По представлению телеутов душа человека имеет семь свойств: кут, jула, тын, ÿзÿт, сÿнä, сÿр и jül-салkын.
Тын есть духовное свойство, присущее человеку, скоту, зверям, птицам, гадам, траве и лесу. Всё перечисленное по-телеутскн называется так: jyгÿpäp ajakmy, учар канатту, ар тынар тынду — ходящие — на ногах, летающие —на крыльях, всё (это) дышущее—с душой.
По отношению к человеку тын понимается различно. Во-первых — как душа, которая за злые дела по смерти человека подвергается мучению. На этом основании, когда человек делает другому зло, последний говорит:
тыныцды äзäбäi jазыц-ба, тыныцныц кыiналаттаныц бilбäi jазыц-ба?— про душу разве не думаешь, что душа твоя будет мучиться?
Во-вторых, mын в связи с человеком понимается как способность дышать. Этой способности не имеют камни. В-третьих, тын есть жизнь, которая, по выражению телеутов, может порваться: тыныц ÿзÿлзiн— жизнь твоя пусть порвется! Так говорят в злобном настроении.
В момент смерти тын выходит из человека: тыны чыкты, или тыны kоgып парды — дыхание прекратилось, т. е. человек умер (букв. душа его убыла). В связи с этим вопросом стоит камский тын-бура, имеющий, впрочем, свои особенности.
Тын-бypa — камская душа, как эмоциональная сила, которая делает кама способным совершать служение или иметь интимную связь с духами. При камлании тын-бура в кама входит, после камлания — удаляется.
Каждый телеутский кам особенно предупредительно относится к своему тын-бура. На этом основании, после совершения обряда, он усылает своего тын-бура в скрытое место. Тын-бура после смерти одного кама передается другому, молодому или начинающему каму. Такой передачей выражается духовное камское преемство.
Кам с камом при помощи своих духов могут иметь состязание. Во время состязания более сильный кам похищает тын-бура своего противника, отрубает у последнего ноги и голову. Тын-бура умирает; чрез два-три дня умирает и сам кам, которому принадлежал он. В других случаях побежденный кам отделывается только болезнью и совершенно становится здоровым, если соединится с своим похищенным тын-бура. Об этих камских состязаниях среди шаманистов встречается много рассказов самого легендарного содержания.
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/душа/#more-271
[700x525]