Nebulae, 1864), содержащий данные о 5079 туманностях и звездных скоплениях. Дополненный позже датским астрономом Й.Дрейером и изданный под названием Новый общий каталог туманностей и звездных скоплений (New General Catalogue of Nebulae and Clusters of Stars, 1888), он стал каноническим в среде астрономов и называется сокращенно NGS. Занимаясь фотографией, Гершель еще в 1819 обнаружил способность гипосульфита натрия растворять соли серебра. Через 20 лет независимо от У.Толбота предложил использовать для получения фотографичесих изображений бумагу, покрытую светочувствительным материалом. Первым ввел в фотографию термины «позитив» и «негатив». Гершель занимался также педагогической и литературной деятельностью, создал нечто вроде системы народного образования в Капской колонии на мысе Доброй Надежды. В 1842 стал почетным ректором Абердинского университета. Его Предварительные рассуждения об изучении натуральной философии (Preliminary Discourse on the Study of Natural Philosophy, 1830) были переведены на французский, немецкий и итальянский языки. В последние годы жизни Гершель написал популярные книги по физической географии и метеорологии. Как и И.Ньютон, был директором Монетного двора (1850–1855). Умер в Коллингвуде (графство Кент) 11 мая 1871 года.
[513x699]
1799
Франтишек Ладислав Челаковский (чешское имя - Frantiek Ladislav elakovskэ)
чешский поэт, переводчик, литературный критик. Родился в Страконице. Учился в Пражском университете. В 1834-1835 гг. редактировал газету «Пражске новини» и приложение «Ческа вчела». В 1842-1852 гг. преподавал в университетах. Издал сборники «Славянские национальные песни» (тома 1-3, 1822-1827), «Литовские национальные песни» (1827), «Мудрость славянских народов в пословицах» (1851). По мотивам народной поэзии создал стихотворные сборники «Отзвук русских песен» (1829) и «Отзвук чешских песен» (1839). Автор философско-дидактической поэмы «Столепестковая роза» (1840), многочисленных эпиграмм. Составитель хрестоматий русской и польской литератур. Его деятельность отражает подъем национально-патриотического и демократического движения в Чехии. Умер в Праге 5 августа 1852 года.
[516x699]
1806
Анна Михайловна Дараган
русский педагог и детская писательница. Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь педагога и государственного деятеля Михаила Андреевича Балугьянского. Получила домашнее образование. Вышла замуж за Петра Михайловича Дарагана, впоследствии губернатора Тульской губернии (1850—1865). Автор иллюстрированного букваря для домашнего обучения «Ёлка. Подарок на Рождество» (ч. 1—2, 1846), многократно переиздававшегося (в 1907 году вышло 14-е издание). В отличие от многих букварей того времени в пособии для чтения использованы только светские тексты. Для обучения грамоте использовался слоговой метод, при этом усвоение букв основано на их соответствии звукам, а не названиям. В букварь включено методическое руководство с поурочными разработками. Выпущенная ею книга «Чтение для детей из Священной истории» (1848) содержит пересказ библейских сюжетов, сопровождаемый религиозно-назидательными сентенциями. Выпустила также популяризаторскую книгу «Естественная история животных, рассказанная для детей» (1849). Книги обратили на себя внимание императрицы Александры Фёдоровны. Благодаря высокому покровительству Анна Дараган в 1849 году была назначена начальницей Елизаветинского училища в Москве, в 1850—1856 годах была начальницей Николаевского сиротского института в Санкт-Петербурге, в 1857 году — попечительницей детского приюта в Туле. Позднее в книге «Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля» (1862) впервые познакомила русскую педагогическую общественность с системой воспитания немецкого педагога и теоретика дошкольного воспитания Фридриха Фребеля . Умерла в Вильне 23 августа 1877 года. Похоронена на православном Евфросиниевском кладбище в Вильне рядом с могилой её мужа генерал-лейтенанта П.М.Дарагана (1800—1875). Литература: Дараган Анна Михайловна // Русские в истории и культуры Литвы. Историко-биографические очерки. — Vilnius: Vaga, 2008. — Страницы 194—196. — 512 страниц. — 15500 экземпляров. — ISBN 978-5-415-02053-9
[578x699]
1807
Жозеф Декен (Joseph Decaisne)
известный французский ботаник и ученый садовод, член Парижской Академии Наук (1847 г.), ее президент (с 1865 г.), иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1876 г.). Труды по анатомии и физиологии сахарной свеклы, марены, рами, картофеля, омелы. Установил наличие половых органов у фукусовых водорослей. С 1848 г. он был профессором при парижском Ботаническом саде (Jardin des plantes). Главная деятельность его была обращена на культурные растения, а потому и важнейшие сочинения его касаются садоводства. Он оставил, однако же, весьма ценные труды по ботанике, а именно анатомическое исследование марены ("Recherche anatomique et physiologique sur la garance", 1837) и "Essai sur une classification des algues et des polypes caciferes" (1842). Главное его сочинение: "Le jardin fruitier du Museum" (1858-1865, 7 томов, с 336 таблицами рисунков). В честь его назван Линнеем род Decaisnea. Умер в январе 1882 года. Работы: Le jardin fruitier du Museum (The fructiferous garden of the Museum) in 9 volumes (1858-1875); Traitй gйnйral de botanique descriptive et analytique (General Treatise of descriptive and analytic botany), Paris, Firmin-Didot, 1876 [in collaboration with Emmanuel Le Maout]; Mexicanas plantas (Plants of Mexico, 1872-1886 [in collaboration with others]. (available at Botanicus.org).
[559x698]
1808
Иоганн Каспар Блюнчли (немецкое имя - Johann Kaspar Bluntschli)
швейцарский юрист и государственный деятель. Родился в Цюрихе. Получил образование в Институте политики в Цюрихе, а также в университетах Берлина и Бонна. В 1830 впервые занялся политической деятельностью как сторонник конституционной реформы. Был назначен профессором права Цюрихского университета в 1833. В 1837 был избран членом Большого совета Цюриха, а в 1844 его президентом. В 1847 обосновался в Мюнхене и спустя год был назначен профессором конституционного права Мюнхенского университета. Среди написанных им трудов – Общее государственное право (Allgemeines Staatsrecht, Abtl. 1–2, 1851–1852); четырехтомный Кодекс частного права кантона Цюрих (Privatrechtliches Gesetzbuch für den Kanton Zürich, 1854–1856). Кодекс содержит главу о контрактах, которая вошла в законы не только других швейцарских кантонов, но и ряда других государств. В 1861 Блюнчли был назначен профессором конституционного права Гейдельбергского университета. Он перебрался в Баден в 1866, выступал за нейтралитет Бадена во время австро-прусской войны. Наиболее заметны заслуги Блюнчли в области военного и международного права. Его книга Современное военное право (Das moderne Kriegsrecht, 1866) легла в основу документов Гаагских мирных конференций 1899 и 1907. Другая заметная работа Блюнчли – Современное международное право (Das moderne Völkerrecht, 1868), долгое время считалась «канонической» в своей области. В 1873 Блюнчли стал одним из основателей Института международного права в Генте. Умер в Карлсруэ 21 октября 1881 года.
[526x698]
1811
Джузеппе Феррари (Giuseppe Ferrari)
итальянский революционный демократ, публицист и философ. Ученик Романьози. Родился в Милане. Закончил юридический факультет в Павии. Профессор в Турине, Милане и Риме. В 1838—1859 (с перерывами) жил во Франции. В 1845—1848 на страницах французских журналов выступал с резкой критикой неогвельфизма итальянских либералов, призывавших к союзу национально-освободительного движения с католической церковью и к созданию федерации итальянских государств во главе с римским папой. Феррари считал, что спасение Италии в революции. Однако он предполагал, что объединение Италии может быть достигнуто лишь в весьма далёком будущем, и поэтому призывал к локальным революциям внутри каждого итальянского государства, к провозглашению в этих государствах республик и созданию затем федерации итальянских государств. В полемике, развернувшейся между итальянскими демократами после поражения Революции 1848—1849, Феррари выдвинул свою концепцию итальянской национальной революции. Он считал, что революция должна быть не только политической, но и социальной, способной провести прогрессивный аграрный закон и освободить итальянский народ от любой формы угнетения. В 1851 году Феррари пытался создать партию левых демократов, более радикальную, чем Итальянский национальный комитет Джузеппе Мадзини. По своим философским взглядам близок к позитивизму. В одной из своих работ («La China e l’Europa») Феррари предвидел возникновение сверхдержав, утверждая, что их возникновение, приведет к утрате доминирующего положения Европы в пользу России и Америки, а позднее в пользу Китая. Умер в Риме 2 июля 1876 года. Сочинения: Vico et Italie (Paris 1839); La Federazione repubblicana, 1851; La Filosofia della rivoluzione, 1851; L’Italia dopo il colpo di Stato del 2 dicembre 1851, 1852; Teoria dei periodici politici. Mil., 1874. Литература: Философская энциклопедия. Москва,1970. Том 5. Страница 320; Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. Санкт-Петербург, 1997; По именному указателю; Nicoli P. La mente di Ferrari, Pavia,1902; M. Schiattone, Alle origini del federalismo italiano. Giuseppe Ferrari, 1996; Lovett, Clara M.. Giuseppe Ferrari and the Italian Revolution Chapel Hill: University of North Carolina Press. (1979); Anne Bruch: Italien auf dem Weg zum Nationalstaat. Giuseppe Ferraris Vorstellungen einer fцderal-demokratischen Ordnung. (= Beitrдge zur deutschen und europдischen Geschichte; Bd. 33). Krдmer, Hamburg 2005, ISBN 3-89622-077-2.
[469x699]
1822
Виктор Массе (Victor Masse; настоящее имя - Феликс Мари Массе, Fйlix-Marie Massй)
французский композитор. Член Института Франции (1871). Хормейстер «Гранд-Опера» (1860-1876). Профессор контрапункта Парижской консерватории (с 1866). Среди сочинений: свыше 20 опер, в том числе (даты постановок) – «Готическая комната» (1849), «Свадьба Жанетты» (1853), «Невеста дьявола» (1854), «Времена года» (1855), «Царица топазов» (1856), «Мариетта-невеста» (1862), «Ночь Клеопатры» (посмертно 1885); кантата «Ренегат Танжера» (1844). Умер в Париже 5 июня 1884 года.
1824
Дельфино Кодацци (Delfino Codazzi)
итальянский математик. Родился в Лоди (близ Милана). С 1865 г. — профессор Павийского университета. Основные работы посвящены теории кривых и теории поверхностей. Работа о развертывающихся поверхностях в 1861 г. была премирована Парижской Академии Наук. В дифференциальной геометрии известны т. н. уравнения Майнарди—Кодацци. Майнарди опубликовал эти уравнения (формулы) в 1857, а Кодацци с полным их выводом — в 1868—1869. Эти же результаты были получены еще в 1853 К. М. Петерсоном в его кандидатской диссертации «Об изгибании поверхностей», оставшейся в свое время неопубликованной. Умер 21 июля 1873 года.
1830
Франсуа Пиллон (Franois Pillon)
французский философ и историк философии, друг и последователь Ренувье. Родился в Фонтене. Учился в семинарии в Осере. После государственного переворота 2 декабря 1851 уехал в Париж, где изучал медицину. С 1858 по 1864 сотрудничал в педагогической газете «Ecole normale», а с 1865 по 1871 – в «Crand dictionnaire universel du XIX-e siècle», где вел философский отдел. В Париже Пиллон познакомился с Ренувье и в 1867 основал вместе с ним ежегодник «Année philosophique», два тома которого вышли в свет в 1868 и 1869. Эту работу прервала начавшаяся война с Германией, а затем инициаторы преобразовали издание в еженедельник «Философская критика» («Critique philosophique»). В 1878 начало выходить ежеквартальное приложение к этому изданию, посвященное вопросам религиозной философии и критики, под названием «Религиозная критика» («Critique religieuse»). С 1885 «Философская критика» стала выходить ежемесячно и просуществовала до 1889, всего было опубликовано 43 тома. Во всех этих предприятиях Пиллон был правой рукой Ренувье; занимался редактурой, писал статьи, рассматривая с точки зрения неокритицизма развитие философских, научных и религиозных идей. В 1890 возобновил, в сотрудничестве с Ренувье и Дориаком, издание ежегодника «Année philosophique». В 1878 Пиллон и Ренувье опубликовали под названием «Психология Юма» перевод первой книги «Трактата о человеческой природе» Юма, к которому Пиллон написал предисловие. В 1898 вышло в свет исследование Пиллона Философия Шарля Секретана (Philosophie de Charles Secretan). Хотя Пиллон никогда не претендовал на самостоятельную концепцию, как ученый и организатор он сыграл немалую роль в пропаганде идей неокритицизма и в целом в развитии философских исследований во Франции. Умер в Париже в 1914 году.
[551x699]
1830
Леон Николаевич Шишков
известный ученый-химик Родился в селе Спешнево Данковского уезда Рязанской губернии, ныне Липецкой области. Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1850), остался в нем преподавать, увлекся изучением химии, занимался исследованием взрывчатых веществ. С 1856 по 1858 год за границей продолжал исследования в лабораториях известнейших химиков, публиковался во многих научных журналах. Его исследования принесли ему мировую известность как основателю теории взрывчатых веществ. В 1860 году в числе шести русских ученых-химиков участвовал в работе первого Международного конгресса ученых-химиков в Германии. С 1860 года преподавал в Михайловской Артиллерийской академии. В 1865 году вышел в отставку и поселился в селе Спешнево Данковского уезда, где оборудовал химическую лабораторию и продолжил свои опыты, одновременно проводя исследования и осуществляя контроль за технологическими процессами сахарного и винокуренного заводов. Много времени посвящал сельскому хозяйству. Известный географ П.П. Семенов-Тян-Шанский писал в 1901 году: «Шишков, один из лучших химиков своего времени, России, ещё более прославился после освобождения крестьян своим образцовым хозяйством…». Он был профессором, членом Русского химического общества (1868), почетным доктором химических наук (1869), почетным членом Московского общества сельского хозяйства, Русского технического общества, членом Ученого совета Михайловской Артиллерийской академии (1883), гласным уездного и губернского земских собраний, почетным мировым судьей, предводителем дворянства Данковского уезда. Умер Л.Н.Шишков 12 января 1909 года в селе Сугробы (Данковский район), похоронен в селе Спешнево Данковского уезда Рязанской губернии, ныне Липецкой области. Русское физико-химическое общество в память о нем учредило международную премию его имени. Премия имени Л.Н.Шишкова присуждалась дважды: в 1912 году – Г.А.Тамману (Германия) и в 1916 году – В.С.Гулевичу (Россия). Литература: Фигуровский Н.А., Мусабеков Ю.С., Выдающийся русский химик Л.Н.Шишков, «Труды Института истории естествознания и техники», 1954, том 2; Попов Б.А. Спешнево-Подлесное. Усадьба Шишковых / Б.А.Попов, А.Ю.Клоков, Е.И.Чунихина // Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала XX века. – Воронеж, 2001. – Страницы 316-323.: фото. Попов Б.Шишковы сахарных дел мастера / Б.Попов // Земля Липецкая: историческое наследие. Культура и искусство. – Санкт-Петербург, 2003. - Страницы 297-299.: иллюстрации – (Наследие народов Российской Федерации; выпуск 3.); Яблонский А. Создатель взрывчатых веществ // Добрый вечер.- 2005.- 2 марта (№ 9).- Страница 11; Клоков А. Украли... ангела // Липецкие известия.- 2005.- 7 сентября (№ 35).- Страница 7; Шишков Леон Николаевич (1830-1908)] // Добрый вечер.- 2008.- 20-26 февраля (№ 8).- Страница 10; Мерлев А.О памятливости патриотов и беспамятности вандалов : [о дворянском роде Шишковых и его представителях в том числе о Л.Н.Шишкове, а также о проблеме восстановления построенной ими Знаменской церкви и усадьбы Шишковых в селе Спешнево-Подлесное Данков. района, на восстановление которой из областного бюджета выделено 10 млн руб.] // Липецкая газета - 2005.- 12 июля; Будюкин Д. Грузинские предки Леона Шишкова : [о родственных связях нашего земляка, химика Л.Н.Шишкова с князями Грузинскими и Голицыными] // Липецкая газета - 2005.- 30 декабря- Страница.5; Шишков Леон Николаевич (1830-1908) // Славные имена земли липецкой: биографический справочник об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - Страницы 312-315; Попов Б. Шишковы. Потомки Андрея Болотова на Данковской земле // Липецкая энциклопедия. Том 3. – Липецк, 2002. – Страницы 517-519; Шишков Леон Николаевич // Деятели науки: библиографический указатель Выпуск 1. – Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1985. – Страницы 10-124; Попов Б. Шишков Л.Н.: к 175-летию со дня рождения // События и даты Липецкого края на 2005 год. – Липецк, 2005. – Страницы 17-18.: иллюстрации.
[541x699]
1837
Генри Дрейпер (Henry Draper)
американский астроном. По профессии врач. Родился в округе Принс-Эдвард, штат Виргиния. Отец Дрейпера Джон Уильям Дрейпер был профессором Нью-Йоркского университета, специализируясь в химии и биологии, известен тем, что первым сфотографировал Луну через телескоп в 1840 году. Дрейпер окончил медицинский факультет Нью-Йоркского университета в 1857 году, работал врачом в госпитале Белльвью (Bellevue Hospital), в 1859 и 1866 годах становился деканом медицинского факультета Нью-Йоркского университета. Дрейпер был одним из пионеров использования астрофотографии. В 1872 году получил свою первую фотографию спектра Веги, в 1874 году сфотографировал прохождение Венеры по диску Солнца. 30 сентября 1880 года с помощью 11-дюймового фотографического рефрактора первым сфотографировал туманность Ориона. За свои достижения получил многие награды, в том числе почетные степени в Нью-Йоркском и Висконсинском университетах (Мэдисон), золотую медаль Конгресса, избран членом Национальной академии наук США, Германского астрономического общества, Американского фотографического общества, Американского философского общества, Американской академии гуманитарных и точных наук, Американской ассоциации содействия развитию науки. Скоропостижно скончался в Нью-Йорке от плеврита 20 ноября 1882 года. Его вдова учредила мемориальный фонд Генри Дрейпера (Henry Draper Memorial Fund) в Гарвардской обсерватории, спонсировала создание звёздного каталога Генри Дрейпера, изданного в 1918—1924 годах. С 1886 года Национальной академией наук США присуждается медаль Генри Дрейпера за достижения в астрофизике. В честь Дрейпера назван один из кратеров на Луне.
[525x700]
1839
Адольф Дыгасиньский (Adolf Dygasiski)
польский писатель, выдающийся представитель художественного реализма и педагог. Родился в Негославице Келецкого воеводства. Происходил из бедной шляхты. Участник польского восстания 1863. Дыгасиньский - зачинатель польского натурализма и выдающийся анималист. Наиболее значительное в его творчестве - рассказы и повести из жизни и быта крестьян, а также о животных и птицах ("За корову", 1883, "Волк, собаки и люди", 1883, "Заяц", 1898, и др.). Дыгасиньский сочувствовал обездоленным; вырождение шляхты объяснял наследственностью (повесть "Фон Молькен", 1885; роман "Пан Енджей Пищальский", 1890). Однако в обличении социального гнета (роман "Водка", 1894) Дыгасиньский был суровее польских реалистов 19 в. В 1890 Дыгасиньский был в Америке. В "Письмах из Бразилии" (1891) и повести "Сломя голову" (1893) описал трагическую участь крестьян-эмигрантов. Умер в Гродзиске, близ Варшавы 3 июня 1902 года. Сочинения: Pisma wybrane, t. 1-24, Warsz., 1949-1953; в русском переводе - Маргеля и Маргелька. Повести и рассказы, Москва, 1961. Литература: Горский И. К., А.Дыгасиньский, в книге: История польской литературы, том 1, Москва, 1968; Szweykowski Z., Dramat Dygasiskiego, Warsz., (1938); Brzozowska D., Adolf Dygasiski, Warsz., 1957.
[451x699]
1842
Генри Мейерс Гайндман (Henry Mayers Hyndman)
деятель английского социалистического движения, адвокат и журналист. Родился в Лондоне. В 1870-х гг. выступал в печати против крайностей английской колониальной политики в Индии. После знакомства с "Капиталом" К.Маркса опубликовал брошюру "Англия для всех" (1881) и ряд др. работ, в которых пытался популяризировать марксизм, извращая при этом его революционную сущность. В 1881 основал Демократическую федерацию, которая в 1884 была преобразована в Социал-демократическую федерацию, а в 1908- в Социал-демократическую партию. Как руководитель этих организаций проявлял оппортунистические, сектантские тенденции. После создания в 1911 Британской социалистической партии (БСП) возглавил её оппортунистическое крыло. Накануне и во время 1-й мировой войны 1914-1918 - активный представитель социал-шовинизма. После состоявшегося в апреле 1916 съезда БСП, осудившего социал-шовинистическую позицию, Гайндман вышел из партии. Создал шовинистическую Национальную социалистическую партию (с 1918 Социал-демократическая федерация). Враждебно встретил Октябрьскую революцию и приветствовал интервенцию против Советской России. Умер 20 ноября 1921 года.
[412x700]
1842
Георг Фридрих Кнапп (немецкое имя - Georg Friedrich Knapp)
немецкий экономист и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в буржуазной политической экономии, глава страсбургской школы историков. Отец Элли Хойсс-Кнапп. Родился в Гисене. Учился в университетах Мюнхена, Берлина, Гёттингена. Был директором статистического бюро и профессором в Лейпциге. В 1874— 1918 профессор политэкономии и статистики в Страсбургском университете. Помимо статистики, занимался также вопросами истории аграрном отношений и теории денежного обращения. Создал свою теорию денег, в которой буржуазному государству приписывал возможность через денежное обращение управлять хозяйством страны. Наиболее значительное историко-экономическое сочинение Кнаппа — "Освобождение крестьян и происхождение сельскохозяйственных рабочих в старых провинциях прусской монархии" (1887; рус. пер. 1900). В нем собран огромный фактический материал об эволюции аграрных отношений в Восточной (главным образом с 16 в.) и о прусских аграрных реформах 1-й половины 19 в. и сделана одна из первых попыток объяснить причины перехода в Восточной 16—17 вв. к барщинному хозяйству. Видный теоретик статистики населения, Кнапп был одним из немногих статистиков, обладавших строго-математической подготовкой; в частности, Кнапп разработал метод определения индекса смертности. В области социальной статистики Кнапп не придавал закономерности общественных явлений характера неотвратимых естественных законов; признавая влияние физических законов на устойчивость нравственно-статистических явлений, он ожидал получить методологическую нить от развития социальной этики, ставящей перед собой вопрос о свободе воли. Монетарная теория Кнаппа предвосхищала взгляды Джона Мейнарда Кейнса. Умер в Дармштадте 20 февраля 1926 года. Сочинения: Ausgewдhite Werke, Bd 1—3, Mьnch., 1925—27; в русском переводе. — Очерки государственной теории денег. Деньги. Денежная система. Одесса, 1913. Опубликовал: «Ueber die Ermittelung der Sterblichkeit aus den Aufzeichnungen der Bevцlkerungsstatistik» (Лейпциг, 1868); «Die Sterblichkeit in Sachsen» (Лейпциг, 1869); «Theorie des Bevцlkerungswechsels» (Брауншвейг, 1874); «Die Bauernbefreiung und der Ursprung der Landarbeiter in den дltern Teilen Preussens» (Лейпциг, 1887); «Die Landarbeiter in Knechtschaft und Freiheit» (Лейпциг, 1891).
[476x698]
1844
Габриель Моно (фркнцузское имя - Gabriel Monod)
французский историк. Член Академии моральных и политических наук (1897). Родился в Энгувиле. Занимался в Гёттингенском университете в семинариях Г.Вайца. С 1868 преподаватель, а затем директор Практической школы высших знаний, куда перенёс распространённый в немецких университетах метод семинарских занятий студентов. Положил начало подготовке во Франции высококвалифицированных источниковедов, архивистов. С 1905 Моно профессор Коллеж де Франс. В 1876 основал журнал "Rеvuе histоriquе". Примыкая к либеральному позитивизму, Моно считал, что предметом изучения истории должны быть исторические процессы (а не отдедльные явления и личности), дающие возможность выявить исторические закономерности. Исследования Моно посвящены преимущественно вопросам источниковедения и историографии. Известность ему принесла "Библиография истории Франции" (1888). Моно был женат на дочери А.И.Герцена. Умер в Версале 10 апреля 1912 года. Сочинения: Etudes critiques sur les sources de l'histoire mйrovingienne. v. 1—2, P., 1872—85; Les origines de l'hKtoriographie а Paris, P., 1877; Bibliographie de l'histoire de France, P., 1888; Etudes critiques sur les sources de l'histoire carolingienne, P., 1898; La vie et la pensйe de Jules Michelet, v. 1—2, P., 1923.
1846
Карл Вернер
датский языковед. Автор так называемого закона Вернера, который объясняет чередование глухих и звонких согласных в германских языках как отражение ранее характерного для этих языков свободного ударения, предшествовавшего сильному экспираторному ударению на корне. В германистике принята следующая формулировка "закона Вернера": Возникшие в результате германского передвижения согласных глухие щелевые h, р, f, s озвончаются в случае, если непосредственно предшествующий гласный не имел на себе индоевропейского главного ударения. Озвончения не происходило в сочетаниях ht, hs, ft, fs, sk, st, sp". Ср. в древнеиндийском pita, готском fadar, древневерхненемецком Fater, древнеанглийском fader - "отец".
[573x699]
1849
Лютер Бербанк (Luther Burbank)
американский натуралист и селекционер. Родился в Ланкастере (штат Массачусетс). Получил образование в местных школах и в Ланкастерской академии. Решив посвятить себя изучению природы, прежде всего растений, приобрел участок земли в Луненберге, где проводил эксперименты. В 1873 вывел новый сорт картофеля «Бёрбанк». В 1875 переехал в Калифорнию и заложил близ Санта-Розы плодово-декоративный питомник, в котором работал до конца жизни. Основные работы Бёрбанка посвящены созданию новых сортов растений и улучшению уже существующих сортов. Ученый создал новый вид сливы без косточек, кактус без колючек, который можно употреблять в пищу, орех с тонкой кожурой, айву с запахом ананаса, множество декоративных растений. Вывел белую ромашку с огромными цветками, душистую вербену с запахом жасмина, гвоздику, меняющую цвет лепестков в течение дня. Получил более 100 сортов слив. Бёрбанк читал лекции по теории эволюции в Станфордском университете, был членом многих научных и садоводческих обществ США и Европы. Среди его основных трудов – Лютер Бёрбанк, его методы и открытия (Luther Burbank, His Methods and Discoveries, в 12 томах, 1914–1915); Как обучить растения работать на человека (How Plants are Trained to Work for Man, в 8 томах, 1921); Создание растений для человека (The Training of the Human Plant, 1907). Умер в Санта-Розе 11 апреля 1926 года.