• Авторизация


Без заголовка 25-10-2008 20:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вообще, это было бы смешно, если бы не было грустным. Безусловно, тенденция к ухудшению качества преподавания весьма широка, она затрагивает все уровни обучения, начиная средними школами и заканчивая ВУЗами, в том числе и государственными. Однако, мне казалось, что МГУ в этом смысле - исключение. По-моему, высокая обязанность преподавателя заключается еще и в том, чтобы внушать студентам/ученикам любовь и уважение к знанию, это априори подразумевает презрение к попыткам ввести себя в заблуждение схоластическим/софистским бредом. В этот вторник я столкнулся с подобной попыткой. Мой преподаватель по истории Средних Веков, судя по его послужному списку являющийся крупным специалистом, предпринял успешную попытку запудрить мозги. Он специализируется по истории иудеев и культуре Западной Европы. Однако, в список его тем на семинаре и в число предоставляемых тем для доклада входят темы по истории и культуре Скандинавских стран, в частности - по Исландии. Надо отметить, что основным нарративным источником по истории Исландии являются саги, если говорить о докоролевском периоде - т.н. родовые саги, или саги об исландцах, относящиеся к IX-XI векам. Эти самые родовые саги являются достаточно малым по объему источником. Мне было предложено написать доклад по правовым нормам в обществе исландцев по одной (!) из таких саг, причем по той, в которой эта проблема толком не описывается. Это уже ставит вопрос о целесообразности преподавания тех вещей, о научном и критическом потенциале которых ты имеешь самое приблизительное представление. Я, например, никогда не стану даже анализировать теорию относительности, максимум чем мое сознание сможет ограничиться - это досужий чаттинг на тему Адронного Коллайдера и его возможностей по транспортации хэдкрабов. У меня вообще возникает ощущение, что некоторые преподаватели на истфаке имеют следующую практику: они дают тему для доклада вне их специализации, чисто чтобы расширить лист тем, а дают их читать и оценивать своим коллегам, чье научное творчество находится в рамках темы доклада/курсовой. Второй пункт, который был фактически "контрольным в яйца" - это отжЫг на тему того, что исландские трупы при перевозке становятся тяжелее. При этом преподаватель не задумывается о том, что тела погибших насильственной смертью (которых в средневековой Исландии, управлявшейся народовластно при поддержке института кровной мести, по понятным причинам было ОЧЕНЬ много) зачастую(о, ужас!) перевозились на достаточно большие расстояния. ИМХО, любой толковый исландец в момент замечал, что трупы не тяжелеют))). Срывая покровы, готов сообщить, что у исландцев тяжелел не любой труп, а только тело аццкого злодея или человека, умершего при необычных обстоятельствах. Опять таки, решительно непонятно, почему бы обычному трупу тяжелеть. Почему тяжелеет тело гада или необычно отъехавшего тоже не совсем ясно, но учитывая, что по тем же поверьям подобный покойник мог потом вылазить из могилы и пакостить живущим, можно предположить, что эта тяжесть как то связана именно с образом смерти или общественным восприятием человека, а не просто с фактом "отброса коньков" :-). Подытоживая плевание в авторитеты, можно сказать, что данная тенденция пока что не может быть названа всеподавляющей, по-крайней мере в МГУ, но тревожные звонки касательно растущей смены преподавателей уже есть (см.http://ptitsa-lisitsa.livejournal.com/174770.html).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Adrill 27-10-2008-22:44 удалить
про рядовых исландцев, которые-де должны были что-то там заметить это ты загнул. Французы тоже были не дураки, явно понимали, что с четырьмя пиками в теле мечом особо не помашешь, но тем не менее в песне о Роланде мы лицезреем этот факт. И я даже знаю зачем он там нужен. Это банальный литературный прием, направленный на демонстрацию нужной автору мысли - что этот человек герой, а этот нет. Так что даже если твои исландцы чего и замечали, то в сагах об этом тоже могли предпочитать умалчивать. Потому что историю про банального покойника рассказывать неинтересно.
Ответ на комментарий Adrill # Есть нюанс, о котором ты забыла упомянуть, но он здесь решающий. Это абсолютно разные по жанру произведения. Песнь о Роланде - по сути франкский эпос. Она и должна быть героической и с мифологизированно-гиперболизированными образами, также, как и Одиссея, Илиада, Энеида и иже с ними. Если мы говорим о сагах - здесь речь идет о буквальном воспроизведении того, что было, пусть и с добавкой отсебятины. Как ты верно заметила, франки знали, что с четырьмя копьями в теле не помашешь (хотя в конвульсиях, ИМХО, можно), но они относились к Песне соответствующе, как о повествовании о мега-перце. Исландцы считали, что все, что описано в сагах - так и есть на самом деле, в них нет "огероивания" действительности, если мы говорим о сагах об исландцах. Они показывали, что человек-герой всей сагой, в очень жизненных ситуациях, а не изображая его в одиночку побеждающим орды противников. Поэтому, ИМХО, ты не совсем права.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Primordial_Avatar - Дневник Primordial_Avatar | Лента друзей Primordial_Avatar / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»