• Авторизация


О преподавании математики и ИТ в России.И обо всём понемногу... 22-07-2010 14:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня хотелось бы немного поговорить о математическом образовании в России, причём коснуться как школьного образования,так и ВУЗовского.
Первое, что хотелось бы обсудить - это введение ЕГЭ .На мой взгляд , ЕГЭ , возможно, неплохой вариант для средних(по качеству имеется в виду) учебных заведений , которые не расчитаны на подготовку будущих учёных-исследователей , но не для ведущих ВУЗов , которые , на мой взгляд , должны готовить исследователей в своих областях. Для того, чтобы понять, способен ли человек на исследовательскую деятельность в определённой области ,нужно что-то ещё. Да, МГУ проводит свой экзамен, но, например, лучший, на мой взгяд, российский университет в области фундаментальной и прикладной физики - МФТИ такой возможности лишён. При этом я даже не буду пытаться перечислять выдающихся учёных, которых вырастил физтех. А, скажем ,МГТУ им.Баумана, колыбель исследований Советского Союза в области освоения космоса(а СССР,между прочим,первая в истории космическая держава), тоже лишён такой возможности.

Что было бы выходом из сложившейся ситуации? Возможно, свой экзамен, но тут есть несколько "но". В первую очередь , внутренний экзамен должен быть направлен на выявление способностей в соответсвующей области науки, но у нас,т ак сложилось, письменный экзамен, в общем-то недалеко ушёл от ЕГЭ - натаскивание на решение конкретных заданий. По сути своей, натаскивание на вступительный экзамен мало чем отличается от натаскивания на ЕГЭ, только задания там (ну по крайней мере, если мы берём мехмат МГУ и матмехСПбГУ) существенно сложнее. Но вот выявляют ли они какие-то способности-не уверен. Раньше был устный экзамен по математике, где преподаватель мог выяснить именно уровень понимания предмета, но устный экзамен на том же мехмате ,например, долгое время имел совсем другую функцию : отсев нежелательных абитуриентов(это известно, но для тех, кто не знает, как обстояли дела при приёме,рекомендую вот эту статью: http://alexander-shen.narod.ru/vershik.pdf ).Да и , насколько мне известно (этот вопрос надо уточнить), во всех хороших учебных заведениях мира устный экзамен не используется, за редким исключением.

Так какой же выход и как повысить качество математического образования? Сказать честно, не знаю я. Выходом лично мне видится набор всех желающих и последующее отчисление тех, кто неспособен к обучению по этой специальности. Но это создаст кучу проблем: нехватка аудиторий , преподавателей, которые российские ВУЗы решить будут не в состоянини. На мой взгляд ,пока никаких особых выходов не видно, стоит, наверно,выделить несколько учебных заведений, которым наряду с ЕГЭ можно проводить свои экзамены и не один профильный, как сейчас , а больше. Скажем , оставить те, которые были давно (например, на ВМК, Когда я туда поступал в 2000 году, были две математики, физика и сочинение) и добавить два ЕГЭ (по математике и русскому, если речь идёт о математических и ИТ-факультетах) , при этом стоит сделать так, чтобы профильные экзамены имели больший вес. По крайней мере, мне кажется, что такой вариант был бы нормальным. При этом школьная программа должна быть направлена не на натаскивание(будь то ЕГЭ или вступительные), а на содержательную математическую подготовку.

Понятно, что во всех школах это не нужно, но по крайней мере в математических вполне реализуемо, учитывая, что там и сегодня есть очень неплохие педагоги. Сегодня же я часто вижу ситуацию, когда школьник может даже решить задачу, но не понимает её сути. Его научили решать, натаскали, но не научили понимать суть. Научили так называемой символической математике, но не научили содержательной.

Теперь перейдём к вопросу высшего математического образования. Исторически лучшим центром математического образования в СССР(а потом в России) считались питерский матмех и московский мехмат.

Про первый ничего говорить не буду, хотя и не думаю, что там другая ситуация, расскажу про второй.
Если мы хотим, чтобы наше математическое образование ценили в мире, программу мехмата надо менять. Набор никому ненужных, скучных вещей просто убивает интерес к математике, то в каком в виде читаются многие курсы-это извините , прошлый век , причём даже не его конец . Программа мехмата сложна и..абсолютно бесполезна с точки зрения реальных работ в области современной математики .Курсы разных преподавателей почти неотличимы между собой, хотя лично я считаю, что основным мерилом качества образования является количество УНИКАЛЬНЫХ содержательных курсов , а сегодняшняя программа мехмата отличается не уникальностью, а архаичностью. Я представляю себе, что будет, если уважаемому декану Владимиру Николаевичу Чубарикову сказать о том, что математические курсы в лучших ВУЗах мира(МИТе,КАЛТЕХе,к примеру), читаются совсем по-другому и находят много интересующихся слушателей.

Наши же курсы отбивают желание заниматься математикой и мехмат выпускает ни этих самых математиков, а программистов, аналитиков, разных банковских работников , но не профессионалов в области содержательной математики. Да, скажете вы, как можно подготовить 400 математиков? "Никак"-отвечу я и поинтересуюсь, а зачем их там столько готовят? Не знаете? Вот и я не знаю. Откуда, поинтересуетесь вы, я знаю о программе мехмата,если не дожил там и до конца первого курса?Т ак у меня на первой же лекции отбили интерес к математике на мехмате, это вызвало стойкое отвращение к математике,пока я не увидел лекции по математике ведущих ВУЗов мира,которые мне понравились и возродили интерес к этой области.Я первый раз увидел интересные,содаржательные курсы по математике,которые в России не нашёл.И мне стало интересно!По-настоящему интересно!

Кто-то сейчас начнёт говорить,что мол я смотрю на Запад,а наше математичекое образование всё ещё лучшее в мире. Считаете так? Считайте,только ради интереса сначала почитайте курсы американских университетов типа МИТа , для сравнения. Или поинтересуйтесь,сколько сейчас на махмате лауреатов филдсовской премии?Один Новиков?Да и того я за полгода ни разу на ММ не видел.Говорят,что большую часть времени он работает в Мэрилендском университете.Есть,есть на мехмате и хорошие специалисты в области математики,и хорошие преподаватели, но ,во-первых, их меньшинство, а во-вторых им мешает программа. Я считаю, что должно быть больше курсов по выбору, а число обязательных курсов надо сокращать, а их содержание менять. Вот только, я извиняюсь, пока там декан Чубариков, а заведующий отделением математики Фоменко (да-да,тот самый автор "Новой хронологии") этого не будет . И Садовничий не даст трогать свой любимый мехмат.

А студенты,среди которых много по-настоящему талантливых ребят, так и будут слушать курсы середины прошлого века.Какой выход?Выход частично найдем в виде НМУ,хотя там множество проблем,например с тем,что они,похоже,не оень представляют,как читать математику младшекурсникам,есть матфак ВШЭ,но который лично я возглагаю определённые надежда в плане возрождения отечественной математики.На него,но никак не на мехмат,где пока царит архаичность и стойкое нежелание перемен в совокупности с неизменным мнением о том,что мехмат чуть ли не лучший математический факультет в мире.

ЗЫ хотел ещё написать ,но хватит пока, и так читать это тяжело, потому что приходит мысль в голову,её и выдаю :),не особо задумываясь о качестве.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (19):
Ягелка 22-07-2010-14:43 удалить
абзацы хотя бы проставил!Перельман.
drummervmik 22-07-2010-14:43 удалить
Ответ на комментарий Ганнибал_Лектер_из_Питера #
Исходное сообщение Ганнибал_Лектер_из_Питера
Бля...

Это ещё к чему?)))
Илья, едрена матрена!
Ты пробелы принципиально не ставишь? Глаза устали уже на втором абзаце...
drummervmik 22-07-2010-14:46 удалить
Ответ на комментарий Ягелка #
Исходное сообщение Виталий_Агельяров
абзацы хотя бы проставил!Перельман.

проставил)
Ответ на комментарий drummervmik #
Исходное сообщение Драмм
Исходное сообщение Ганнибал_Лектер_из_Питера
Бля...

Это ещё к чему?)))
не успел...))
drummervmik 22-07-2010-14:51 удалить
Ответ на комментарий Дядя_Леша #
Исходное сообщение Дядя_Леша
Илья, едрена матрена!
Ты пробелы принципиально не ставишь? Глаза устали уже на втором абзаце...

и их проставил))
Отменять надо НАХ ВСЕ ТЕСТЫ! Делать при поступлении в технический ВУЗ письменный экзамен по одному-двум профилирующим предметам (не теория, а задачи) и СОБЕСЕДОВАНИЕ. И после 1-го курса отсеивать балбесов безжалостно...
А школа может выдавать выпускникам что угодно - диплом, справку, памятную доску... Без экзаменов - по результатам обычных отметок за год. Не согласен с тройкой по физике - пиши письменную контрольную и отвечай на вопросы комиссии...
Grumpy_Chemist 22-07-2010-15:05 удалить
Я за устнуе экзамены, но..... как с коррупциеи бороться? Это ведь очень субьективная штука, устныи экзамен. Если его нет, то за письменные в каждом вузе. ЕГЭ в баню. Это обычныи алгоритм деиствии без всякои мысли, а некоторые вопросы по химии просто вгоняют в шок, типа какого цвета реакция в-ва А с в-вом Б и варианты: белыи, серебряныи, красныи... Ну этого и я не знаю, честно говоря, но нахрена это знать??? Кто работает в тои области химии, тот знает цвет, другим зачем?

В нынешнеи ситуации, када есть великии ЕГЭ, надо жестче делать систему экзаменов в ВУЗах. У голландцев та же проблема- аналог нашего ЕГЭ и рассылка ресультатов. Т.е всякии сбрoд может поити учиться в любои фактически Универ. Но они сделали краине жесткии отбор по ходу обучения. Заканчивают Универ и получают Мастера тут далеко не все, кто начинает. Бывает до конца доходит процентов 20...., а то и меньше.., 10. Более того, чтобы получить Мастера, надо попасть в группу научную, а туда могут не взять, если человек не нравится. Т.е. у них если человек сдает экзамены и не вылетает, это не значит, что он получит диплом Мастера. У них другая система науки, в плане, что группа (Проффесор с асистентами и аспирантами) не обязана брать всех, кто по возрасту на подходе, они выбирают, могут никого не взять. Те, кого берут- это очень высокии уровень. По химии их мастер-студенты наших ребят превосходят уже достаточно сильно. В асп. тоже сложно попасть, у нас же- любои, кто хочет.
Кстати жесткая система обучения не только у Оранье. Моему отцу тут как-то американец говорил, что он не понимает, как у нас в мед. вузах до конца доходят почти все, кто начинал....
drummervmik 22-07-2010-15:16 удалить
EvgeniyNL,да я вообще не понимаю,зачем знать некоторые вещи,которые есть в ЕГЭ.Открыл книжку и посмотрел.Другой вопрос,что надо понимать это.Если понимаешь,то посмотришь ответишь.А вот решение абсолютно идиотских заданий ничему толком не научит,кроме решения этих заданий.
Я вот как раз и хотел у тебя узнать,как в Европе вообще,в Голландии(тьфу ты,в Нидерландах) в частности происходит приём.Я тоже думаю, что надо тогда отчислять больше, сейчас кстати,много стали отчислять, но там люди по ЕГЭ,которые не в состоянии просто учиться. Я вот тоже думаю,что отчислять надо намного больше, в лучшем случае 25% нао оставлять. Тогда будет из 400 поступивших порядка 100 выпускников хорошего уровня, неплохо. И иностранцев надо привлекать, я вот думаю, что денег хватит,если будет желание. А они будут рассказывать более полезные курсы.причём обновлять. Все курсы во всём мире постоянно обновляются,у нас-нет. Почитал тут учебник 60-х немецкий, так там тоже самое,что у нас через 50 лет,ну вот куда это годится?

Устный экзамен нужен,но как итоговый контроль,а брать можно и вообще всех,если решить проблемы с преподавателями,помещениями.А потом отчислять тех,кто не справился.

ЗЫ спасибо,что зашёл)
drummervmik 22-07-2010-15:20 удалить
Дядя_Леша,задачи,как я сказал выше,это тоже натаскивание.Если смотреть инженерные,то да,стоит,наверное,делать именно так,а вот если унивеститеты,типа МГУ или МФТИ,то там надо уже делать и задачи,и теорию,чтоы понять,как человек понимает то,о чём говорит.Для решения большинства задач,которые у нас дают и на вступительном,не обязательно знать,Что ты делаешь,надо знать,КАК это сделать.Для инженеров это,может ,и не критично,а вот будущие исследователи должны понимать,не только как они делают,но и что,понимать суть.
drummervmik 22-07-2010-15:26 удалить
Жень,я ещё хотел (точнее попросили) задать тебе вопрос по специальности.
Вот спецкурсы кафедры химии высокомолекулярных соединений МГУ:
http://www.chem.msu.ru/rus/teaching/education-program/spec-polymer/welcome.html

Там же есть и общий план содержания этих спецкурсов.Вопрос такой:
Какие из них реально полезны,если такие есть?И что там реально нужно,а что нет,что реально,на твой взгляд стоит добавить и где об этом(желательно на русском(маловероятно
?) или английском(должно быть)) можно прочитать.
Вопрос от человека,который там учится
drummervmik 22-07-2010-15:40 удалить
что касается измений,то мне кажется,что надо сделать следующее:
1.привлечение аспирантов к ведению семинаров за достойные деньги
2.Изменение курсов в сторону приведения их к адекватным на сегодня,с постоянным последующим обновлением
3.Приглашение иностранных преподавателей(с соответствующим изучением языков,уровень изучения которых в российских технических ВУЗах крайне низкий) для чтения лекций по совеменным направлением.
4.Возможность большего выбора студентами курсов и их анонимная оценка студентами,возможно с премиями лучшим преподавателям этих курсов.
5.активный обмен студентами для того,чтобы наши могли лучше понять читаемые там курсы и привнести сюда.
Grumpy_Chemist 22-07-2010-16:13 удалить
За всю Европу не возьмусь ответить, в Англии, на сколько я знаю, надо сдавать вступительные экзамены, по краинеи мере в Кэмбридж и Оксфорд. Ну наверно во все вузы так. В Нидерландах по результатам школьных экзаменов, как и у нас система. Но, как я уже сказал, учиться тяжело, никакои халявы, отчисляют без вопросов, к концу остается мало народу. Чтобы попасть в группу и делать мастера, надо попахать. В асп.- попахать побольше. Кстати в Нидерландах и в школе жестко все, не все выпускники могут сдавать выпускнои экзамен, которыи отправляет тебя в Универ. Те, кто в свое время не проходит определенные экзамены, ну назовем это плохо учится по ходу школы, не может ифти в Универ, а идет в колледжи там всякие... И только потом, если закончит его нормально, могет поити в Универ.
Grumpy_Chemist 22-07-2010-16:14 удалить
ух скока вопросов появилось... :)
Grumpy_Chemist 22-07-2010-16:43 удалить
Мне сеичас убегать надо. Гляну в ближаишие дни на курсы. Но курс по кристаллам выглядит хорошо, его глянул. Нечего по тому курсу добавить. Краткое содержание хорошее. Главное, чтобы читались там последние данные.


Комментарии (19): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О преподавании математики и ИТ в России.И обо всём понемногу... | drummervmik - Дневник drummervmik | Лента друзей drummervmik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»