ИНКУБЫ И СУККУБЫ
Идея о том, что духовные существа, или демоны, могут принимать человеческий облик, чтобы вступить в половую связь с людьми, очень стара. В западной религиозной традиции эта идея восходит к двум коротким стихам в главе 6 Бытия:
"Тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (6:2).
"В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди" (6:4).
В этих довольно странных стихах "сыны Божий" означают ангелов. Однако, хотя писание и не осуждает эти действия, традиционное толкование этих пассажей таково, что эти сыны Божий - падшие ангелы. Это толкование послужило библейским обоснованием появившейся в средние века истории об инкубах и суккубах.
Инкубы принимают облик симпатичных мужчин и соблазняют женщин, тогда как суккубы принимают облик прекрасных женщин и соблазняют мужчин. Хотя сами по себе стерильные, инкубы могли оплодотворить женщин семенем, которое суккубы брали у мужчин, - этим иногда объясняли беременность, произошедшую в результате тайной связи.
Объяснение такого типа не только спасало женщину от обвинений в безнравственности, но и, поскольку семя было позаимствовано у мужчин, спасало дитя от расправы как отпрыска демона. Эти объяснения служили удобным объяснением эротических снов в обществе, где любая форма недозволенного секса считалась демонической.
Однако существовали и другие средневековые традиции, согласно которым инкубы могли оплодотворить земных женщин собственным семенем, а суккубы могли забеременеть от земных мужчин. Ходил слух, что волшебник Мерлин был плодом как раз такого союза. Эта идея о полудемонических детях была полезна для объяснения рождения дефективных младенцев, Инкубов иногда называли демоническими любовниками. Некоторые писатели утверждали также, что суккубы - не что иное как лесные нимфы в европейском фольклоре.
Смертные, охотно отзывавшиеся на ласки этих существ, рисковали быть проклятыми. Папская булла, подписанная папой Иннокентием в 1484 году, гласит, например, что "многие люди обоих полов, забыв о собственном спасении, обесчестили себя с инкубами и суккубами". Некоторые отцы церкви, включая Св. Антония, утверждали, что демоны иногда принимали облик соблазнительных нагих женщин и пытались увести их от веры. Эти свидетельства позднее послужили подтверждением существования суккубов.
САТАНА
Есть общепринятое мнение, что имя Сатана происходит от термина "сатан", означающего идею противоречия. Традиционную версию о том, что Сатана был сначала ангелом, но возглавил мятеж против Бога и, в конечном счете, был изгнан вместе со своими последователями, с неба, можно найти в апокрифах, некамонизированных древнееврейских книгах, и апокалиптических книгах. Эта литература вдохновила Джона Мильтона написать "Потерянный рай" в 17-м веке.
Первоначально Сатана был скорее абстрактным существом, нежели воплощением зла. Когда он появился в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), он представлял собой противника, агента Бога, который мог иметь либо человеческие, либо ангельские черты. Сатана испытывает, к примеру, честность людей (например, в работе), и лишь во власти Бога ограничить силу Сатаны творить зло.
В Новом завете Сатана стал воплощением зла и стал изображаться как дракон или змей. Все же, несмотря на то, что сила Сатаны была признана, он считался лишь частью целого: он не мог сокрушить Бога и подчинялся ему. Фактически, если бы он смог прямо противопоставить свою власть авторитету Бога, главный принцип единобожия был бы нарушен. В иудаизме и христианстве нет места для равного противостояния добра и зла. (Дуализм в древности возник в персидской религии зороастризм, в манихействе и гностицизме).
В христианстве Сатана изображается как искуситель, порицатель, исполнитель наказания и предводитель падших ангелов, который будет в конце концов повержен с наступлением царства Божьего.
Ислам разделяет некоторые концепции христианства относительно Сатаны. Сатану можно найти в Коране под именем аль-Шайтана (демона), считающегося искусителем. Он также ассоциируется с низменным в человеке, с его похотью и обладает силой сбивать людей с пути, маскируя свою внешность, заставляя людей творить зло.
В библейской литературе Сатана и змей часто взаимозаменяемы, особенно в апокалиптической литературе. Однако в 3-м в. христианский философ Ориген полностью установил взаимосвязь между Сатаной и змеем и в последующие века змей считался либо инструментом Сатаны, либо его воплощением.
Однако Сатана является не только символом смерти и зла. В фольклорных традициях иудо-христианства и ислама, где его обычно изображают "рогатым", он ассоциируется с плодородием и сексуальными культами, а также с практикой колдовства. Так, Сатана давал целительную силу ведьмам, проводившим ритуалы шабаша в течение многих веков по всей Европе.
Образ Сатаны нередко вдохновлял писателей, поэтов, художников и музыкантов на протяжении всей истории искусства. Есть множество вымышленных историй о путешествиях в подземное царство Сатаны, о сделках с Дьяволом, об одержимости и изгнании бесов.
В этих историях развивалась концепция роли Сатаны, отражая философские воззрения человечества. Хотя его обвиняли в распространении зла на земле, что вело к резне и разрушению, он в то же самое время являлся и вдохновителем художников в их творческом порыве.