• Авторизация


Без заголовка 21-07-2008 20:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ostreuss Оригинальное сообщение

Застывшая радость соцреализма


Сварщики Уралмаша запомнились мне по командировке в г.Амурск. Тогда, в 80-м, в месяц общага давала по трупу. Вот из-за баб, в угаре, сварщики Уралмаша со второго этажа молча рвали кого-то с третьего, топчась по кишкам во тьме межлестничной площадки.


А теперь плавно переходим к соцреализму. Картина Чеснокова "Сварщики Уралмаша". 1979. Вздрогнули? Зря:




 




 




[700x615]




 




Часто соцреализм определяют, как подрезанный рот. Название романа Гюго "Человек, который смеётся"  подразумевает шута бродячей труппы, которому в детстве подрезали щеки,что бы сделать смеющимся навечно. "Радуемся, радуемся" - как говорили в "Кин-дза-дза" :







[699x543]




 




 Радостно. Высоцкого, - "Невеста вся в прыщах,  ---- Дозрела, значит", - ничто не напоминает.




Какого-то современного китайского художника спросили как-то: "У Вас на картинах черт знает что. Это понятно. Но почему все люди всегда улыбаются?"  "Нам сказали улыбаться - и мы всегда улыбались" - ответил тот. Не помню, был ли то Вей Донг...




 




[274x480]




 




...или Ю Миньинь:




 




[533x400]











Возьмём пезажик наугад. Лето, эффектный импрессионизм, голубое платье велосипедистки...







[700x551]











(Павел Рябинский, 2006)




Потому ли это соцреализм, что нам светло и радостно? Как и предыдущие 353 картины назад? Вот и нет.




Часто мрачные картины Коржева категорически не считают соцартом. Так ли это?













[375x586]







(Гелий Коржев)




Нет. Реакция, отвержение соцреализма, даже песни Высоцкого - это тоже соцреализм. Есть бомжи, их никто не рисовал: а вот дай-ка напишу!




И зритель столь же равнодушен. Бомжи, написанные назло всем, его тоже не интересуют.




Более того, перепев Ванга Ксиньвея нашей известной "Опять двойка":







[600x400]











(Wang Xingwei, "Опять не отметка А")




...тоже является соцреализмом - как реакция, издевательство над ним!




Вот три картины 2006-07 годов:










[700x525]








(Николай Анохин)











  [700x466]




 (Григорий Чайников, "Снег на Покров")







[448x640]







(Дмитрий Шмарин, "Рыцари православия")







Все - махровый "соцреализм". Две верхних - сто лет исчезнувшие динозавры, но не это главное. Главное -  рисуют "то, что надо".  "Духовность", "православие", патриотизм... Написал бы Шмарин, как бритоголовые избивают в вагоне метро таджика, или прямо противоположное; написал бы драку в Кондопоге - в любом случае он остаётся соцреалистом. Рабом ангажированного. Зритель не знает его истинное отношение. 




Потому что пишут, что самим не интересно.




Вот оно, ключевое слово. Это странное слово "интерес". Ни в одном языке мира не имеет синонимов, в русском - заимствованное!




Одна из наиболее ценимых мною картин: "Прогулка на молу", Лансере:










[699x475]











Изображение уникально. Сколько рисовали парусников - и всё большие, военные. А тут - небольшой шлюп, возможно "купец", очень известная, острейшая проблема женщина/корабль/моряк. Быт. Но нигде не изображенный. Ясно, что художник захотел понять: как же это выглядело реально?




И тот же Лансере, растоптанный и размазанный через двадцать лет:




[480x300]
 







("Строительство метро")




Здесь ему не интересно ничего.




И это стандартная судьба русско-советского мастера. Ранний Нестеров: к колдуну, на отшибе, которого все обходят стороной, пришла девушка. "За приворотным зельем":




[400x359]







Готовая, тщательно разработанная сцена для триллера.




Тот же Нестеров, советское время. Как будто в жидкий азот окунули:




[436x500]







Мастерство художника никуда не делось,более того - выросло. Но прах его высочества Интереса давно развеялся по ветру. То самый невероятный интерес к жизни, свойственный  искусству России перед революцией:




[619x308]




И.Е.Репин. "Водевиль"




Даже сам Иогансон, создатель соцреализма ("Допрос коммунистов"), в молодости создал вот такое:




[670x402]







Это разруха.Станция (яйцо, варёное - рубликов 600). Представьте, это - единственная картина очевидца. Тогда ему было интересно всё...




Возьмём два пезажа. Левитана:




[454x600]







... и Шишкина:







[654x385]







Первый, при всём мастерстве, вполне может быть творением соцреализма. Второй - никогда. Как Дюрер знаменитого кролика, Шишкин анализируют эту чертову сныть, пытается понять, как же её вообще рисовать. Ему интересно передать то, что не было ранее - не просто траву. Сныть.




Странные сцены, где прорывается интерес, существуют у всех художников. Некоторых в таком даже не заподозришь:




[433x525]







(К.П.Брюллов "Свидание")




Великолепные, красочные, сильно написанные картины обречены на забвение...




[698x357]







(В.Яковлев, 1937. "Старатели пишут письмо товарищу Сталину")




Представьте на секунду, что изменилась тема этой картины. "Вакханалия старателей по поводу открытию жилы на Ваче". Всё, всё изменилось.  Нам она сразу страшно интересна!




Вернусь к картине Кутилина "Жена":




[700x446]







Здесь не надо ничего и менять. До тех пор, пока мы видим на ней молодую, счастливую деревенскую семью, везущую на зимо сено, она является 100% соцреализмом. Стоит нам подумать, что от позы женщины прёт сексуальность, что может ещё и медовый месяц не кончился, что более классного и шикарного места для дальнейших эротических событий и не придумаешь, нам становится ясно. Хитрый художник лишь искусно замаскировал под соцреализм всемирную сексуально озабоченность!




Потому что сам озабочен. О чудо,чудо! - куда делся соцреализм? Секунду назад был здесь...




Вот так, всего лишь смысл определяет соцреализм.




И сегодня цены на него, как на древнюю иконопись, будут расти. Империя рухнула, и кусочки мраморных колонн, шепчущих о благородных сварщиках, сильно подорожают.







  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Игорь_Фёдоров - Дневник Игорь_Фёдоров | Лента друзей Игорь_Фёдоров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»