Алтай – самая высокогорная часть Центральной Азии, до сегодняшнего дня остается мало изученным в археологическом отношении, регионом. На его территории сосредоточены тысячи исторических памятников: от палеолитических стоянок до заповедных шаманских урочищ и ламаистских святынь. Но самыми многочисленными в алтайских горах являются наскальные изображения – петроглифы…
Наибольший интерес представляют несколько древних святилищ в долинах рек Цагаан-Салаа, Бага-Ойгур и Цагаан-Гол в Монгольском Алтае. Петроглифы этих, несомненно уникальных местонахождений, являющиеся вполне полноценным историческим источником, прямо указывают на то, что уже в эпоху ранней бронзы в указанном регионе сложился своеобразный тип комплексного хозяйства. Основными его компонентами служили скотоводство и охота. Они были обусловлены особенностями природной среды – горно-степных районов, граничащих с тайгой и удобных не только для разведения скота, но и для охоты. Судя по многочисленным сценам на скалах Алтая, охота занимала значительное место в хозяйстве древнего населения региона, охватывая фауну таежной, горной и полупустынной зон Центральной Азии (маралы, лоси, медведи, кабаны, дикие быки, лошади, куланы, верблюды, горные козлы, волки, лисы, антилопы и дзерены). В отличие от охотников тайги алтайские скотоводы владели более широким диапазоном приемов охоты. Организация охоты также отличалась большим разнообразием форм: от охоты в одиночку (приманиванием к домашним животным, или по следу, с собакой на поводке) до коллективных облав со сворой собак на копытных зверей (рис.1). Петроглифы Цагаан-Салаа свидетельствуют, что уже в I тыс. до н.э. получает широкое распространение верховая облавная охота, верховая охота «гоном», верховая загонная охота, и пешая охота с собаками. Многочисленные сцены охоты иллюстрируют значительное разнообразие способов добычи зверя, при помощи разных видов оружия: пешим способом с луком, дротиком или палицей; на коне с луком, арканом или ловчей сетью. Фигуры участников облавных охот часто показаны в разных масштабах. Крупные, с подробной детализацией одежды и вооружения соответствовали более высокому социальному рангу (главный герой-мерген, стрелок из лука), в отличие от схематичных и мелких изображений людей (загонщики зверей).
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/традиционные-приемы-и-объекты-охоты-п/#more-358
[527x698]