• Авторизация


Два обряда Каса 10-11-2008 08:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Обряду каса - последних поминок у нанайцев уделяли внимание почти все исследователи этого народа; это был самый масштабный, театрализованный и яркий обряд из всех других, известных у них в быту. После тщательных исследований и сопоставлений оказалось, что он уникален и не имеет аналогий у других народов, как у близко живущих (за исключением их непосредственных соседей - ульчей, что, по многим причинам, вполне естественно), так и у более отдаленных народов.

Культура нанайцев - этого малочисленного народа на юге Дальнего Востока (в 1897 г. - около 5,5 тыс. чел., в 1989 г. - немного более 12 тыс.), чрезвычайно разнообразна, сложна, неоднородна по происхождению и выделяет их из других народов многими элементами; обряд каса - один из них. Как и вся культура, он имел свои особенности у разных территориальных групп, у разных родов нанайцев.

Несмотря на малочисленность, нанайцы всегда жили чрезвычайно дисперсно: их селения, в прошлом преимущественно малочисленные, тянулись по обоим берегам Нижнего Амура, ниже Хабаровска, более, чем на шестьсот километров, по его крупным притокам со своими обширными бассейнами - реки Уссури, Тунгуска, Анюй, Горин и др., а также по близлежащим озерам. Нанайцы многих групп жили настолько отстраненно друг от друга, что некоторые почти совсем не встречались между собой, в результате чего у этих групп сложилось много местных культурных особенностей, свои диалекты. Большую роль в сложении нанайцев сыграли этнические элементы различного происхождения, приходившие в различные исторические периоды в эти места; это отразилось в языке, культуре, обрядах.

Основные элементы обряда каса, направленные на достижение одной цели, в общем были единообразны; особенности у разных групп более всего проявлялись во второстепенных деталях, часто зависевших от личности основного лица, проводившего эти обряды - от касаты-шаманов - руководителей обрядов, шаманов высшего “ранга” среди других шаманов, лиц неординарных, обычно талантливых в различных сферах своей деятельности.

Суть или смысл обряда были связаны со смертью человека; считалось, что душа умершего - панян некоторое время жила среди своих родственников. После совершения погребального обряда нанайцы устраивали первые поминки с приглашением шамана более низкого по сравнению с касаты ранга (хэргэнты), который камлал, отыскивал душу усопшего и “поселял” её в деревянную, длиной 10-15 см, антропоморфную фигурку панё, укрепленную на четырехугольной подставке. Ее ставили на том месте, где спал умерший, ежедневно “кормили” и “поили”, “давали курить табак” (клали рядом раскуренную трубку) и т.п.

Полностью увлекательнейшая публикация тут: http://mustagclub.ru/blog/два-обряда-каса/#more-712
[254x350]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Два обряда Каса | I_PloMbir - Дневник I_PloMbir | Лента друзей I_PloMbir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»