• Авторизация


Чжуани 28-02-2008 01:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Резные печати

Культура Китая представляет собой множество уникальных явлений, составляющих, подобно частицам мозаики, неповторимый рисунок мира Поднебесной. Какие-то из этих явлений известны нам издревле, другие проявляются для западного мира только сейчас, третьим еще наверняка предстоит поразить наше воображение. Но независимо от этого все они - структурные части единого культурного целого древнейшей цивилизации.

К одному из таких феноменов относится и старинное китайское искусство гравировки печатей. Не удивительно, что как раз сейчас, в связи с приближением олимпиады 2008 года в Пекине, интерес мировой общественности к китайским печатям, пиктограммам и эмблемам разного рода заметно возрос.

Резьба печатей издревле считалась одним из классических искусств, владеть которым, наряду с написанием иероглифов, живописью, сложением стихов и завариванием чая, было необходимо просвещенному человеку, будь он ученый муж или государственный чиновник.

Так было раньше. В современном Китае все по-другому, но эхо древности ощутимо и проявлено, поэтому мы советуем Вам самим побывать на знаменитой улице Люличан в центре Пекина, где со времен цинской династии располагаются лавки, торгующие предметами искусства, культуры и древности. Среди объектов привлекают внимание цветные камешки непонятного назначения, обычно продолговатой и угловатой формы, тщательно и изящно обработанные. Сейчас любому иностранцу предлагают сделать на таком камешке печать, вырезать иероглифы или английские буквы имени.

Когда начинаешь углубляться в материалы и сюжеты, выясняешь, что это не только особый род искусства, но и определенное культурное явление, которое играет значительную роль в современной жизни китайского народа. Это явление связано с ценностью имени, потому как имя, помимо способа обращения к личности, несет в себе и функцию определения судьбы. Имя влияет на судьбу, вписываясь в структуру мира. Для имени выбираются определенные иероглифы, и, по сути, все китайские имена похожи на те, которые мы слышим в фильмах про индейцев, это или Нефритовая орхидея, или Свет разума, или Великие победы, и в этом китайский подход сильно отличается от западного.

Культура печатей тесно связана с культурой имен, но в данной статье мы больше обратимся к исторической справке и общему описанию этого очень интересного явления, которым являются печати. В других публикациях на эту темы мы поговорим и о сюжетах наверший, и о применяемых мастерами инструментах, и о типичных текстах, и о социальной роли этих красивых камешков. Некоторые личные печати императорской фамилии продаются за миллионы долларов на китайских и международных аукционах, и любой китаец верит в магическую силу и очарование этих предметов, считая их бесценным наследием традиционной культуры, определяющим также и то, что происходит сейчас.

Итак, что такое китайская именная печать? Говоря в общем - это личная подпись ее владельца или же корпоративная подпись, безусловно ассоциируемая с конкретными именами. Подобные печати известны и в других культурах. В русской культуре ближайшим аналогом является экслибрис. Однако, из-за особенностей китайской иероглифики квадратные, круглые или овальные печати постепенно приобрели ряд характерных особенностей.

В первую очередь, образ личной печати должен совмещать в себе прикладное назначение и эстетическую ценность. Впрочем, это утверждение относится буквально ко всему предметному искусству Китая. Все предметы, имеющие утилитарное предназначение, должны вызывать эстетическое удовольствие. Тем самым они улучшают качество жизни "изнутри", если можно так выразиться.

Во-вторых, переплетение знаков имени, вписанных в замкнутый контур, должно каким-то волшебным образом отражать сущность самого имени, точнее - его носителя. Например, печати военных отличались по некоторым признакам от печатей гражданских лиц.

В-третьих, оттиск печати должен символизировать добросоветсность ее владельца и вызывать доверие. Видимо, это как раз и является причиной того, что иероглифы в печатях зачастую пишутся в стилистике древних императорских указов. Естественно, что подобные требования породили в различные эпохи множество стилей и школ по резьбе печатей во главе со знаменитыми мастерами.

История печатей

История гравировки печатей, а точнее нанесения знаков на твердую поверхность, корнями восходит ко временам высокой и средней древности (3-2 тысячелетие до н.э.), когда племена применяли технику гадания на панцирях черепах. Древние печати в основном находят в могилах, но это только личные печати. Печати "социального" предназначения, которые мы ниже будем называть "официальными", например, печати военных, монахов, чиновников, иногда находят на полях сражений, на местах пожарищ, то есть там, где они были брошены случайно и в спешке. Печати такого уровня по закону должны были быть возвращены вышестоящему по рангу человеку в соответствующих обстоятельствах, например, при получении другой должности. Поэтому найти их можно только случайно.

Интересно, что печати хранились в специальных мешочках, которые привешивались к поясу. Эти мешочки, конечно же, очень изящные с виду, со стильным изображением различных символов, возвращались вместе с печатями. Самые ранние из найденных печатей относятся к периоду Борющихся Царств (Чжань-Го, 403-221 года до нашей эры). Однако, в таких дрених текстах как "Цзо чжуань", "Люй-ши Чунь-цю", "Чжоу ли" и "Ли цзи" периода Весен и Осеней (Чунь-Цю, 771-403 года до нашей эры) есть упоминания о том, что именитые люди и гоcударственные чиновники ставили свою подпись на документах в виде штампа с печати.

Со сменой династий всегда менялся и общий стиль эпохи. Неискушенного зрителя может поразить тот факт, что завитки на облаках, к примеру, изображались в одно время спокойно и крупно, а через пятьдесять лет уже могли изображаться мелко и витиевато, при этом и то и другое создавалось с использованием явно одних канонов и принципов. Искушенному же исследователю подобные изменения и их преемственность позволяют определять принадлежность предмета к той или иной эпохе с той или иной степенью точности.

Династия Цинь (221-206 год до н.э.), основанная знаменитым императором Цинь-ши Хуан-ди, впервые объединившим Поднебесную под одним именем, дала нам больше образцов печатей, нежели Чжань-Го. Иероглифы на печатях Циньской династии написаны стилем, характерным для того времени - плавным и закругленным. Их легче распознавать, чем иероглифы периода Чжань-Го, примерно половина из которых до сих пор остается не расшифрованной. Циньские печати в большинстве своем - иньские, то есть имеют форму квадрата с гравировкой, продавленной вовнутрь. Квадратные и прямоугольные печати импользовались в династию Цинь чиновниками того или иного ранга, их так и называли "четырехугольные". Среди личных печатей встречались печати круглой и овальной форм. Кроме имени владельца и рода его занятий на печатях могли быть помещены благопожелательные иероглифы или пословицы.

Печати династии Хань (206 год до н.э. - 220 год н.э.). Если в предыдущую эпоху иероглифы писались плавными, вытянутыми линиями, то в династии западной и восточной Хань стиль написания стал более резким, угловатым. Печати главным образом вырезались вовнутрь или отливались из металла. Некоторые печати, предназначенные для исключительных случаев, начали гравировать в виде барельефов. При династии Хань искусство резьбы печатей сильно развилось и усложнилось, стали появляться изображения и на внешних сторонах печатей, например, изображения волшебных животных. Сама форма печатей стала более разнообразной. Надписи на печатях эпохи Хань включали в себя имя владельца, благопожелательные слова, место рождения владельца, а также прозвище или псевдоним. Личные печати западной и восточной династий Хань главным образом гравировались горельефной резьбой. Печати западной Ханьской династии в основном делались посредством отливки, тогда как при восточной династии начали появляться печати, в производстве которых совмещались техники отливки и резьбы.

Печати Троецарствия, Южных и Северных династий. В этот период (220 - 589 гг. н.э.) искусство резьбы в целом придерживалось стиля, установленного во времена Хань, однако же, утратило свою утонченность. Постепенно иероглифы стали изображаться более простыми линиями, чувственность, столь присущая стилю Хань, изчезла совсем. Такое впечатление, что информативная сторона печати вышла на первый план, так как иероглифов на печатях стало больше, а украшений - меньше. Из-за количества иероглифов размер официальных печатей увеличился, однако же, на сохранившихся печатях этой эпохи видно, что сами иероглифы вырезаны небрежно.

Печати династий Суй и Тан. В этот период (589-907 гг. н.э.), который по праву называют "золотым веком" китайской культуры, рисовая бумага - в наиболее приближенном к современному виде - получила самое широкое распространение. В связи с этим менялись и технологии производства печатей и пасты. В это время начали использовать главным образом влажную киноварную пасту. Ярко-красный контур штампа на живописном произведении с использованием двух-трех тонов или на документе, испещренном тонким черным орнаментом иероглифов, не просто служил подписью автора или владельца, но и весьма оживлял работу с эстетической точки зрения.

В это время рельефные поверхности постепенно опять стали замещаться поверхностями, вырезанными вовнутрь. Этой эпохе было характерно возвращение к древним эталонам и ценностям, своего рода - возрождения стиля, Реннесанс, поэтому в моду опять вошел почерк "малая Чжуань", которым писали иероглифы еще в династию Хань. Иероглифы располагались по кругу по восьми секторам с одним в центре. Такое расположение стали называть девятичленным, поскольку печати стали символизировать собой идеальное расположение земель по девяти квадратам. Позднейшие печати династий Сун, Юань и Мин также придерживались девятичленного расположения текста.

В течение этого периода на боковых сторонах официальных печатей стало принято гравировать год, точнее - девиз года, и название династии, при которой печать была сделана. Нам известна печать танского императора Тай-цзуна в период правления "Кай Юань", на которой вырезаны эти данные. В настоящее время печати с разного рода идиомами обнаружены при раскопках близ города Таньаня.

Печати династий Сун и Юань (960-1279гг., 1280-1368гг.). Как уже упоминалось выше, стиль официальных печатей династий Сун и Юань в общем и целом придерживался канонов династии Тан. Но есть несколько отличий. Если в танские времена размер штампов был 5-6 квадратных сантиметров, то при династии Сун штампы стали немного меньше - до 5 квадратных сантиметров. При этом требования к пространству между девятью иероглифами теряют свою строгость, пространство становится ассимметричным. В этот период официальные печати главным образом были рельефными и с более широкими краями. Личные печати получили повсеместное применение. Отпечатки с личных печатей ставили на произведениях живописи, графики и на книгах для указания имени обладателя. Одним из выдающихся мастеров эпохи Сун был известный каллиграф Ми Фу (1051-1107 гг), прозванный за свое пристрастие к камням Безумцем.

Печати династий Ляо (916-1125 гг.), Ся (1115-1234гг.) и Цзинь(1280-1368 гг.). Несмотря на то, что династия Ляо относится к враждующему с Китаем государству киданей, а династия Цзинь основана чжурчженями, китайская цивилизация распространила свое влияние и на них, пусть не в политическом, так в культурном аспекте. В официальных печатях народов Ляо, Ся и Цзинь использовались именно китайские иероглифы, написанные своеобразным национальным стилем. Само расположение иероглифов, размер полей, указание года создавались по образцам династии Сунь. Национальные орнаменты и пословицы киданей и чжурчженей часто использовались на личных печатях.

Печати династий Мин и Цин. Ко времени династии Мин (1368-1644 гг.) сложилось строгое понятие о том, какие изображения могут составлять официальную печать. Официальные печати, в первую очередь, должны содержать название официальной должности. В этих случаях кроме имени человека и названия должности на печати вырезается иероглиф инь, "печать" или инь чжан, "печать с оттиском". Может быть добавлен иероглиф си, который означает принадлежность к императорскому двору. Личные печати обычно содержат имя владельца и другие иероглифы и целые фразы для разного применения.

Интересно, что личность первого императора династии Мин Чжу Юань-Чжана - выходца из простонародья - наложила отпечаток эксцентричности на стиль эпохи в целом. Чжу Юань-Чжан активно запустил процесс социальных и экономических реформ в Поднебесной. Тут уж было, что говорится, не до классики, и художники того времени такие как, например, Вэнь Пэн (1498-1573 гг) и его ученики, погрузились в поиск новых, порой неожиданных, форм и приемов. Этот дало сильный толчок искусству гравировки печатей. Мастера все больше применяли новые материалы для производства печатей и создавали новые инструменты. Сами печати также не избежали процесса раскрепощения, иероглифы писались причудливыми изогнутыми линиями, и формы печатей были разнообразны.

Резьба печати становится очень популярной при династии Цин (1644-1911 гг.), правители которой были проникнуты идеями конфуцианского учения. Резчики печатей в этот период пытаются отказаться от странной эстетики Минской династии и вновь вернуться к золотым канонам древности, при этом сохранив технические достижения минских мастеров. Таким образом, резьба печати достигает своего полного развития. Само искусство становится целостным и самостоятельным достоянием общества. Династия Мин дала таких знаменитых резчиков, как Чжоу Лян-Гун (1612-1672 гг.), У Цзи, Ван Ци-Шу. (1728-1799 гг.).

Период Республики (нач. 1911 г.). После установления Республики резьба печатей в Китае получает еще большее распространение. При этом стилистически резчики печатей придерживаются канонов поздней династии Цин, тем самым продолжая линию преемственности знаменитых школ. Мастера 20 века, такие как Чжао Ши, Дэнь Сань Му (1898-1963гг), Цянь Шоу Цзя (1897-1967 гг.), считаются прекрасными каллиграфами и живописцами, а также основателями оригинальных стилей в изготовлении печатей.

Материалы для изготовления печатей

Для изготовления печати подходит любой материал, подвластный резцу. Это может быть кость, дерево, бамбук, камень и даже металл. Однако, наилучший материал для изготовления печати - камень. Чаще всего используют такие традиционные китайские породы камня, мягкие и удобные в обработке как балиньши, шоушаньши, цинтяньши, чанхуаши.

Выбор материала зависит от предпочтений заказчика печати, хотя, конечно, во многом регулируется модой. Например, известные государственные служащие и светские лица предпочитают штампы из камня чан-хуа с красными прожилками, из агата, жадеита и нефрита, кристалла, слоновой кости и других драгоценных материалов.

Основные правила изготовления и оценки печатей

Предположим, Вы захотели вырезать свою личную печать (что вполне естественно после всего прочитанного, к тому же, личная печать впечатляет), или же увидели какую-либо уже готовую вещицу, которая привлекла Вас необъяснимым образом, то Вам стоит оценить ее по некоторым правилам.

Во-первых, Вы должны обратить внимание на используемый каллиграфический почерк. Ведь иероглифы - это самое главное в печатях. Китайские иероглифы имеют длинную историю. Древнейшие надписи на панцирях черепах наносились так называемым "головастиковым письмом". Но на печатях Вы его вряд ли увидите. Потом идут наиболее популярные в древности почерка да чжуань, "большая Чжуань", и сяо чжуань, "малая Чжуань", получившие распространение во времена династий Цинь и Хань. Затем при династиях Тан и Сун появился так называемый "уставной почерк" кай шу, который наиболее распространен ныне. В каллиграфии используется шесть основных почерков, и любой из них может применяться для гравировки печатей.

Во-вторых, Вам следует оценить качество резьбы. Резьба должна быть мягкой, без острых углов, глубина прорезей везде должна быть одинаковой. Вы должны почувствовать, что мастер был аккуратен и нетороплив в процессе изготовления этой конкретной печати. Вырезанные на печати иероглифы должны вызывать ощущение комфорта. Опытный мастер всегда знает, какой стиль выбрать для той или иной печати, так, чтобы он гармонично сочетался с ее содержанием и предназначением.

В-третьих, Вы должны обратить внимание на композицию печати, которая даже имеет свое специальное название чжан фа, "расположение иероглифов". Все внутри пространства печати должно быть уравновешено. Таким образом, основное внимание уделяется поиску правильного соответствия между линиями ироглифов и пустым пространством на поверхности оттиска.

Если все эти принципы соблюдены, то Вы получите поистине восхитительное произведение искусства. Ваша личная печать может стать настоящим статусным знаком и символом стиля.

Наталья Рыбальченко
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
13-04-2008-07:10 удалить
НАШ САЙТ точкаRU
http://www. /по договору без предоплаты оказывает помощь в оформлении пропуска METRO во всемирно известную сеть немецких магазинов METRO Cash and Carry на частных лиц!за 3-5 дней! карточка именная обязательно с вашей фотографией(делается при вас в самом магазине METRO Cash & Carry) , с индификационным номером, кодом, магнитной полосой, названием предприятия, от которой вы будете нами зарегистрированы.Пропуска оформляются: на граждан России и иностранных граждан.Оформление и регистрация прои
зводится без предварительной оплаты, то есть вначале мы регистрируем и оформляем вас, вы получаете карты-клиента, потом оплачиваете.
metro cc
карта клиента метро
кэш энд кэрри
metro cc
метро кеш энд кэрри
http://www./

НАШ САЙТ точкаRU


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чжуани | Артем_Дзигуненко - Дневник Артем_Дзигуненко | Лента друзей Артем_Дзигуненко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»