Изображения мамонта относятся, как известно, к числу древнейших сюжетов первобытного искусства. Первый гравированный на кости рисунок мамонта найден был в 1864 г. Эдуардом Лартэ в пещере ла Мадлен, во Франции (департамент Дордонь). С тех пор в разное время, как в Западной Европе, так и на территории России, открыт был ряд других, гравированных, живописных и скульптурных изображений мамонта, обогативших историю искусства палеолита серией интереснейших памятников реалистического искусства…
Однако в сознании людей образ мамонта удерживался, по-видимому, в течение долгого времени и, облекаясь в фантастические формы, находил свое выражение в народных легендах, в представлениях о разного рода сказочных животных, часто ничего общего не имевших с тем мамонтом, современником которого был человек палеолитической эпохи.
Значительную роль при этом играли находки костей вымерших животных, в первую очередь костей и бивней мамонта, поражавших людей своими необычайными размерами. Эти находки порождали представления о птицах-великанах и о животных-гигантах, наделенных одним или двумя рогами, за которые обычно принимались бивни мамонта.
Особенно богаты рассказами о чудесных рогатых животных литература средневековья, где они фигурируют под именем „единорогов” и „инрогов”, и славянские стихи, в которых описывается огромный зверь под названием „индрик” или „инрог”. Индрик считается матерью всех зверей и имеет голову и хвост коня, а тело рыбы. Он живет где-то далеко, за морем, глубоко под землей. В различных книгах—средневековых „бестиариях”, „физиологах”, „азбуковниках”, „голубиной книге” и других —индрик и ему подобные фантастические животные рассматриваются как существующие в действительности.
В „голубиной книге” образ индрика рисуется, например, в следующем виде:
Живет зверь за Океаном морем,
И рогом проходит зверь по подземелью,
Аки ясное солнце по поднебесью,
Он происходит все горы белокаменные,
Прочищает все ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладязи студеные.
Когда зверь рогом поворотится,
Словно облацы по поднебесью.
Вся матъ-земля под ним всколыбается…
Все зверья земные к нему прикланятся,
Никому победы он не делает.
На Севере европейской части России и, особенно, в Сибири, где найдено много остатков мамонта, русские крестьяне также думали прежде, что мамонт —животное реальное, живущее глубоко под землей, не любящее солнечного света и имеющее вид быка или лося. Иногда приводили даже размеры этого животного: „высотою трех аршин, длиною пяти аршин“, или „в 5—6 раз больше лося”.
Подробнее, а так же возможность скачать полную публикацию на:
http://mustagclub.ru/blog/мамонт-в-искусстве-народов-сибири/#more-288
[398x270]