Миф о сотворении мира, распространенный среди народов Северной и Центральной Азии, – это универсальный миф, хотя в разных районах он бытует в разных формах. Его архаичность и повсеместная распространенность – за пределами Северной и Центральной Азии он был известен в доарийской и арийской Индии, в Юго-Восточной Азии, в Северной Америке, – многочисленные модификации, которым он подвергался в течение веков, делают его самым привлекательным объектом исследования для ученого-религиеведа. Попытаемся выделить специфические черты центрально-азиатских версий о создании Земли и опишем сначала те, которые считаются наиболее древними.
Архаический ландшафт почти всегда одинаков: до Сотворения Мира все покрывали Великие Воды. Сценарий сотворения мира имеет варианты:
1) Бог в облике животного сам погружается в пучину и возвращается с комочком ила, из которого создает Мир;
2) он посылает в водные глубины некое земноводное животное (водоплавающую птицу);
3) он заставляет нырнуть в воду некое существо (иногда орнитоморфное), которое он до того момента не знал и которое впоследствии станет его врагом.
Первый вариант мифа известен в индуизме; здесь великий бог – Праджапати, Брахма, Вишну, – превращенный в вепря, погружается в воду и поднимает Землю из ее глубин. Второй вариант известен исключительно широко (его знали в доарийской Индии, в Ассаме, в Северной Америке и т.д.); следует отметить, что этот вариант не указывает на противостояние Создателя и животных-ныряльщиков; лишь в легендах Восточной Европы и Азии космогонический ныряльщик имеет “дуалистическую” окраску.
Поразительное слияние второго и третьего вариантов наблюдается в мифологии тюркских народов. В бурятском мифе описывается, как у вод первобытного океана появляется Сомбол-Буркан; он встречает там водоплавающую птицу и просит ее нырнуть в глубину. Из комочка ила, принесенного ему птицей в клюве, он сотворил Землю. Согласно другим вариантам, Буркан создает и человека – также из комочка ила. В одном из татарских мифов белый Лебедь по наказу Бога ныряет в воду и приносит в клюве немного земли, из которой Бог создает землю – плоскую и ровную. Только потом появляется дьявол, чтобы сделать болота. По преданиям алтайских татар, вначале, когда существовали одни только Воды, Бог и “человек” плавали вдвоем в облике черных гусей. Бог послал “человека” на поиски ила. Тот выполнил поручение, но утаил во рту немного ила. Земля начала разрастаться, стала разбухать и частица ила, утаенная “человеком”, и ему пришлось выплюнуть его: так появились болота. Бог сказал “человеку”: “Ты согрешил! Да будут дурными твои подданные! Мои же будут праведными, увидят Солнце и Свет и дадут мне имя Курбистан (=Ормазд). А ты станешь Эрликом”. Очевиден синкретизм с иранскими мифами при полном сохранении сценария космогонического погружения. Сходство “человека” с Хозяином Глубин, Эрлик Ханом, объясняется тем, что Первый Человек, мифический предок, был одновременно и Первым Смертным (эта мифологема широко представлена в мировых космогониях).
Полностью статья здесь:
http://mustagclub.ru/blog/перипетии-сотворения-мира/#more-607
[485x699]