Заканчиваю статью о душе, как ее видит коренной народ Сибири. Если задаться вопросом - для чего вообще это кому-то знать или читать, то ответ лежит на поверхности: - Не зная прошлого, не поймешь настоящего.
Ÿзÿт
В религиозном мировоззрении это духовное начало занимает довольно большое место.
Ÿзÿт—посмертное существо, присущее одному только человеку. В нем олицетворяется то, что у русских принято выражать словом «покойник»—дух умершего, который, по поверью, может являться родственникам после своего погребения.
Ÿзÿт’a телеуты представляют себе в виде ветра, или воздуха—jäl салкын, и в виде человека. Он видим бывает в лесу, на пашнях и в вихре. При виде вихря телеуты не преминут крикнуть: шay, gaу. Этим криком они отгоняют от себя ÿзÿт’a. После смерти человека ÿзÿт его живет до 40 дней на кладбище. Иногда приходит ночью в дом и о своем присутствии заявляет глухим таинственным стуком. Когда замечается такое явление, присутствующие в испуге стучат в заслонку, берут нож или плеть и с шумом: küдü чык, нä кüрüк кülдi (иди вон, зачем пришел) выгоняют ÿзÿт’a.
Телеуты очень оберегают себя от ÿзÿт’a.
Возвращаясь с могилы домой, телеуты никогда не оборачиваются назад. На пути к дому каждый трижды бросает наотмашь попавшиеся на глаза вещи: камень, палку или траву. Этим пренебрежительным действием запугивают ÿзÿт’a, чтобы он не шел за ними в дом. Все вещи, которые кладут с покойником в гроб (чашку, трубку, кисет), намеренно подвергают порче. Они думают, что этим путем вещи убиваются, умерщвляются. То же делают и с санями, на которых привозят покойника на кладбище.
По убеждению телеутов, ÿзÿт’у, как существу посмертному, приятны вещи только испорченные, мертвые. В первые семь дней после смерти родственники покойного не гасят в доме огонь, а старые не спят, проводят время в разговорах, а также слушают сказки, приглашая для этого специально сказочника (кaiчы). Всё это делается для того, чтобы отогнать ÿзÿт’a, который иногда с могилы приходит в дом. Телеуты совершают по умершем поминки в седьмой и сороковой день и в день смерти чрез год.
В седьмой и сороковой день родственники ходят на могилу только с хлебом разного приготовления — угощать ÿзÿт’a. Там разводят два костра: один большой на запад от могилы, для себя, а другой маленький в головах покойника, для ÿзÿт’a. Из принесенной пищи часть съедают сами, а небольшую часть кладут у огпя ÿзÿт ‘у. Пищу ÿзÿт’a съедает собака, которую в этих случаях намеренно берут с собой. Сюда приносят еще вино. Посещение могилы, естественно, затягивается на несколько часов. По окончании обряда, старший из присутствующих пинает огонь ÿзÿт’a и говорит:
Таш очоgыц одорым,
Твое огнище я буду разрушать,
Талкан кÿlÿцдi чачарым.
Покроплю твоей золой-толокном.
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/11/#more-280
[698x365]