…При первом взгляде поражает присутствие почти во всех композициях, за крайне редкими исключениями, фигуры свастики, простой и усложненной, исполненной всеми видами старой техники…
…Безусловно, это была магия, поскольку магична сама обрядовая роль этих вышитых полотенец и опоясков. Но это было противостояние. В наши дни, когда “змеиный” знак вновь распространяется по Алтаю и шествию его активно способствуют многие русские люди, противостоять уже некому…
В 1927 году на юго-западном Алтае работала этнографическая экспедиция Казахстанской Академии наук под руководством С.И.Руденко. Ее результатом стал выпущенный в 1930 г. в Ленинграде сборник “Бухтарминские старообрядцы”, где среди прочих статей помещалась работа Е.Э.Бломквист “Искусство бухтарминских старообрядцев”.
Разбирая старообрядческий орнамент, автор видел в его основе два главных элемента: “репей” (ромб с крючками) и свастику. “При первом взгляде, - пишет он, - поражает присутствие почти во всех композициях, за крайне редкими исключениями, фигуры свастики, простой и усложненной, исполненной всеми видами старой техники… Мало того, и в новых работах - в вышивке крестом на мужской рубахе, на полотенце в вязаном крючком “галунце” и проч. мы видим ту же свастику. Сами кержачки называют различным образом варианты такого узора, в зависимости от числа “крюков” (загнутых концов): четырехкрюшный, восьмикрюшный, двенадцатикрюшный…” Что касается “репьев”, то они, “варьируемые самым разнообразным способом, встречаются главным образом в узорном тканье: в шитье этот мотив встречается реже - там безраздельно царствует свастика.”
“Следует отметить, - далее говорит Бломквист, - что эти фигуры орнаментики крайне типичны для великорусского орнамента… Тем не менее, бухтарминская вышивка целиком не совпадает ни с северной, ни с южной (великорусской вышивкой), так как на Бухтарме не встречается кроме свастики и “репья” других элементов южно-великорусского геометрического орнамента и абсолютно неизвестен весьма типичный для севера фигурный орнамент… У бухтарминцев в их тканье и вышивке мы имеем одну из крайних степеней развития в чистом своем виде группы геометрического орнамента (свастика и “репей”), все элементы которого имеются и в северно-великорусской вышивке, но часто остаются в ней незаметными, заслоненными более заметным и бросающимся в глаза фигурным шитьем.” Бломквист предполагает, что подобный орнамент “является по-видимому древнейшим из тех способов украшения одежды, которые известны в настоящее время у восточных славян, хранящим и древнейшие же, возможно, наиболее типичные для восточных славян, элементы и композиции геометрической орнаментики.”
Подробнее на:
http://mustagclub.ru/blog/кержаки/#more-204
[699x542]