• Авторизация


Без заголовка 25-05-2008 18:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Четыре принципа астральной энергии

Многие древние культуры считали, что в основе всего сущего лежат четыре принципа: тепло, холод, сухость и влага, как называл их Аристотель.
Учение о четырех принципах переключается с учением о темпераментах, которое развил еще Эмпедокл. Гиппократ также полагал, что природа тела состоит из четырех жидкостей, а их сочетание определяет не только здоровье, но и конституционные особенности организма в целом и его психические качества.
Что же это за принципы?

Тепло – это активность.
Холод – активность с долей пассивности.
Сухость – пассивность с долей активности.
Влага – пассивность.

Как в мире физическом, так и в мире чувственных проявлений эти качества в чистом виде не встречаются. В любом явлении или физическом теле эти принципы представлены в совокупности.

Тепло в мире материи – это теплота, жар, результат динамичности, подвижности, деятельности материи. Оно расширяет и распространяет ее.
Холод в мире материи – это холодность, стужа, мороз. Это стремление захватить и завладеть, стягивать и сгущать, концентрировать и конденсировать.
Сухость – это натяжение и напряжение, засыхание и высыхание, уплотнение и укрепление, оцепенение и окоченение, жесткость и упорство.
Влага – это эластичность и текучесть, гибкость и податливость. Она разрыхляет и размягчает.

Влияние этих элементарных качеств на органический мир рассматривается так, как это вообще видится в жизни и воспринимается нашими ощущениями.
В живом здоровом организме при нормальных условиях функционируют все четыре принципа астральной энергии. Сила каждого отдельного принципа постоянно колеблется и изменяется согласно условиям и обстоятельствам данного момента. Хотя она всегда стремится оставаться в известных биологических границах, при отклонении в одну или другую сторону нарушаются жизненно важные процессы в организме, режим организма.
Из четырех основных элементарных принципов складывается темперамент индивидуума. Каким будет этот темперамент, зависит от степени проявленности этих принципов. Если один из принципов значительно преобладает над другими, нарушается равновесие, что может привести к разбалансировке организма и психики человека.

Теперь рассмотрим эти принципы более подробно:

Тепло – создатель пылкой воли и активных чувств. Накопление тепла приводит к толчку, удару, взрыву и в результате – к движению. При преобладании тепла человек становиться активным, инициативным, даже агрессивным, действует инстинктивно, а не руководствуясь разумом. Тепло дает стремление к действию, к активному воздействию на других через собственное «Я», дает порыв, вдохновение, мужество, напористость, решительность и предприимчивость. Тепло несет любовь к ближнему, благородство и великодушие, здесь чувства властвуют над разумом.

Холод – это умение накапливать, концентрировать и отражать. Он повышает сопротивляемость, упорство, дает инертность, замедляет все процессы. Холод иногда проявляется через чувство страха, приводящее к одиночеству, пессимизму, в крайних случаях – к неприятию мира. Холод придает сдержанность, расположение к созерцательности, склонность к уединенному образу жизни. Дает сдержанность чувств, пассивность в действии, выносливость, упорство и упрямство, преобладание разума над чувствами. Холод придает также трезвость мысли, расчетливость.

Сухость – это воля, выдержка, выносливость, настойчивость, общительность. Сухость дает резкий, строгий, всегда напряженный характер, склонный к преувеличению, что может привести к перенапряжению и ослаблению организма, к черствости души. Дает также решительность, суровость, пунктуальность и аккуратность, стремление властвовать над другими, командовать.

Влага порождает чувствительность и чувственность. Сама по себе она бесформенна, не имеет четких границ. Благодаря таким свойствам, как восприимчивость, впечатлительность и пластичность, влага способствует созданию разнообразных форм. Ее собственное «Я» легко может слиться с другим «Я», но при этом не теряя своей внутренней индивидуальности. В совокупности влияние влаги носит смягчающий характер, т.е. ослабляет напряжение, унимает боль, успокаивает душу. Влага – это связи, контакты, общение. Она дает человеку умеренный и сдержанный характер, немного пассивный, мягкий, покорный, нежный, чуткий, мечтательный, слабый, неуравновешенный. Рождает богатую фантазию, дает живое воображение и умение приспосабливаться ко всему, благожелательность и благосклонность.

Данные четыре принципа астральной энергии влияют также и на психическое состояние человека, его духовный мир. Эта сфера имеет особое значение для астрологов потому, что психика человека определяет поведение человека.
Тепло и холод – принципы мужские, активные. Сухость и влага – женские пассивные. Тепло и сухость участвуют в творчестве, движении, созидании, холод и влага – в стремлении оставаться в неизменном состоянии.

Стихийные элементы

Из вышеупомянутых четырех принципов созданы и переданы нам по наследству так называемые четыре стихийных элемента.
Четыре принципа, объединяясь попарно, образуют четыре стихийных элемента (четыре стихии), которые древние астрологи называли первоэлементами.

Астрологические стихийные элементы
Огонь - Тепло + сухость
Земля - Холод + сухость
Воздух - Тепло + влага
Вода - Холод + Влага

Эти стихийные элементы являются неделимыми и непроницаемыми, сочетаются и движутся по определенным неизменным космическим законам. Стихии Огня и Воздуха считаются активными, а стихии Земли и Воды – пассивными.

По определению Платона, стихии, или элементы, — это то, из чего состоят и на что распадаются сложные тела. Иными словами, стихиями являются простые, изначальные субстанции, которые, согласно эзотерическим традициям всех древних цивилизаций, лежат в основе и Космоса, и человека.

Отметив в общих чертах, что представляют собой эти стихии, хотелось бы пояснить, почему речь идет о четырех из них. Числу «четыре», как и числу «семь», во всех учениях, пытавшихся найти объяснение существования мира и живых существ, придавалось большое значение. Число «четыре» взято не наугад. Оно неразрывно связано с Космосом.

В традиции всегда существовали представления о четырех базовых элементах, составляющих Вселенную, Макрокосм и Микрокосм (то есть, в том числе, и человека), хотя на разных языках они и назывались по-разному.

Этими четырьмя элементами, или стихиями, являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Данные термины нам всем хорошо известны и знакомы, однако эти элементы не вполне совпадают с тем, что мы называем огнем, воздухом, водой и землей, хотя и включают в себя эти понятия.

Слово «космос» вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося ни осознанию, ни исчислению настолько, что словно бы ускользает от нас. Мы предпочитаем не думать о нем, все предлагаемые объяснения кажутся нам фантастическими, лишенными логики, скорее, результатом воображения, нежели чего-либо другого. Именно в этом секрет Космоса: согласно древним традициям, он является третьей ступенью сложного процесса, который обычно представлялся в виде треугольника. Первый этап этого процесса — Хаос; но хаос не как беспорядок, а как бесконечность, как то, что потенциально может однажды проявиться. За бесконечным Хаосом следует Теос. Этот второй этап заключает в себе сумму схем, идей и понятий, способствующих преобразованию первоначального Хаоса, его организации и систематизации. И, наконец, третья фаза процесса — Космос, который возникает и формируется на основе обоих предыдущих элементов: Хаоса, дающего бесконечность, и Теоса, придающего форму и порядок.

Космос, пользуясь терминологией древних учений, начинает развертываться, материализоваться, или, иными словами, последовательно приобретает более конкретные формы, проходя через семь стадий, или элементов, этого процесса.

Тот факт, что из них нам известны четыре, еще один — лишь едва, а два других остаются тайной, вынуждает нас сосредоточиться на тех, которые мы знаем хорошо. Низшим, самым конкретным, материальным элементом является Земля. Далее следуют более тонкий элемент — Вода, еще более тонкий — Воздух и самый тонкий — Огонь. За ними должен идти пятый элемент, который назван Эфиром и характеристики которого еще неизвестны.

Земля соотносится с материей, со всем, что имеет размеры, что можно взвесить, измерить, переместить. Земля — это то, что имеет конкретную форму, вес, причем не только в масштабах Космоса (форма планет и звезд), но и применительно к человеку (то есть его тело).

Вода символизирует жизнь, пронизывающую материю. Это энергия, омывающая ее, сила, побуждающая материю к действию, чтобы та не оставалась инертной. Это то, благодаря чему мы можем ходить, говорить, иметь температуру, можем утверждать, что мы живые. Это дает жизнь всему, что движется в Космосе, подчиняясь непреложным и математически безупречным законам. Таким образом, вода — это жизненная энергия, «кровь» Земли, ее жизненная сила.

Воздух — это «психе», душа, сочетание наших эмоций и чувств; это то, что определяет наше отношение к вещам — положительное либо отрицательное, то, что движет нами в плане чувств. В этом суть Воздуха: выражение чувств, мир эмоций.

Огонь — это мир мысли, идеи. Причем процесс происходит на абстрактном плане и может быть воспринят лишь столь же абстрактным инструментом, каковым у нас является мышление. Такова природа Огня в Космосе.

Мы ведем речь о космических элементах, но говорим также и об элементах человеческих: то, что в Космосе является первичными субстанциями, непостижимым для нас образом воплощается в материю, в человека — Огонь как разум, Воздух как чувство, Вода как жизненная энергия, Земля как тело.

Так Макрокосм как бы создает свое подобие — Микрокосм, то есть человека, и наделяет его тем же содержанием, тем же строением, теми же характеристиками в миниатюре. Таким образом, благодаря Макрокосму человек связан с Космосом и может стремиться познать свои тайны. Более того, эти тайны привлекают его, поскольку в природе людей заложена природа Космоса. Тело для человека — это то же, что тело для Вселенной; то, что является жизненной энергией для человека, является ею же и для Космоса; то, что составляет сферу его чувств, представляет собой то же самое и в большем масштабе, и то, что мы называем менталитетом, есть одновременно Огонь для всех Вселенных, чье существование мы сегодня ощущаем интуитивно и надеемся обнаружить в дальнейшем.

Всегда существовало нечто более глубокое, неизведанное не только в отношении элементов, стихий (в том смысле, как они нам открываются в Природе), но и в отношении загадки человека, объединяющего в себе все четыре элемента. Мифы, дошедшие до нас из глубины еще более древних времен, повествуют о том, что, подобно тому как сейчас мы пребываем в состоянии людей, когда-то раньше мы прошли через состояние минералов, как бы будучи элементом Земля. В результате множества циклов эволюции мы пребывали в состоянии растений, являясь элементом Вода, прошли через стадии эволюции животного мира в рамках элемента Воздух и, наконец, достигли человеческой стадии эволюции, относясь уже к элементу Огонь, что ознаменовано возникновением мысли, мышления.

Когда древние люди обращались к богам стихий, поклоняясь Огню, Воздуху, Воде и Земле, они не имели в виду лишь их физические проявления, а интуитивно чувствовали присутствие чего-то, стоящего за земными явлениями, ощущали сокровенную суть, лежащую в основе стихий. Для древних всегда оставался бесспорным тот факт, что планеты и звезды — это не мертвые образования, вращающиеся в пространстве безо всякой логики, а живые тела, в своем развитии подчиняющиеся действию законов эволюции, заключающие в себе дух, точно так же как и человек, вследствие этой постоянной взаимосвязи между Макрокосмом и Микрокосмом.

Отсюда стремление человека к пониманию своей духовной сущности — чтобы в дальнейшем осознать другие сущности, одухотворяющие Природу. Поэтому говорилось о богах элементов. Более того, считалось, что эти четыре основных элемента многократно подразделяются, и каждый, соответственно, состоит из семи более мелких. Таким образом, существует бесконечное множество подэлементов, которыми управляют те, кого древние называли элементалами. Это слово, смысл которого часто остается для нас недоступным, обозначает сущностей, управляющих маленькими элементами, подэлементами, подразделениями элементов. Когда мы говорим об огне, воде, воздухе и земле, с которыми сталкиваемся ежедневно, речь ведется именно о подразделениях элемента Земля.

Огонь — это элемент, лежащий в основе наиболее ярких символов всех религий, не только на уровне божеств или сущностей, представляющих Огонь, но и в плане строительства храмов.

Например, пирамиды. Все конструкции, заключающие в себе типичную конфигурацию из квадрата, лежащего на земле, и треугольников, устремленных вверх, как пламя, и сходящихся в конечной точке, — это храмы, посвященные Огню. Само слово «пирамида» заключает в себе понятие Огня (от греческого «пирос» — «огонь»). Это храмы, устремленные к тому, что, будучи на самом верху, содержит в себе все остальное, в том числе то, чему всегда, символически говоря, придавалось большее значение, чем всему остальному.

Примечательно, что во всех цивилизациях особо значимыми были боги, ассоциировавшиеся с Огнем. При этом не следует забывать, что в этих случаях имелся в виду Огонь не только как физическое явление.

Алхимики утверждали, что четыре элемента соотносятся с металлами: Огонь — с золотом, Воздух — с серебром, Вода — с ртутью и Земля — со свинцом. Особый интерес вызывает также соответствие четырех космических элементов четырем психологическим качествам человеческой личности: Огонь связан со Знанием, Воздух — со Смелостью, Вода — с Желанием и Земля — с Молчанием. Вкратце коснемся того, что имели в виду алхимики.

Если Огонь — это ум, способность мыслить, понимать, работать с идеями, то Огонь несомненно подразумевает Мудрость. Таким образом, Огонь — это Знание, а Знание — кульминация человека.

Воздух — это Смелость, храбрость, которая помогает нам прийти к знанию. Это нечто большее, чем сила; это импульс, вера. Дерзать — значит бесстрашно бросаться вперед, чтобы достичь Мудрости.

Вода — это Желание. Иными словами, для того чтобы быть смелым и мудрым, сначала надо по-настоящему захотеть. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы привыкли говорить «хочу в отпуск», «хочу посмотреть фильм». «Хотеть» стало словом малозначащим и, следовательно, практически не отражает волю к действию. Но это качество гораздо более глубокого свойства. Оно идет из самой сути человека и простирается до последних этапов человечества.

И, наконец, элемент Земля соответствует Молчанию. Молчание — первый этап пути. Во всех древних цивилизациях мы обращаем внимание на тот факт, что великие знания носили эзотерический характер. Почему эзотерический? Почему закрытый? Да потому что если не молчать, очень трудно захотеть; если нет тишины, очень трудно дерзать, очень трудно знать.

Те, кто был большим знатоком человеческой души, например Пифагор, считали обязательным для своих учеников пребывать в молчании в течение пяти лет (так называемая акусматическая ступень Пифагорейской школы). Было ли это тяжким испытанием? Молчание было необходимым инструментом, для того чтобы ученик смог научиться основному — слушать. Не только слушать все, что вокруг, но слушать самого себя, обрести спокойствие, подавить в себе вихрь, заставляющий постоянно хотеть все больше, даже не зная точно, чего именно хочется.

Сейчас, когда мы пытаемся что-либо усвоить, в первую очередь работает критика и лишь потом — знание; сначала мы задаемся вопросами: «почему?», «как мне это объяснят?», «как будет то, как будет это?». Произносится так много ненужных слов, что конкретного результата достичь практически невозможно. А все древние школы владели чудесной тайной молчания, знали, что сначала надо понять суть, а потом уже все остальное.

Именно молчание было призвано стать завесой на пути к сокровенным учениям — не для того, чтобы утаить их, а чтобы сохранить, защитить от тех, кто, не понимая и не умея применить, употребил бы их во вред, а не на благо.

Многие из нас хотят (почему бы и нет?) работать с этими учениями, даже не всегда понимая, что они из себя представляют. Опасность заключается не в нашем любопытстве. Опасность в том, что, поскольку эти учения находятся в зависимости от законов или природных процессов, мы, не зная их, можем совершить серьезные ошибки, нанести значительный вред себе и всему остальному. Молчание было своего рода способом защиты, предохранения; не по злому умыслу, а, наоборот, из-за огромного чувства ответственности.

Отсюда — эзотеризм как замок, на который запирались знания. Поэтому сегодня мы часто замечаем, как мало у нас слов и выражений, с помощью которых можно было бы вести разговор на эти все еще непривычные для нас темы. До того непривычные, что, не будучи предметом каждодневного обсуждения, они как бы ускользают от нас.

Но все же древние, искусные эзотерики, оставили нам ключ, способный открыть запертую дверь и проникнуть сквозь молчание, — символы. Символы, составляющие универсальный язык, доступ к которому имеют все люди, независимо от того, на каком языке они говорят. Когда мы хотим сберечь, оградить что-либо, нам требуется минимальное количество простых, понятных символов. Но Природа также таит в себе великие символы, за которыми, как правило, сокрыты великие знания. Четыре стихии содержат великие ключи для понимания, которые могут быть применены как к Космосу, так и к человеку, как к великому, так и к малому.

Наша задача — расшифровать эти символы, обучиться их загадочному языку и вновь понимать друг друга, общаясь на едином языке, вновь почувствовать себя братьями в единой традиции, в едином знании. Вновь вернуться к истокам, обрести прежние корни, прежнюю судьбу и путь к этой судьбе. Тогда, вероятно, и возникнет чувство братства, которого нам сейчас так не хватает.

Ни «Новый Акрополь», ни я лично не ставим целью полностью раскрыть затронутые здесь темы. Они заслуживают более глубокого анализа, требуют больше времени. Я предлагаю открывать символы и управлять ими. Я хотела бы, чтобы все мы захотели и смогли вернуться к подлинным, настоящим, глубинным элементам, которые принадлежат нам, потому что пришли из глубин нашей Истории. Я хотела бы, чтобы все мы вместе смогли устремиться к цели, к основам, к тому, что мы называем будущим, к БУДУЩЕМУ ИСТОРИИ.

Классификация стихий

Стихии традиционно подразделялись на две группы, огонь и воздух считались активными, самовыражающимися стихиями, а вода и земля считались пассивными, восприимчивыми и самоподавляющими стихиями. Эти две группы совпадают с основной классификацией китайской философии: инь (вода и земля) и ян (воздух и огонь). Они также идентичны греческой концепции двух выражений энергии: Аполлона (огонь и воздух, которые активно и сознательно формируют жизнь) и Диониса (вода и земля, которые представляют силы, проявляющиеся более инстинктивно и подсознательно). Как вы увидите в главе, посвященной интерпретации карт, это деление имеет большое значение в холистическом подходе к картам рождения. Я должен здесь подчеркнуть, что мы рассматриваем сейчас только основные принципы и что упоминание о воде и земле как о "самоподавляющих" или "подсознательных" стихиях никоим образом не указывает на то, что у людей с акцентом этих стихий в картах рождения обязательно ограниченное осознание или они более "подавлены", чем любые другие люди. Эти термины относятся скорее к форме действия этих энергий и к методу самоактуализации, чем к определенному обобщению, которое может быть случайно применено ко всем людям, относящимся к данной категории.

Например, водные и земные знаки являются более "самоподавляющими", чем огненные и воздушные знаки в том смысле, что они больше живут в себе и не позволяют проецировать наружу свою неотъемлемую энергию без изрядной доли осторожности и предусмотрительности. Огненные и воздушные знаки являются более "самовыражающимися", потому что свободно изливают свою энергию и жизненную субстанцию: огненные знаки путем прямого действия, а воздушные знаки путем социального взаимодействия и вербального выражения.

Марк Эдмунд Джонс, пытаясь классифицировать стихии современным языком, который не рождал бы неправильного понимания как старые термины "позитивный" и "негативный", писал, что воздух и огонь - это "воздействующие и экстенсивные" выражения энергии, а вода и земля - "поддерживающие и интенсивные". Определения Джонса, по-видимому, будут очень подходящим объяснением греческих терминов выражения энергии Аполлона и Диониса. Огненная и воздушная стихии также связывались с активностью и с "легкостью", поскольку воздух и огонь склонны распространяться и подниматься вверх, простираясь к внешней границе в пространстве. Земля и вода ассоциировались с "тяжестью" и инерцией, так как эти стихии, по-видимому, находятся под влиянием силы тяжести и, следовательно, концентрируются и собираются на самом нижнем уровне. Эта классификация стихий и тот факт, что знаки одной стихии и стихии одной группы считаются обычно "совместимыми", имеют важное значение не только в интерпретации индивидуальных карт, но также в искусстве сопоставления карт, о котором мы поговорим позднее (в Главе 15).

Следует также отметить, что принципы "легкости", "тяжести" и т.д. описывают реальный поток энергии, который может восприниматься особо чувствительными людьми или в какой-то степени ощущаться теми, кто тесно связан с людьми иной энергетической настройки.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Keyles - Акварельный дождь | Лента друзей Keyles / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»