• Авторизация


Без заголовка 23-07-2009 21:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ell_BAGIRA Оригинальное сообщение

Влияние даосизма и конфуцианства на развитие китайского библиотечного дела



[457x38]


В китайской живописи и скульптуре на религиозно-философские темы, все основатели известных китайских духовных учений и их великие последователи, часто изображаются с книгами в руках. Это не случайно, т.к. Лао Цзы- основатель даосизма, Конфуций- основатель конфуцианства и многие буддийские святые философы и их ученики - не только сами писали и диктовали книги, но и занимались их переводами, редактированием, классификацией, разработали много принципов и правил для библиотечного дела, которые не потеряли своей актуальности и используются в наше время.

[показать]

Как известно, из исторической хроники «Шицзи — Биографии Лао Цзы, Ханфэя»: древний китайский мудрец Лао Цзы, родившийся в уезде Луи провинции Хэнань., основатель Даосизма, живший примерно в 7-5 в до н.э., прежде чем уединиться в горах, для духовной практики, служил главным хранителем императорского архива - библиотеки в царстве Чжоу.
Таким образом, его можно назвать одним из древнейших, упоминаемых в летописях, управляющим библиотекой. Кроме того, он сам написал два тома известнейшей книги «Даодэцзин», оказавшей огромное влияние на китайскую культуру, за последние тысячелетия.
Понять суть традиционной культуры китайской нации, невозможно без знания наставлений её мудрецов, дававших советы во всех сферах человеческого бытия. Великая и глубокомысленная мудрость Лао Цзы и его выдающихся учеников, является три тысячелетия, одной из основ китайской цивилизации.


Его философия имеет влияние также и на сегодняшнее состояние духа организации и библиотечного устройства. Что является отличительной, гармоничной чертой китайских библиотек. Этот философский дух в разные исторические периоды то преобладал, то отступал под влиянием новых идеологий, но, так или иначе китайцы всегда к нему возвращались. Говоря словами мудреца Лао Цы о непостоянстве:
«Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек.»

Одна из основополагающих областей человеческой деятельности - управление является сферой применения философской премудрости, будучи не только наукой, но и искусством. Лао Цзы, ещё за долго до нашей эры, определил необходимые факторы любого успешного управления и библиотечного в том числе. Касаясь его планов, организации, направления и координации.

[показать]

Изречения Лао Цы из его книги Даодэцин очень актуальны для управления современной библиотеки.
«Небо и Земля - долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.»


Тут заложен альтруистический принцип правильного библиотечного служения на благо обществу. Библиотека существует не для себя самой, а для людей и их нужд - в этом её живучесть.
Требования к качеству подготовки библиотечного персонала и услугам, которые он предоставляет можно выразить следующими словами Лао Цзы:

«Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и
не борется [с ними]. [Человек, обладающий высшей добродетелью, так же, как и вода]
…в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах
должен быть искренним; в управлении должен быть последовательным;
в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать
время…. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»


Слова мудреца:
«Самая высокая добродетель как долина. Самое высокое добро как вода.»


Можно отнести как к деятельности библиотек, так и к положительным качествам персонала и руководителей. Имеется в виду их всеохватывающая и разносторонняя деятельность, кругозор, широта души и мягкость. Всё это, совпадает с точкой зрения современной науки управления и подготовки кадров, не только в Китае.
Если библиотека с персоналом отвечают всем необходимым требованиям и осуществляют свою высоко воспитательную и просветительскую роль, то они имеют авторитет и много читателей. Правильно воспитывая читателей, они приносят много полезного в их жизнь:
«К тому, кто представляет собой великий образ приходит весь
народ. Люди приходят…Он приносит им мир, спокойствие, музыку и пищу.
…Тот, кто был способен к просвещению, знал мельчайшие [вещи]
и глубокую [тайну]. Это были те, которые, соблюдая
спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим
умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни.»

В тоже время Лао Цзы говоря о воспитании, предостерегает библиотеки от распространения
пустой, вредной и не нужной литературы и знаний, содержащих ложные идеи и выводы:
«Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет
счастливее во сто крат….Все эти ….вещи [пороки и ложные взгляды, происходят] от недостатка [истинных] знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освободиться от страстей.»

В управлении библиотечной системой и ресурсами надо быть прилежным, внимательным, быстрым и своевременным, иначе дело может прогореть.

«Управлять большим царством - все равно, что жарить маленькие креветки»


Для успешного управления, необходим аналитический ум руководителей, и способность предвидеть различные проблемы в ходе осуществления библиотечной деятельности и умение находить заранее способы их устранения. Об этом говорит нам известный афоризм Лао Цзы-
Берегись бед, пока их нет. В благоприятное время, надо думать об опасности, а живя в спокойствии, принимать меры предосторожности.

[показать]

Спустя тысячелетия после Лао Цзы, другой даос Би Шэн (990-1051)в эпоху Сун, вносит технологический вклад в развитие книжного дела - он изобретает наборный шрифт, для печати. Его шрифт изготавливался из глиняных брусочков, на торце которых вырезались резцом рельефные изображения иероглифов. Затем брусочки обжигались для прочности в печи. При печатании брусочки закреплялись в железной форме с помощью воска, смолы или канифоли. После изготовления тушью на бумаге необходимых оттисков форму нагревали, литеры рассыпались, и их можно было использовать для набора другого текста. Таким образом, Би Шэн нашел полное решение главных типографских проблем: изготовление, компоновка и разкомпоновка литер многократного употребления.

Современные китайские библиотеки чтят великую философскую мудрость даосизма. Например, старая библиотека Уханьского Университета была построена в 1934 г, и является самым красивым и величественным зданием в Университете. В ней собрано около 2.000.000 книг. Над её парадным входом установлен выгравированный на металле портрет великого китайского мудреца Лао Цзы, внутри библиотечных залов тоже много его портретов и изречений, как и другого великого китайского мудреца – Конфуция.

[457x38]


Конфуцианством


Кун Цзы, по западному - Конфуций, живший примерно в 551 и 479 годах до н.э., и его учение так же оказали большое влияние на развитие библиотечного дела. Китайский философ, основатель конфуцианства (жу цзя - школа великих учёных книжников) родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Родом из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("ёэцзин"). В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого, вследствие интриг, ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Ёэцзин, Лицзи, Чуньцю.
Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь ёй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе». Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) Ч лояльности.

[показать]

Говоря о духовных качествах Благородного мужа- Цзюнь-цзы - цели конфуцианства, Конфуций выделял два фактора : “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. Благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”. Второй иероглиф “Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость. ”
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях китайской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества. Важную роль в распространении и обучении народа этим полезным знаниям он отводил и библиотекам.
Следуя историческим записям, он составил свой первый исторический труд — летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Затем он продолжает работу над книгами, отражающими культурное наследие древних китайцев: «И цзин»(«Канон перемен»), «Ли цзи»(«Записки о ритуалах (правилах)»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга преданий») и «Юэ цзин» («Канон музыки»). Эти книги известны как «Лю цзин» («Шесть канонов»). И хотя последнее произведение было утеряно, остальные пять дошли до наших дней.
Не смотря на обширность тематики бесед Конфуция с учениками, источники доносят их основные темы. Приведём отрывок из «Ши цзи» («Исторических записок») Сыма Цяня в переводе Вяткина (т.6, стр.146): «Конфуций учил четырём вещам: вэнь (письменным памятникам), син (действиям в жизни), чжун (преданности учению) и синь (правдивости). Он предлагал покончить с и (предвзятостью), с би (непререкаемостью), с гу (упрямством) и с во (самомнением).
В последние годы жизни он особенно напряжённо работал: преподавал в своей школе и составлял учебники. Отредактированные им книги без промедления вводились в процесс обучения. Он вводит новый принцип набора в свою частную школу- «в обучении не может быть различий по происхождению» («Лунь юй», 15, 39).

Кун Цзы, как и Лао Цзы, являлся великим мыслителем и духовным наставником в древнем Китае. Он широко известен как великий мудрец- основатель Конфуцианства, но его научная работа в книгохранилищах мало известна. В действительности же, его умные мысли, касающиеся библиографоведения, организации книжного учёта - составления каталогов и книжного классифицирования, оказали огромное влияние на последующее развитие китайского библиотековедения.

[показать]

огласно историческим летописям, Кун Цзы помимо того, что писал свои философские труды, ещё и классифицировал все собранные ранее бамбуковые книги – Цзяни.
Он также писал предисловия, комментарии и редактировал, известные книги с прозой, стихами и ритуальными наставлениями, что облегчило понимание китайской классики периода «Весен и осеней » для его 3000 учеников.
Конфуций, разработав систему обучения государственных мужей уделил внимание всестороннему преподаванию, включив в него военные и развивающие психику науки. Литературные источники о развитии военно-педагогической мысли Древнего Китая дошли до нас благодаря ученым периода «Весны и Осени». Именно они собрали разобщенные сведения и описали их в своих трактатах, самым объемным из которых является «Девятикнижие» Конфуция. Канон Конфуция построен по тому же принципу, что и «Колодезные Поля»: разделен на две части - «Пятикнижие» и «Четверокнижие». состоящие соответственно из книг. И Цзин (Книга перемен), Ши Цзин (Книга песен и гимнов). Шу Цзин (История), Чунь Цю («Весны и осени»). Ли Цзи (Этикет). Лунь Юй (Беседы и высказывания), Мэн Цзы (Книга Мэн Кэ), Дасюэ (Великое учение), Чжун Юн.
Первой канонической книгой, с которой начиналось обучение грамоте и истории одновременно, являлась «Книга Документов» - «Шу Цзин». Обучение пению и игре на музыкальных инструментах сопровождалось изучением «Книги Гимнов» - «Ши Цзин», где все тексты были написаны в особой манере, и петь их надо было по особенному: напрягая мышцы шеи, что усиливало функции щитовидной железы и всей эпигастральной (поддиафрагменной) области. Что гармонизировало жизненно важные физиологические процессы. Надо было тянуть звуки так, чтобы крылья носа оставались расслаблены и неподвижны - это контролировало правильность произношения звуков: конец каждой строки отмечался громким ударом в барабан или каменную пластинку. К своему детищу - сборнику песен и гимнов «Ши Цзин», воспроизводящему систему «4-х психомоторных упражнении» в концепции СБИ, Конфуций относился с особым трепетом: «Молодые люди, почему вы не изучаете «Ши Цзин»? «Ши Цзин» может вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать недовольство». ... Обратившись к Бо Юю, учитель спросил: «Вы читали «Песни царства Чжоу» и «Песни царства Шао»? Кто не читал их, подобен немому и слепому». Освоением «Шести Искусств»: письма, счета, пения, игры на музыкальных инструментах, воинского искусства и управления боевой колесницей, к пятнадцати годам и заканчивалось обучение
вою библиотековедческую и просветительскую деятельность Кун Цзы начал во время государственной службы. С того времени, он уже учил учеников и посвятил себя сбору, исследованию и классификации книг и документов. Его мысли, принципы и методы обработки документов и литературных памятников древней письменности достойны подробного изучения.

Мысли и принципы обработки древних документов и книг Кун Цзы

1.Профессор Чжоу Вэнь Цзюнь Пекинского Университета в Информационном библиотечном словаре, так определяет документоведение: Оно является наукой, которая изучает обработку документов и литературных памятников древней письменности. Его содержание включает экспертизу документа, идентификацию, проверку, систематизацию, документальную связь, компиляцию документа и так далее.
Кун Цзы будучи мудрым и одарённым человеком, самолично проводил экспертизу, идентификацию, классифицирование и компиляцию собранных документов и книг для того, чтобы облегчить учёт служебных текстов и создать пособия для личной школы. Он брал за основу свои философские, политические и воспитательные идеи и редактировал и составлял новые пособия, показывая в них основные положения своего учения - “жэнь”и “вэнь”. Называя также “жэнь”- содержанием, а “вэнь” – формой, он вводил их в процесс изучения и обработки документов и литературных памятников древней письменности.
2.Кун Цзы первый применил много ступенчатое библиотечное классифицирование литературных произведений, как принцип сортировки текстов.
Его степени классификации подразделяли древнюю литературу, на упоминавшиеся, 6 Цзинов, которые, классифицировались ещё по более детальным признакам. Например, Кун Цзы рассматривал Ши Цзин - древнейшее собрание китайской поэзии, не только как произведение художественного творчества, а прежде всего как воплощение идей о моральном поведении и управлении государством.
Форма написания «Ши Цзин» - поэтическая, это было следующей ступенью классификации, а поэзию в свою очередь он классифицировал по видам – стихи, поэмы, песни, что составило последующую ступень деления. Например, песни классифицировались им по жанру, как: Фэн (народные песни), Я (изысканные песни), Сун (ритуальные песни), которые в свою очередь, подразделялись по ещё более детальным признакам. Фэн (народные песни) он подразделил на 15 Фэн: Тан Фэн, Цинь Фэн и т.д. всего получилось 160 разделов; Я (изысканные песни) – ещё на 2 подвида - всего 105 разделов; Сун (ритуальные песни) поделил на 3 подвида, всего получив 40 разделов.
Кун Цзы проводя своё классифицирование и каталогизацию, составляя и редактируя пособия, положил начало и основу научного библиотечного классифицирования для последующих поколений.

[показать]

3.Стиль обработки документов и литературных памятников древней письменности Кун Цзы, оказал огромное влияние на последующие поколения библиотечных работников. Самым важным, был его инновационный дух. Кун Цзы добился больших успехов в области обработки древних документов, книг и создании учебных пособий. Он положил систематическое начало для обработки документов и книг в китайской истории, создал метод хронологического учёта, написания предисловий и комментариев к книгам и классифицирование документов.
4.Мысли Кун Цзы о этике, взаимоуважении и вежливости, так же полезны в деятельности библиотечного персонала при обслуживании читателей.
Принципы и положения общественного управления Кун Цзы излагал в своих книгах и беседах, еще более подробно чем Лао Цзы. И они так же имеют вечное и эпохальное значение, богатые диалектическим, научным содержанием, они являются духовным богатством любого человека.
Спустя тысячелетия они, как и прежде влияют на философское образование, культуру, экономику и другие отрасли. Принципы управления и библиотечной классификации, изложенные более 2500 лет назад, оказывают глубокое влияние и на цифровое библиотечное дело, хотя существует большая разница по форме между современной цифровой библиотекой и традиционной библиотекой.
Современные методы управления унаследуют свои основы из универсальной мудрости глубокой древности, поэтому мысли Кун Цзы, вечно достойны изучения и полезны не только библиотекарям.
До какой бы степени не развилась современная человеческая цивилизация – функция управления всегда существует и мудрая мысль в любом управлении всегда играет большую роль.

[457x38]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Игорь_Фёдоров - Дневник Игорь_Фёдоров | Лента друзей Игорь_Фёдоров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»