СУННА ПРОРОКА (С) О ЗНАЧЕНИИ РАЗУМА
26-03-2017 16:12
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В сборнике «Аль-кафи», через нескольких наших сподвижников, со слов Ахмада бин Мухаммада бин Халида, от одного из наших сподвижников, возводящего эти слова к Посланнику Аллаха (С), сообщается, что Посланник Аллаха (С) сказал: Не наделил Аллах Своих рабов ничем лучшим, нежели разум, и сон разумного человека — лучше, чем бодрствование невежественного, и бездействие разумного — предпочтительнее, нежели выступление невежественного. И не ниспослал Аллах ни пророка, ни посланника (т.е., не наделял их миссией), покуда те не обретали совершенство разума, и покуда разум каждого из них не был превыше всех разумов людей его общины, и то, что пророк держит в себе, - предпочтительнее иджтихада муджтахидов, и обязанности раба Божиего перед Аллахом не считаются выполненными, покуда он не постигнет их сути своим разумом, и все поклоняющиеся в достоинстве своего поклонения не достигнут того, чего достигает разумный человек. Разумные люди, они суть первые в обладании пониманием (улу-ль-албаб), и сказал Всевышний и Благословенный Аллах: И не вспоминают об этом никто, кроме первых разумом.
(Цит. по: Сейид М.Х. Табатабаи, тафсир "Аль-мизан", комментарий на аяты 261 - 274 к суре "Аль-бакара" (2))
Полагаю, этих слов самих по себе достаточно для опровержения заявлений наших оппонентов, обвиняющих прогрессивных шиитов в толковании Корана и Сунны "по своему разуму". Разум является основой иджтихада, тогда как слепое следование противоречивым преданиям в ущерб Священному Корану не является не только проявлением разума, но даже - следованием истинной Сунне, так как в этой тактике отсутствуют и понимание (познание) Сунны, и стройность поведения (из-за противоречивости хадисов и отказа задействовать разумные критерии). Усулитская же школа никогда не пренебрегала понятием разума (акль) как одного из ключевых критериев в вынесении суждений.
(с) Тарас Черниенко
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote