[500x101]
Иван Ребров и ансамбль "Тройка" - "Красный сарафан"
Само слово «сарафан» - персидское и означает «парадная одежда»
Сарафан пришел на Русь из скандинавских стран, где женщины носили платье, закрепленное на плечах и несшитое по краям. Сарафан - традиционное женское платье, обычно без рукавов, у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Сарафаны были самые разные. Они различались кроем - были прямые, или круглые сарафаны, были косоклинные, были глухие и распашные, застёгивающиеся на пуговицы, были шёлковые, ситцевые, шерстяные.. Шились сарафаны из парчи, шёлка и тому подобных дорогих привозных материалов. Как женская длинная одежда, сарафан был давно известен на Руси. С 19 в. его носили, в основном, крестьянки в северных и центральных областях, в Поволжье, в дореформенный период - также и горожанки. Самый старый тип сарафана - глухой, слабо раскошенный, то есть это было безрукавное платье, надеваемое поверх рубашки. Потом появился сарафан со швом спереди, или на пуговицах сверху донизу; края и середина украшались позументом. На сильно раскошенном сарафане могли быть откидные рукава, В 19 в. был распространен прямой сарафан на лямках. Самый поздний тип сарафана - юбка с лифом - пользовался популярностью в ряде районов второй половины 19 - начала 20 вв. В некоторых областях России до сих пор сохранились сарафаны старого типа.
[328x600]Константин Егорович Маковский
[509x699]Боярышня Седов Г.С.
[453x600]Дмитрий Мусин
[458x600]Константин Егорович Маковский
[407x600]Юрий Сергеев
[398x500]Вахрамеев А.И.
[346x514]Константин Егорович Маковский
[342x514]Константин Егорович Маковский
[408x514]Константин Егорович Маковский
[386x514]Константин Егорович Маковский
[477x699]Константин Егорович МаковскийЖанна Бичевская Сарафан зеленый
[564x700]Владимир Лукич Боровиковский
[408x699]К.Маковский
[549x699]К.Маковский
[699x545]На пашне. Весна Венецианов А.Г.
[390x698]Ответа жду 1900 Иванов М.М.
В каждой губернии были свои сарафаны и свои названия: «ферязь» - в Ярославской и Новгородской, «саян» - в Тверской и Московской, «сорококлин» - в Смоленской, «китайка» - в Калужской и т.д. Сарафаны эти выполнялись из шелка, шерсти, льняного холста, а впоследствии - из фабричного ситца. Так, зажиточные поморы Русского Севера и богатые крестьяне центральных районов России, где в конце XVIII - начале XIX в. развивалась шелкоткацкая промышленность, предпочитали сарафан на лямках из парчовых и полупарчовых тканей. Он дополнялся сборчатой рубахой, вышитой белой гладью или золотом, и коротким, повторяющим форму и конструкцию сарафана навершником - душегреей. Особенность навершника заключалась в том, что лишняя ширина присбаривалась на спинке, а с изнанки была посажена на тесемки. Тканые узоры сарафанов представляли собой русские варианты западноевропейских рисунков парчовых и шелковых тканей с многоцветными букетами садовых цветов в окружении гирлянд и лент на розовых золотистых, голубых, фисташковых фонах. Узоры этого типа в народе называли пукетами. Штофные и парчовые сарафаны стоили очень дорого и потому передавались по наследству от матери к дочери, что определило их бытование в крестьянской среде вплоть до 80-х годов XIX в.
[699x530]Отдых на сенокосе 1840-е Плахов Л.К.
[636x699]Малышев Василий Григорьевич На кухне
[515x699]Светлана 1889 Новоскольцев А.Н.
[700x585]Пляска 1900 Лебедев К.ВЖанна Бичевская "На окошке два цветочка"
[600x419]Николай Фомин
[449x600]Филипп Осипович Будкин
[550x698]Портрет купчихи в кокошнике 1796 Дрождин П.С
[518x700]КюМаковский
[404x500]Виноградов. Барышня в сарафане
[497x600]К.Маковский
[369x600]К.Маковский
[699x550]Водовоз 1873 Грибков С.И.
[699x441]К.МаковскийЖанна Бичевская "Хороша я хороша"
[578x699]У колодца 1878 Стрелковский А.И.
[538x699]К.Маковский
[586x699]К.Маковский
[356x699]К.Маковский
[699x462]Соперницы 1890 Касаткин Н.А.
[700x570]Зимним вечером Куликов Иван
[569x699]К родным 1891 Пастернак Леонид
[699x436]Корзухин Алексей Иванович Девичник
[700x578]Красносельский Александр Андреевич Сбор недоимок
[699x557]Торг. Сцена из крепостного быта Неврев Н.В.
[699x481]Калистов Василий Ефимович
[516x698]Девушка, ставящая свечу перед образом 1842 Михайлов Г.К.
Жанна Бичевская "Миленький ты мой"
[700x541]Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем 1882 Седов Г.С
[473x699]Андрей Петрович Рябушкин
[699x437]Андрей Петрович Рябушкин
[466x699]Благословение ополченца 1812 года Лучанинов И.В
[484x698]Крестьянка, подающая солдату пить 1859 Колесов А.М
[626x698]Выбор невесты царевичем Алексеем К.Маковский
[700x461]Поцелуйный обряд. К.Маковский
[700x406]Боярский свадебный пир К.Маковский
[700x353]На войну 1888 Савицкий К.А.
[700x538]Хоровод Степанов А.С.
[700x524]Матвеев Николай Сергеевич
[699x545]Крестьянское семейство перед обедом 1824 Солнцев Ф.Г.
Немалую роль сыграл сарафан и в истории свадебной моды. Вплоть до 19 века традиционный свадебный наряд невесты состоял из искусно украшенных сарафана и рубахи. Сарафан шился преимущественно из ткани красного цвета и богато расшивался бисером и вышивкой, речным жемчугом. Хотя на севере свадебные сарафаны были синего цвета, а в некоторых краях даже черного. Материалом для свадебного сарафана традиционно были тафта, шелк, парча. На традиционной славянской свадьбе праздничное гуляние длилось несколько дней, и зачастую для каждого из дней предназначался отдельный сарафан, разного покроя и отделки.
[700x526]Константин Егорович Маковский Под венец