- Сколько сегодня живет татар-мусульман в Беларуси?
- Официально - чуть более 10 тысяч человек. Но, по моему мнению, больше. Иногда к нам приходит молодежь из смешанных семей с вопросом: кто я? В юношеском возрасте человек ищет себя. Мы отвечаем: а ты кем себя числишь? Определись, какая культура тебе ближе. Мы только дадим совет, предоставим информацию. Здесь не место принуждению.
- Какими заботами живут сегодня белорусские татары-мусульмане?
- В начале осени 2007 года прошел съезд Белорусского общественного объединения татар "Зикр-уль-Китаб". Мы обсуждали проблемы возрождения нашей национальной культуры, изучения родного языка. Примерно в начале XVII века в Речи Посполитой активно шло наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, которые почувствовали ряд ограничений - в избирательном праве, строительстве мечетей, даже в быту. Тогда-то ассимиляция шагнула особенно быстро и широко: татары утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в белорусские, польские. Многие приняли христианство. Стало непрестижным, главным образом, среди городского населения и в первую очередь среди интеллигенции, поддерживать свою национальную культуру.
- Выходит, не зря Ленин называл интеллигенцию гнилой...
- По крайней мере, в тех условиях она повела себя наиболее предательски, подстраиваясь под эпоху и обстоятельства. Сейчас нам необходимо восстанавливать утраченное. В первую очередь татарский язык. При том, что "матчына мова для нас - беларуская" ("родной язык для нас - белорусский"). Татары, в частности Ивья, Новогрудка, Лиды, Гродно, унаследовали чистейший белорусский язык в основном понеманского диалекта и сохранили его в своих рукописных книгах - уникальных китабах.
- Не происходит ли разделение "исторических" белорусских татар и современных переселенцев?
- Делиться и обособляться - неправильно и ненужно. Но о некоторых различиях всё же можно говорить. Я бы сказал, белорусские татарские традиции более религиозны. Ведь религия сохранила нас, а мы сохранили религию. И татарские праздники иной раз у нас проходят с местным колоритом, ведь нам близка история и культура Беларуси. В белорусской земле лежат наши предки, на этой земле трудились многие поколения, защищали ее. И жили татары всегда достойно, не беднее, чем все остальные. Зато приезжие лучше знают татарский язык. Но мы все - дети одного мира.
- А приезжие из мусульманских стран мира вливаются в вашу общину?
- Все 20 общин, входящих в Мусульманское религиозное объединение, татарские. Но к ним примыкают выходцы из арабских стран, Средней Азии, кавказцы, волжские татары. Сегодня у нас около 30 этнических групп мусульманской направленности. Мы вместе молимся, проводим религиозные мероприятия. Трудности случаются. Однако трений нет.
- А как насчет проявлений радикализма? По нынешним временам нельзя не думать об этом.
- Прежде чем вести диалог с другими конфессиями, необходимо достичь взаимопонимания внутри своего объединения. И чем больше станешь навязывать, тем отрицательнее получишь результат. Конечно, надо знать, чем живут люди в землячествах. Особенно те, кто только приехал в страну. Возможно, они в чем-то нуждаются, чего-то не понимают, в чем-то им неуютно здесь. Требуется дать совет, объяснить наше светское законодательство, местные порядки. За того, кто приходит в объединение, я отвечаю. Боюсь за тех, кто не приходит. После строгих порядков арабского мира, где существует много запретов, молодежь встречает немало соблазнов. К тому же эти иностранные студенты не так и бедны - получают по нашим меркам неплохое денежное содержание.
- Своих исламских учебных заведений в Беларуси нет. Подготовка мусульманских священнослужителей идет за границей?
- Да, сейчас двое ребят учатся в Российском исламском университете в Казани. Один молодой человек окончил учебу в Иордании, второй - в Исламском университете Триполи в Ливии. Это наши ребята, воспитанные в Беларуси, и мы на них очень надеемся. Второй путь, который используют и другие конфессии, - временно приглашаем специалистов из-за рубежа. Делается всё открыто. Я, кстати, беру на себя обязательство по соблюдению ими белорусского законодательства и всех уставных норм объединения. Сегодня у нас только один приезжий священнослужитель - из Турции, представитель исламского течения мазхаб ханафитско-суннитского направления.
- А что вы скажете о сотрудничестве светских и религиозных организаций в стране?
- Всю свою жизнь я работал в системе просвещения и хорошо понимаю: образование - дело, безусловно, светское, государственное. Но пора заняться и ликвидацией духовной безграмотности. Пришло время изучать историю, культуру религий, издавать достойную, квалифицированную учебную литературу, а не такую, когда в университетском учебном пособии дается не информация по религиям, а оценка (!) религий. В результате учитель в школе рассказывал детям, что ислам - это терроризм, бандитизм...
Поднялась ученица со слезами: я - мусульманка, мои родители - мусульмане, мой брат отлично учился в этой школе, я живу такой же жизнью, как и все ученики в классе. Разве мы кому-нибудь сделали плохое? Пришлось разбираться в конфликте. А учитель показывает пособие: мол, там так написано. Наказали педагога, конечно. Однако ситуация-то ведь спровоцирована.
Сегодня нельзя отгораживаться от религии: мол, у нас светское государство, и всё тут. Религия не должна претендовать на вопросы управления государственными процессами - это не ее функции. Но воспитание, формирование духовного мира и культуры - общая задача. Надо переходить от равноудаленности религиозных организаций от государства к равноприближенности.
В Беларуси диалог между конфессиями ведется веками, причем идет он в первую очередь среди народа, самих верующих. И нет необходимости что-то диктовать им сверху. Люди сами ищут и находят общий язык. И трудности, и радости делятся на всех. Таковы наши жизненные устои...
По материалам blog.grodno.net
- Официально - чуть более 10 тысяч человек. Но, по моему мнению, больше. Иногда к нам приходит молодежь из смешанных семей с вопросом: кто я? В юношеском возрасте человек ищет себя. Мы отвечаем: а ты кем себя числишь? Определись, какая культура тебе ближе. Мы только дадим совет, предоставим информацию. Здесь не место принуждению.
- Какими заботами живут сегодня белорусские татары-мусульмане?
- В начале осени 2007 года прошел съезд Белорусского общественного объединения татар "Зикр-уль-Китаб". Мы обсуждали проблемы возрождения нашей национальной культуры, изучения родного языка. Примерно в начале XVII века в Речи Посполитой активно шло наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, которые почувствовали ряд ограничений - в избирательном праве, строительстве мечетей, даже в быту. Тогда-то ассимиляция шагнула особенно быстро и широко: татары утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в белорусские, польские. Многие приняли христианство. Стало непрестижным, главным образом, среди городского населения и в первую очередь среди интеллигенции, поддерживать свою национальную культуру.
- Выходит, не зря Ленин называл интеллигенцию гнилой...
- По крайней мере, в тех условиях она повела себя наиболее предательски, подстраиваясь под эпоху и обстоятельства. Сейчас нам необходимо восстанавливать утраченное. В первую очередь татарский язык. При том, что "матчына мова для нас - беларуская" ("родной язык для нас - белорусский"). Татары, в частности Ивья, Новогрудка, Лиды, Гродно, унаследовали чистейший белорусский язык в основном понеманского диалекта и сохранили его в своих рукописных книгах - уникальных китабах.
- Не происходит ли разделение "исторических" белорусских татар и современных переселенцев?
- Делиться и обособляться - неправильно и ненужно. Но о некоторых различиях всё же можно говорить. Я бы сказал, белорусские татарские традиции более религиозны. Ведь религия сохранила нас, а мы сохранили религию. И татарские праздники иной раз у нас проходят с местным колоритом, ведь нам близка история и культура Беларуси. В белорусской земле лежат наши предки, на этой земле трудились многие поколения, защищали ее. И жили татары всегда достойно, не беднее, чем все остальные. Зато приезжие лучше знают татарский язык. Но мы все - дети одного мира.
- А приезжие из мусульманских стран мира вливаются в вашу общину?
- Все 20 общин, входящих в Мусульманское религиозное объединение, татарские. Но к ним примыкают выходцы из арабских стран, Средней Азии, кавказцы, волжские татары. Сегодня у нас около 30 этнических групп мусульманской направленности. Мы вместе молимся, проводим религиозные мероприятия. Трудности случаются. Однако трений нет.
- А как насчет проявлений радикализма? По нынешним временам нельзя не думать об этом.
- Прежде чем вести диалог с другими конфессиями, необходимо достичь взаимопонимания внутри своего объединения. И чем больше станешь навязывать, тем отрицательнее получишь результат. Конечно, надо знать, чем живут люди в землячествах. Особенно те, кто только приехал в страну. Возможно, они в чем-то нуждаются, чего-то не понимают, в чем-то им неуютно здесь. Требуется дать совет, объяснить наше светское законодательство, местные порядки. За того, кто приходит в объединение, я отвечаю. Боюсь за тех, кто не приходит. После строгих порядков арабского мира, где существует много запретов, молодежь встречает немало соблазнов. К тому же эти иностранные студенты не так и бедны - получают по нашим меркам неплохое денежное содержание.
- Своих исламских учебных заведений в Беларуси нет. Подготовка мусульманских священнослужителей идет за границей?
- Да, сейчас двое ребят учатся в Российском исламском университете в Казани. Один молодой человек окончил учебу в Иордании, второй - в Исламском университете Триполи в Ливии. Это наши ребята, воспитанные в Беларуси, и мы на них очень надеемся. Второй путь, который используют и другие конфессии, - временно приглашаем специалистов из-за рубежа. Делается всё открыто. Я, кстати, беру на себя обязательство по соблюдению ими белорусского законодательства и всех уставных норм объединения. Сегодня у нас только один приезжий священнослужитель - из Турции, представитель исламского течения мазхаб ханафитско-суннитского направления.
- А что вы скажете о сотрудничестве светских и религиозных организаций в стране?
- Всю свою жизнь я работал в системе просвещения и хорошо понимаю: образование - дело, безусловно, светское, государственное. Но пора заняться и ликвидацией духовной безграмотности. Пришло время изучать историю, культуру религий, издавать достойную, квалифицированную учебную литературу, а не такую, когда в университетском учебном пособии дается не информация по религиям, а оценка (!) религий. В результате учитель в школе рассказывал детям, что ислам - это терроризм, бандитизм...
Поднялась ученица со слезами: я - мусульманка, мои родители - мусульмане, мой брат отлично учился в этой школе, я живу такой же жизнью, как и все ученики в классе. Разве мы кому-нибудь сделали плохое? Пришлось разбираться в конфликте. А учитель показывает пособие: мол, там так написано. Наказали педагога, конечно. Однако ситуация-то ведь спровоцирована.
Сегодня нельзя отгораживаться от религии: мол, у нас светское государство, и всё тут. Религия не должна претендовать на вопросы управления государственными процессами - это не ее функции. Но воспитание, формирование духовного мира и культуры - общая задача. Надо переходить от равноудаленности религиозных организаций от государства к равноприближенности.
В Беларуси диалог между конфессиями ведется веками, причем идет он в первую очередь среди народа, самих верующих. И нет необходимости что-то диктовать им сверху. Люди сами ищут и находят общий язык. И трудности, и радости делятся на всех. Таковы наши жизненные устои...
По материалам blog.grodno.net