“Бома, которое иначе называется Била или Элочжи, находится непосредственно к северу от тюрок туцзюэ, от столицы в 14 тыс. ли. (Останавливаются для жилья) в зависимости от наличия воды и травы, однако любят жить в горах. Отборного войска - 30 тысяч. В стране всегда выпадает много снега, деревья не сбрасывают листвы. Поля пашут с помощью лошадей, масть лошадей пегая (бо), поэтому и страна так называется (Бома). (Территория страны) на севере доходит до моря. Хотя разводят лошадей, не ездят верхом, используют кумыс в качестве пищи. Часто воюют с кыргызами, внешностью больше похожи на кыргызов, однако язык друг друга не понимают. Все бреют голову, носят шляпы из бересты. Связывают жерди наподобие колодезного сруба (оголовка), покрывают берестой, что и служит жилищем. Все (родоплеменные подразделения) имеют старейшин, которые не подчиняются один другому”.
Раннесредневековые письменные сведения, повествующие о жителях Западной, Средней и Восточной Сибири очень малочисленны. Значительная часть этих сведений содержится в различных изданиях, составляющих историко-культурное наследие других народов. Эти источники мало повествуют о территориях проживания конкретных сибирских этносов. Поэтому их географическая локализация на современных картах в большинстве случаев является достаточно условной процедурой и, как правило, сопровождается научными дискуссиями. Во всех имеющихся средневековых исторических текстах нет ни одного гидронима или топонима, который можно было бы с абсолютной точностью связывать с изучаемым регионом. Но в них освещены политические, хозяйственно-экономические, социальные, идеологические, лингвистические и экологические стороны жизнедеятельности средневековых сибирских этносов. Именно эти аспекты и позволяют с достаточной степенью условности локализовать отдельные раннесредневековые этносы, которые зафиксированы в многочисленных этнонимах.
Одним из таких этнонимов является “Бома”.
Прежде мы отождествляли этот этноним с археолого-этнографическим комплексом погребенных по обряду кремации на стороне, который лежит в основе саратовской археологической культуры функционировавшей на территории Кузнецкой котловины в конце V-XIII вв., и чей расцвет пришелся именно на период раннего средневековья. При этом приводили широкий круг аналогий, свидетельствующий о распространение этого обряда захоронения родственников на других территориях Западной и Средней Сибири. Это позволило поставить вопрос о “Бома”, как обозначении крупного племенного союза (конфедерации племен) имевшего место в период раннего средневековья на территориях северных отрогов Саяно-Алтая, а также лесостепных и таёжных массивов Сибири, культура которого сохранилась в различных археологических культурах и типах памятников.
Однако существуют и другие точки зрения на предмет локализации этого этнонима и его сопоставления с археологическими материалами. Поэтому для того, чтобы составить представление о раннесредневековых этносах входивших в конфедерацию племен “Бома” можно использовать сведения, содержащиеся в шести китайских произведениях: “Вэньсян тункая”, “Синь Тан шу”, “Тун дянь”, “Тай-пин хуаньюй цзи”, “Тан хуэйяо” и “Цзю Тан шу” и высказать свои соображения.
Необходимо отметить, что в ряде перечисленных источников используемые нами тексты, повествующие о сибирских народах, во многих случаях повторяют друг друга и лишь частично пополняют более архаичные источники. При этом авторы современных переводов этих сочинений допускают различные трактовки отдельных средневековых китайских иероглифов, что порой придает другое смысловое значение отдельных абзацев, предложений и выражений. Однако для того, чтобы быть более объективными, приведем информацию первоисточников об этнониме “бома”, который стал камнем преткновения, и изложим мнения разных китайских историографов и исследователей, изучавших их тексты по этому вопросу, и дополним её информацией почерпнутой из археологических источников.
В “Тай-пин хуаньюй цзи” уточняется территория расселения бома: “Бома находятся на север от цзйегу (хягасов). Их страна близка к Северному морю. Отстоит от [китайской столицы] Чанъань на 14000 ли”.
Дополнительные сведения имеются в “Тунь дянь”: “Государством Бома управляет эркин, бома от тюрок тюцзюе ничем особым не отличаются. …Страна простирается с востока на запад на один месяц пути, с юга на север на 50 дней пути. …сеют хлеба (пять злаков - у гу). Любят рыбную ловлю и охоту. Мясо добытых рыб, оленей, выдр, соболей и других животных съедают, а шкуры используют для одежды; (в стране) мало железной утвари, пользуются керамической посудой для варки пищи, а также блюдами и чашками из бересты. (В жилищах) на землю укладывается травяная подстилка, поверх нее кладут кошмы, на которых спят и сидят; переезжают, когда иссякнут травы, не имеют постоянного места жительства. Во время правления Юн-хуэй (650-656) Великой Тан отправили послов с данью ко двору”.
“Вэньсянь тункая” сообщает: “Туцзюэ, говоря о бома, называют (их) хэла (или хэцы), также государством Хэла (Хэцы). Их страны близки к Северному морю (Байкалу). Пройдя через (местности) пяти больших поколений туцзюэ, достигаешь (бома). Лошадей (имеют) 300 000 голов. Государство управляется сыгином. Пределы их страны с востока на запад - один месяц езды, с юга на север - 15 дней езды. Их страна крайне холодна”.
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/загадочная-страна-бома-раннего-средн/#more-354
[618x350]