По рассказу Эдмонда д'Амичиса "Учительница рабочих".
Сценарий Владимир Маяковский.
Оператор Евгений Славинский.
Материалы передачи "Шедевры старого кино":
Фильм «Барышня и хулиган» снят в 1918 году, сценарий Маяковского, он же играет главную роль. Поэт пока ещё не набил в кинематографе руку и потому может неожиданно проговориться, раскрыться с неожиданной стороны. К тому же сам восемнадцатый год весьма примечателен. Кровь льётся рекой, а в искусстве вдруг стало можно всё. Старой цензуры уже нет, новой - ещё нет.
Итак, «Барышня и хулиган». Маяковский здесь оказывается киноактёром выразительным и колоритным. Но это вряд ли можно назвать неожиданностью. А вот имя режиссёра и оператора картины Евгения Славинского вызывает, по меньшей мере, удивление. Ведь Славинский был оператором у Протазанова на «Пиковой даме»! То есть у человека, с которым лезут, по слову поэта, «столетние древности кинематографии».
Но, может быть, сценарист оговорился, и всё остальное будет уже по революционно-кубофутуристически? Увы. События развиваются, скорее, по-есенински.
Посудите сами, хулиган, которого играет Маяковский, влюбляется в приехавшую учительницу. Учительница начинает преподавать в какой-то странной школе. Тут и старики учатся и дети. Что-то похожее на Школу Рабочей Молодёжи из советских фильмов. Да и сюжет спустя годы повторится по-своему в неувядающей «Весне на Заречной улице».
Хулиган начинает посещать занятия учительницы. Один из учеников оскорбляет барышню. Хулиган в лице Маяковского наказывает обидчика. Но за того вступается бородатый отец с ножом за поясом. Он подговаривает дружков, и хулигана убивают в неравной драке. «Саданули под сердце финский нож», - как писал Есенин…
Умирающего хулигана приносят умирать в белой рубахе в дом. Приходит священник. Прибегает учительница и целует хулигана. Тогда он берёт у священника крест, целует его и, положа себе на сердце, умирает. Смотрите сами. И всё это при известном, неоднократно провозглашённом атеизме Маяковского!
«…Положили меня в русской рубашке под иконами умирать»!..
Есть в фильме и ещё одна молитва: барышня молится у креста, а хулиган целует её одежды.
Есть в картине и ещё одна параллель с «пошлым» Протазановым. Вглядитесь в эти кадры. На пути учительницы - лужа. Хулиган, не задумываясь, скидывает с себя пиджак и бросает к её ногам. Учительница перебегает по пиджаку лужу. Ничего не напоминает?.. То же самое сделает герой Кторова спустя восемнадцать лет в протазановской «Бесприданнице».
Фильм «Барышня и хулиган» несёт в себе отпечаток раннего Маяковского. Его предчувствие трагичности своей судьбы, жертвенности. Гибель из-за несчастной любви к женщине, сходится с одной из версий причины самоубийства поэта. Кадры с вскинутой навзничь, запрокинутой головой умирающего хулигана напоминают страшную фотографию, сделанную 14 апреля 1930 года после рокового выстрела.