Настроение сейчас - я в а**е, господа
В субботу, наконец, отпраздновала свой ДР с семьей. Мне подарили электрочайник и тульский пряник в виде кота.
Тем же вечером сходили с сестрой на «Новолуние». Да, я имею в виду экранизацию второй части книжного сериала «Сумерки». Те, кто не знает, что это за зверь – не узнавайте, не надо. В мире есть много хороших книг, зачем вам продираться сквозь язык недоучившейся школьницы? А ведь автор, Стефени Мэйер, давно уже не школьница, и – на минуточку – филолог (!!!) по образованию. О_о Как говорится, без комментариев. И если по оригиналу можно попрактиковать свой английский (хоть какая-то польза от сего творения), то от русского «перевода» волосы дыбом встанут не только у лириков, но и у физиков. Тем же, кто понимает, о чем я – я вам (нам) искренне сочувствую. Если уж угораздило попасть на первый фильм, второй придется смотреть по умолчанию. А за ним и третий…. И (не дай бог) четвертый. Так что расслабляться рано. =)
На «Сумерки» нас с сестрой занесло прошлой осенью по чистой случайности – захотелось вместе сходить в кино, и для просмотра не нашлось ничего более приличного. Моя беда – чересчур богатое воображение, поэтому всякие «Пилы», «Хостелы» и «Пункты назначения» мне противопоказаны как класс, спать не буду минимум неделю. Кино про любовь старшеклассницы и вампира показалось меньшим злом, а с суровой кинодействительностью меня примирила картинка (оператору жмем руку за по-настоящему сумеречный антураж – серый цвет может быть красивым) и “15 Steps” Radiohead на титрах.
«Новолуние» привлекло в первую очередь саундтреком, который ругают многие фанаты – видимо, не привыкли они к такому количеству альтернативы. Editors, Killers, Black Rebel Motorcycle Club, Sea Wolf, Томас Эдвард Йорк…, плюс всенародные любимцы Muse и парочка личностей «широко известных в узких кругах». В общем, намек понятен – даже если «новая луна» вам до лампочки, звуковая дорожка к прослушиванию обязательна.
Неизбежный вопрос: что мы имеем? Режиссера-женщину Кэтрин Хардвик сменил брутальный мужчина Крис Вейц, подаривший миру «Американский пирог» (блюющий смайлик) и фанат Радиохэд (а вот это зачет). Казалось бы, в итоге не должно было получиться карамельной жвачки…. Но что выросло, то выросло…
Итак:
Минусы:
- Смена цветовой гаммы. Мрачная изысканная картинка первого фильма сменилась жестоким и беспощадным буйством цветных пятен, в некоторых сценах (например, сон Бэллы и ее воспоминания на лугу, пробежка по лесу главных героев в видении Элис) возникает впечатление, что их обрабатывали в… фотошопе;
- Режиссер явно завидует Питеру Джексону и забывает, что (а) «Сумерки» - это не «Властелин колец» (Романтические сцены чересчур затянуты, герои смотрят друг другу в глаза минут по пять - это очень утомляет, а некоторые моменты, наоборот, скомканы); и (б) монтажер – лучший друг режиссера (вытекает из пункта а);
- Русская озвучка. Возможно, речь героев на языке оригинала воспринимается нормально, но в русском варианте столько неоправданного пафоса и неестественности, что даже серьезные сцены (расставание главных героев, поездка Бэллы в Италию, монологи Эдварда) вызывают гомерический хохот. Отдельно хочется придушить того, кто озвучивал Эшли Грин (Элис Каллен) – такого писклявого голоса я никогда не слышала;
- Исполнители главных ролей. Кристен Стюарт по-прежнему кусает губы и таращит глаза. Она красивая девушка, это правда, но актерской игры я здесь не вижу. Тем не менее, проваливая крупные планы, на среднем она смотрится более-менее адекватно. Пару слов о Роберте Пэттисоне. Ненатуральность речи можно свалить на дубляж, но в «морде кирпичом» дубляж точно не виноват, а в романтических моментах кажется, что главного героя вот-вот стошнит. Если хотите убедиться, что актер не совсем безнадежен, забейте на «Луну» и смотрите «Отголоски прошлого» (“Little Ashes”), хотя и там дебютант Хавьер Бельтран, прежде снимавшийся исключительно в короткометражках, «уделал» кумира молодежи на раз;
- Грим. В «Сумерках» вампиры были ярко белые, здесь «окрас» более приглушенный, но пудра с них по-прежнему сыплется. Кроме того, если по сценарию герой вампир, неужели трудно покрасить не только лицо, но и руки-ноги, чтобы все было хотя бы одного цвета? Ведь это уже киноляп. Да и линзы – кошмар визажиста;
- Музыка. Саундтрек шикарен, но когда звучит та или иная песня, такое впечатление, что включили – выключили магнитофон, громкость не сбалансирована;
- Главный герой-вампир сильно проигрывает по привлекательности образа своим соперникам оборотням: когда Эдвард расстегивает рубашку, хочется спрятаться под стол и не вылезать, пока он не оденется, а ведь по задумке он должен быть красавцем а ля Ален Делон;
- Вообще героев-мужчин хлебом не корми, дай в кадре раздеться. Я понимаю, целевая аудитория и все такое, но это же не экранизация журнала “Playboy”, правда?
- Обрыв последней сцены – так фильмы не заканчивают. Если хочешь сделать cliffhanger, ради бога, но это должно смотреться. Извините.
Плюсы (их немного):
- Погоня за Викторией по лесу под “Hearing Damage” Тома Йорка. Это то, ради чего стоит идти на этот фильм. Рашель Лефевр молодец – роль без слов, а до чего хороша!
- Второстепенные персонажи (одноклассники Бэллы, ее отец), а также Тейлор Лотнер (Джейк) фактически вытащили фильм на своих хрупких плечах, за что им большое спасибо. Ну еще Майкл Шин постарался – мастерство не пропьешь. Кристен и Роберт – учитесь и запоминайте;
- Пробежка главной героини через фонтан;
- Драки. «Наконец-то что-то происходит», думают зрители.
Вывод: меняйте либо режиссера, либо сценариста. А лучше и то, и другое. Понятно, что по-любому это не Шекспир, но романтику надо грамотно снимать, а не тяп-ляп….