Нельзя обойти стороной своеобразие искусства петроглифов, особый облик тех мест, где, благодаря деятельности древних художников, модифицировались природные и возникали новые историко-культурные ландшафты. Очень необычны и уникальны изыскания в нижнем течении Пегтымеля на так называемом Кайкуульском обрыве (Чукотка).
За два полевых сезона 2005 и 2006 годов, проведённых на Кайкуульском обрыве, удалось обнаружить и документировать около 300 плоскостей с древними одиночными изображениями и многофигурными композициями на трёх условных высотных ярусах — верхнем, среднем и нижнем. Пегтымельские наскальные изображения выполнены в различной технике: выбиты, прошлифованы, процарапаны.
Сюжеты петроглифов довольно устойчивы. Преобладают фигуры северных оленей с узкими мордами и характерными очертаниями линий рогов. Немало и так называемых парциальных изображений, например, показана только голова и часть спины животного — так выглядят плывущие или выходящие из воды животные или олени в стаде. Встречаются изображения копыт или их отпечатков — своего рода символических заместителей животных. Но больше всего авторов наскальных изображений интересовала охота. Встречаются изображения белых медведей, песцов, волков, водоплавающих птиц. Представлены морские животные — киты, касатки, лахтаки, каланы.
Изображения лодок имеют различные очертания. В них можно узнать одноместные быстроходные каяки — лодки, обтянутые со всех сторон кожей с люком для гребца; встречаются многоместные лодки с высокими носами, иногда в виде голов животных. Гребцы, сидящие в них, показаны предельно схематично, в виде вертикальных чёрточек. Наряду с одиночными фигурами животных древний художник наносил на скалы сложные композиции. Характерны сцены морской охоты на китов, нерп, белух и других морских животных. Чаще других повторяется следующая композиция: оленя, плывущего по воде (с задними ногами, опущенными ниже передних), преследует гарпунёр в лодке. Охотник поражает добычу гарпуном.
Наиболее своеобразный сюжет пегтымельских петроглифов — это антропоморфные фигуры пола в огромных грибообразных шляпах, одиночные или входящие в композиции. Почти все изображения человечков представлены анфас, часть из них в позе, напоминающей пляску. Гриб находится над головой или на голове антропоморфной фигуры, иногда заменяет голову. Встречаются изображения гриба с руками, с двойными и даже тройными шляпками, расположенными одна над другой.
В западной части Чукотки, в культурном слое неолитической стоянки Раучувагытгын, следует отметить находки небольших плиток и галек с графическими изображениями: «грибной» орнамент, зооморфные фигуры, жилище, штриховка…
...Неповторимый облик памятнику придают изображения персонажей с грибовидным силуэтом над головой — их коллекция также пополнена. Эти фигуры в странных головных уборах, похожих на шляпки грибов, Диков трактовал как изображения человекоподобных мухоморов, упоминаемых в мифологии чукчей и фольклоре ряда других северных народов. В некоторых случаях мухоморы держат за руку обычных человечков. Возможно, подобным образом изображался увод мухоморами живых к «верхним людям», также отмечаемый в мифологии чукчей. В этой связи можно упомянуть персонажей ительменского фольклора — красивых девушек-мухоморов, которые околдовывают героя и увлекают его в лес, заставляя забыть ради них жену. Согласно мифологическим представлениям чукчей, мухоморы «очень сильны, и когда растут, то прорывают своими крепкими головами плотные корни деревьев и рассекают их надвое. Они прорастают сквозь камни и раздробляют их в мелкие куски».
Мухоморы представлялись сибирским аборигенам в виде фантастических существ, наделённых чертами людей и ядовитых грибов. У нивхов существует поверье, что на таёжных тропах можно встретить мухоморов в облике людей. В соответствии с мифом коряков, мухомор в прошлом был женщиной, которую обидел муж, после чего она, превратившись в гриб, ушла под землю вместе со своими детьми. Кетская легенда объясняет грибы как захиревшие в лесу фаллосы. Согласно представлениям чукчей, по числу съеденных грибов «мухоморы являются к пьяным людям в странной человекоподобной форме. Так, например, один мухомор явится в виде однорукого или одноногого человека, другой — похожим на обрубок. Это не духи, это именно мухоморы, как таковые… Мухоморы берут человека за руки и уводят его на тот свет, показывают ему, что там есть, проделывают с ним самые невероятные вещи. Пути мухоморов извилисты. Они посещают страну, где живут мёртвые». Так писал известный этнограф-северовед Владимир Тан-Богораз.
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/каяки-обрыва-кайкууль/#more-362
[235x164]