Сур по-русски можно перевести: образ, облик предмета. Портрет, фотографическую карточку, рисунки на бубне телеуты называют сур. Такой же образ есть у скота и у человека.
Но сур скота и сур человека понимаются различно.
Сур скота отделяется в момент смерти и переселяется в загробную жизнь. На этом основании среди телеутов в некоторых местах сохранился обычай закалывать любимую лошадь умершего для того, чтобы дать возможность последнему на том свете ездить на ней.
Обреченную лошадь для умершего приготовляют особым образом. В день смерти человека животное приводят к дому, где покрывают дорогими коврами, обвивают шалями, а в гриву и хвост вплетают шелковые ленты. При погребении лошадь впрягают в сани и телегу или увозят на ней тело умершего на кладбище. После похорон лошадь, во всем убранстве и в седле, кормят семь дней. За эти семь дней ее водят по домам, пашням и покосам родственников и знакомых. В силу существующей традиции, всякий обязан принять лошадь, накормить овсом, а вожатого угостить чаем и вином.
Чрез семь дней лошадь колют. Мясо съедают, седло и ковры отдают бедным людям. Иногда лошадь не колют, а после обычного приготовления отдают опять бедняку для пользования. Такой подарок носит смысл милостыни: jadiм болзын — чтобы была чрез это польза умершему. Нужно отметить, что вся эта церемония с лошадью происходит в первый поминальный день по умершем.
Скотский сур большое значение имеет при камских жертвоприношениях: он, главным образом, а не мясо только животного, идет в жертву как искупительный дар тому или иному духу. Это — самая существенная догма в шаманстве при кровавых жертвоприношениях. Но так как шаманист-телеут признает в животном два начала: материальное и духовное сур, то духу необходимо принести то и другое, — животное в целом его виде.
На этом основании при жертвоприношении животное не режут, а всегда душат (буруп-jam)— с тою целью, чтобы сур удержать в животном. Если же животное умертвить обычным способом, то сур его чрез рот исчезнет, а само животное, благодаря порезам, подвергнется порче. Такая жертва, но мнению шаманистов, не достигает своей цели и является оскорбительной для духа.
Сур человека, как и сур животного, отделяется от своего объекта, но только при жизни, а не в момент его смерти. Отделение сур человека происходит исключительно по воле Уlген’я — Анам - Jajучы. Таковую волю свою Анам - Jajучы записывает в особую книгу, которая на камском языке называется: Уlген бiдiiц сабыр бiчiк — Уlген’я начальника рукописание.
Если сур’у человека надлежит отделиться, то рукописание об этом человеке в книге чернеет: кара кат пазыл партыр. Видеть это может только кам.
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/душа-и-её-свойства-по-представлению-те/#more-275
[544x650]