Это цитата сообщения
AmAyfaar Оригинальное сообщение
5-ть Будда-Семейств
Если мы говорим о 5-ти Будда-мудростях, то это уровень сутры учения.
А если мы говорим о 5 Будда-Семействах, то это - уровень тантры того же учения.
Я думаю, вы много слышали об этих 5-и Будда-Семействах, чаще всего они расположены в мандале. Т.е., там есть один центральный Будда и по одному Будде - в каждом из четырех направлений. Их окружают многие другие аспекты.
И вот почему они называются "Семейства". У каждого Будды есть партнерша, затем - два Бодхисаттвы мужского и две Бодхисаттвы женского облика, кроме центрального Будды (у него - только партнерша, но нет Бодхисаттв). И это всегда большое семейство.
И их легко можно узнать по символу, который они держат в руках. И если вы посмотрите на такую мандалу, то в такой мандале всегда есть большой круг и восточное направление внизу.
Там сидит
синий Будда по имени Акшобья, он держит в своих руках вертикально ваджру. И по этой ваджре можно видеть, что он - главная фигура в семействе ваджры.
Затем с левой стороны мандалы, это южное направление, и там находится
желтый Будда Ратнасамбава. Он в руке держит драгоценность, и это показывает, что он символизирует семейство драгоценности или Ратны.
Затем -
Будда Амитаба на западе, наверху. И в этом контексте он держит в руках лотос, и это показывает, что он является главой семейства лотоса.
[699x684]
И в этом преподнесении это является стандартной формой всех Будда-Семейств.
Некоторые аспекты немного отличаются от описания чистой страны Девачен. Например, здесь у Будды есть партнерша, и также вокруг него есть один и другой Бодхисаттва. И многие другие Будда-аспекты относятся к семейству лотоса.
Затем -
Будда Амогасидхи, он - зеленого цвета. Он сидит в северном направлении, справа. И он держит две скрещенные ваджры, и он - главный Будда семейства кармы.
В центре всей мандалы находится белый Будда с колесом в руке. Его имя -
Вайрочана. И он символизирует главное Будда-семейство из всех Будда-семейств, и вот почему его семейство называется "Семейство Будды".
Это - главные Будды. С ними соединяется много символики. Например, они сидят на разных тронах, Будда Акшобья сидит на троне, который на слонах. Также у них разные жесты рук, которые тоже показывают, какой Будда перед нами.
Будда Акшобья с жестом касания земли, что показывает также, что он очень стабильный. И его имя означает "Непоколебимый". Партнерша Будды Акшобья называется Будда Локана. И рядом с ним два Бодхисаттвы - это Майтрейа и Кшитигарба . Две Бодхисаттвы женского облика - Лазия и Пусва.
Он является главным Буддой в своей Будда-сфере, вокруг каждого Будды есть силовое поле. И его чистая сфера называется Абирати. В прежние времена эта чистая сфера была очень известной. И люди очень почитали этого Будду. Их карма была настолько хорошей, что они могли достигать его чистой сферы, что возможно только с седьмого уровня Бодхисаттвы. Затем ситуация изменилась, и люди заметили, что намного легче находить контакт с Деваченом. И тогда развились молитвы и великая преданность к Будде Амитабе. Это произошло позже. И есть даже школы в Азии, которые концентрируются в основном на этой практике Будды Амитабы, т.е. из секты чистой страны, концентрируются только на этой практике.
Затем
Будда Ратнасамбхава, он сидит на троне, который на лошадях. Лошадь символизирует богатство и благородство, и у него рука - в жесте щедрости. Его супругу зовут Мамаки, а вокруг него два Бодхисаттвы мужского облика, это - Самантавадра и Акашагарба. И две Бодхисаттвы женского облика - Дюпа и Мала. И этот Будда в южном направлении.
Теперь мы переходим к
Будде Амитабе. Подруга Будды Амитабы Пандаравазини. Он сидит на троне, который на павлинах. Жест его рук - в медитации. И в этом контексте Бодхисаттвами являются Ченрези и Манджушри. А Бодхисаттвы-женщины - Гита и Алока. Можно много объяснять о значении этой символики, я сейчас просто описываю, как это выглядит.
В северном направлении -
Будда Амогасидхи. И его трон держится на особой форме Гаруды, имя которой Шанкша. Его супругу зовут Самайатара. И с ним мы находим Чанадоржде или Ваджрапани с одной стороны и с другой стороны - Сарваниваранавишканди. Затем две Бодхисаттвы женского об- лика, это Найведья и Канда. Это семейство кармы Будды Амогасидхи.
В центре -
Будда Вайрочана. Он сидит на львином троне. У него - только подруга и нет Бодхисаттв. Его супругу завут Акашадатасвари или на тибетском - Йонгцукма, королева ваджрной сферы. И причина того, что у него нет Бодхисаттв в том, что Бодхисаттвы выражают активность главных Будд. Но этот Будда Вайрочана выражает суть всех остальных Будд, и нет активности, связанной с этим. И мудрость, которую он символизирует, мудрость Дхармадату, выходит за пределы всех концепций.
[640x563]
Будда Акшобья представляет мудрость, подобную зеркалу,
Будда Ратнасамбава - мудрость равности,
Будда Амитаба символизирует различающую мудрость,
а Амогасидхи представляет всесовершающую мудрость.
Это - мудрость, которую они символизируют. И можно сказать, что Будды мужского облика всегда символизируют очищение одной из скандх, а Будды женского облика - очищенный первоэлемент.
Будда Акшобья - это очищенная скандха формы, Ратнасамбава - чувства, Амитаба - скандха отождествления или различения, Амогасидхи - умственная деятельность, Вайрочана - это очищенное сознание.
Первоэлементы очищаются Буддами женского облика. Подруга Акшобьи, Будда Локана в этом случае очищает первоэлемент земли, Мамаки - первоэлемент воды. Т.е. здесь есть небольшое изменение: т.е.
Будда Акшобья может представлять первоэлемент воды, а Будда Ратнасамбава - первоэлемент земли. А их подруги очищают другие первоэлементы. Т.е. только в случае этих двух Будд может быть такое изменение иногда.
Подруга Будды Амитабы символизирует очищенный первоэлемент огня, Самайа- тара, подруга Амогасидхи представляет очищенный первоэлемент ветра, Акашадатасвари символизирует первоэлемент пространство. Это связано с Буддой Вайрочаной.
Это главная символика этих пяти Будда-семейств. Затем, в связи с каждым Будда-семейством есть множество других Будда-аспектов. Например, к семейству лотоса относятся Ченрези, Тары, Хаягрива и многие другие аспекты.
В семействе ваджры у нас есть Дордже-Семпа и многие другие Будда-аспекты, в имени которых есть слово "ваджра". И это всегда большое семейство. И это очень большая система преподнесения 5 Будда-семейств. Можно найти также другие преподнесения в других системах. Например, есть одна система, которая связана с мандалой Бардо.
[404x575]
Там главный Будда - Дордже-Семпа. И затем есть мирные и гневные божества, связанные с Будда-семействами. Это тоже одна большая система.
Еще одна система - это система Ченрези. Там - 6 Будд, потому что в мантре ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ - 6 слогов, и они связаны с 6 сферами, каждый слог очищает одну из сфер. И в этой системе появляется Дордже Чанг. Мы можем найти хорошее описание в книге Говинды "Основы тибетского мистицизма", там подробно объяснена эта система Ченрези.
Это разные системы, и то, что я объяснил, это страндартная система пяти Будда-семейств. И это очень важно, это соотносится со многими поучениями. Например, во всех посвящениях, которые мы получаем, эти 5 Будда-семейств являются важной частью. Они также появляются как символы, связанные с практикой на Будда-аспекты. Будда-аспекты имеют 5 драгоценных камней в короне, и эти 5 драгоценных камней представляют 5 Будда-семейств.
И также во многих саданах, во многих практиках, например, в практике Будды Медицины и многих других, мы медитируем на 5 Будда-семейств и получаем благословление и посвящение от них. И очень важно знать об этих пяти семействах и значении. И сейчас я дал короткое введение в эту систему. Можно объяснять много других деталей, но это не очень важно сейчас. Важно знать, что это тантрический аспект пяти Будда-мудростей.
Можно подразделаять Будда-мудрости разными способами.
Если говорить об одной Будда-мудрости, то это - первозданная мудрость.
Если говорить о двух Будда-мудростях, то это мудрость знания сути всех явлений и мудрость знания того, как они появляются или того, как они проявляются во всем своем разнообразии. Это также относится к абсолютной и относительной истине. Будда обладает полным знанием этих двух аспектов.
Мы даже можем говорить о трех Будда-мудростях. И это знание всех трех времен прошлого, настоящего и будущего.
А в тексте, который называется "Воспоминание о трех драгоценностях" мы находим также 4 Будда-мудрости. Они тоже очень хорошо описывают, что Будда способен знать.
Первое - это он знает все явления самсары и нирваны. Во-вторых, он обладает полным знанием всех трех колесниц, всех методов, как достичь просветления. Третий аспект - он знает все языки. Т.е., он может передавать все свое знание о явлениях самсары и нирваны и поучения, связанные с ним. И четвертый аспект - он знает умы всех существ. Т.е. он всегда знает, в каком состоянии ума находятся все существа, т.е. тогда он может давать соответствующие поучения. И в нашем случае, если мы упражняемся в этих мудростях, то все, что мы можем узнать о всех явлениях самсары и нирваны, нам нужно узнавать.
Нам нужно знать все уровни учений, данные Буддой. Мы должны быть способны передавать это знание, если приобрели хорошее знание. И если мы обучались некоторое время и если мы являемся учителями Дхармы, например, тогда мы должны давать это знание так, чтобы оно соответствовало пониманию людей. Т.е., нам нужно всегда связывать это с уровнем понимания других. Это - 4 мудрости Будды. И есть также 5 Будда-мудростей, которые я объяснил. И эти 5 Будда-мудростей - это просто подразделения одной Будда-мудрости. И можно найти многие другие аспекты мудрости...
Манфред Зегерс
Источник: Лекция Манфреда Зегерса
NY Dharma Group