Одна из древних цивилизаций Евразии - древнетюркская определила своеобразие коммуникативной культуры многочисленных тюркоязычных народов.
Алтай считается центром этой цивилизации и прародиной древних тюрков. Современные этносоциальные и этнокультурные процессы алтайцев, являющихся титульным этносом Республики Алтай, выражаются в проявлениях древней взаимосвязи природы и общества.
У алтайцев до настоящего времени сохраняется представление о принадлежности каждого из них к определенному сеоку («сööк», буквально «кость»). Термин «сеок» в отечественной науке соответствует понятию «род». По собранным нашим сведениям только у южных алтайцев насчитывается около тридцати сеоков. Наиболее многочисленными являются роды «кыпчак», «тöлöс», «тодош», «майман», «иркит». Названия многих родов восходят к древности гуннский и древнетюркский периоды выступают древнейшей фазой этногенеза алтайского народа.
Алтайский сеок представляет собой частицу древних народов - кыпчак, найман, теле, тардуш и др., вошедших как этнические компоненты при формировании других тюркских народов - хакасов, кыргызов, тувинцев и пр.
Каждый сеок состоит из подразделений, например, «майман» - «кара майман» и «кöгöл майман». Несколько определенных сеоков составляют родственную группу, например, «кыпчак», «мундус» и «кергил». Принадлежащие к одному сеоку или родственным сеокам обычно говорят: «Бис карындаштар», что означает:
«Мы единоутробны, т.е. являемся братьями (или сестрами)».
И сегодня строго соблюдаются брачные нормы. Известно, что родовая экзогамия на протяжении длительного отбора стала исторически обоснованным и необходимым условием генетического здоровья алтайского этноса.
Актуальным вопросом современности является экологический вопрос. Это не случайно. Согласно традиционному представлению о жизни - человек един с природой. Каждый сеок и родственная группа сеоков имеет родовых хранителей - родовая гора, родовое дерево, родовое животное. Их считают одухотворенными и называют «карындаш» (единоутробный). Обычно почитание родовых хранителей объясняли как «религиозный пережиток», вызванный боязнью перед силами природы. Лишь недавно, в связи с демократизацией нашего общества, стали усматривать в этом традиции экологического воспитания.
Каждый унаследовал от отца не только сеок, но и его природных хранителей. Придерживаясь норм авункулата, родовых хранителей материнского сеока следовало почитать больше. По выходе замуж женщина почитала природных хранителей сеока мужа. Она соблюдала больше запретов особенно в детородный период: на какие горы запрещено подниматься, какие ритуалы не совершать. Лишь старые женщины, становившиеся по возрасту «чистыми», могли наравне с мужчинами участвовать, например, в обряде «поклонения Алтаю».
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/почитание-природных-хранителей-алта/#more-366
[700x456]