• Авторизация


Главный театральный вуз страны может превратиться в профтехучилище. 21-01-2011 01:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Главный театральный вуз страны может превратиться в профтехучилище.

Сегодня состоится совместное заседание коллегий Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ, в рамках которого чиновники и преподаватели творческих вузов обсудят самую горячую проблему, вставшую сегодня перед педагогическим сообществом. Речь идет о законопроекте «Об образовании в Российской Федерации», который был опубликован в новой редакции в декабре на сайте Министерства образования и науки РФ. В Госдуме новая редакция закона должна обсуждаться уже в феврале. А пока бьют тревогу творческие вузы, считающие, что принятие нового закона окажется губительным для отечественного искусства и культуры. Первыми начали протестовать художественные школы, а теперь очередь дошла и до высших учебных заведений. «Убийственным» называют новой проект педагоги РАТИ (ГИТИС) – главного театрального вуза страны.



Вопреки распространенному поверью о молнии, которая не бьет дважды в одно и то же место, РАТИ (ГИТИС) последние годы только и успевает отбиваться от разрушительных наскоков. То снимут ректора по обвинению в финансовых злоупотреблениях. То назначат на это место фигуру столь одиозную, что в РАТИ начнется забастовка. Только отобьются от нежеланного навязанного руководителя – новая беда. Причем масштабы этой беды таковы, что грозят разрушением самого статуса нашего головного театрального вуза и больно ударят по всей системе театрального образования.



Определенная свобода творческих вузов и школ от жестких нормативов Министерства образования и науки сложилась в советские годы. И поступают в эти художественные школы чуть ли не с пяти лет. И занимают в образовании «творческие дисциплины» место особое и отдельное. И на любой окрик руководящей инстанции педагоги привычно ссылаются на «творческий характер» учебного процесса и на его художественную специфику, в твердые параграфы уставов никак не укладывающуюся. Новый закон об образовании, который должен будет уже в феврале обсуждаться Госдумой, стал прекрасным поводом «приструнить» и привести к общему знаменателю непокорные «творческие учебные заведения».



Для начала министерство решило изменить принятую веками модель профессионального обучения музыке, балету и другим искусствам, которое в России с середины XVIII века (как и по всей Европе) принято начинать в семилетнем возрасте. По новым планам чиновников Минобразования, профессиональное обучение детей теперь может начинаться только с 15 лет (после того, как они закончат 9 классов и получат неполное среднее образование). То есть обучение хореографии или музыке теперь приравнивается к профтехобразованию слесаря или токаря. А то что в пятнадцать лет поздно и учиться балету, и учиться музыке (гибкость ног и пальцев уже не та, возраст упущен), чиновников не волнует. Более того, Минобразования считает, что отбор детей в художественные школы по способностям – это дискриминация. Отбирать надо по прописке и по дате подачи заявления. Кто первый пришел учиться – того школа и обязана учить. Все доводы профессионалов –музыкантов и хореографов о том, что новая модель просто уничтожит и российский балет, и российскую музыку, остаются не услышанными.

В области театра наступление ведется по отработанным лекалам: приведения творческих учебных заведений к общему стандарту. Так, Российская академия театрального искусства, которую все ее выпускники предпочитают называть по старинке – ГИТИС, может быть приравнена по статусу к профтехучилищу. Дело в том, что, оформляя на заре перестройки переименование государственного театрального института в академию, тогдашнее руководство не довело дело до конца и не оформилось как университет. Имя ГИТИС носит гордое – Российская академия, а по своему статусу является рядовым театральным институтом. Казалось бы, какая разница – институт или академия? Хоть горшком назови, только в печку не ставь! А разница, как выясняется, огромная!



По нынешнему положению учебные заведения в статусе института не имеют права иметь аспирантов и собственный ученый совет. Не имеют права разрабатывать учебные пособия и методическую литературу. И главное, не имеют права обучать преподавательские кадры. Годы и десятилетия именно здесь готовились методические пособия и писались театральные учебники, по которым потом обучались и до сих пор обучаются студенты всех остальных театральных вузов. Именно здесь на ученом совете защищались кандидатские и докторские по истории русского и зарубежного театра, по творческим дисциплинам. Годы и десятилетия педагоги по специальным дисциплинам готовились именно в ГИТИСе. Если будут приняты рекомендации Минобразования по творческим вузам, то это будет означать не только потерю главного учебного театрального флагмана, но разрушение всей сложившейся системы театрального образования.



Исторически сложилось, что все театральные учебные заведения России, как ласковые тели, имели двух маток – Минобразования и Минкультуры. Однако в разработке нового законопроекта, впрямую коснувшегося всех учебных творческих учреждений, Минкульт участия не принимал. Только сегодня, после полутора месяцев обсуждения нового законопроекта состоится совместное заседание коллегий Министерства культуры и Минобразования и науки РФ. Возможно, на совместной встрече чиновники из Минкульта сумеют объяснить своим коллегам из Минобразования базисные вещи относительно творческих учебных заведений. Со скольких лет учить балету или как функционирует театральный вуз и каковы его приоритеты. В конце концов, речь идет ни много ни мало о будущем нашей культуры.
Наталья ПИВОВАРОВА, декан театроведческого факультета РАТИ (ГИТИС): – Мы не просто взволнованы реформой образования, мы в состоянии тихого ужаса. Если ГИТИС станет институтом, то по новому закону об образовании в том виде, в котором он находится на рассмотрении, наш вуз лишится магистратуры и аспирантуры. Мало того что мы переходим на двухступенчатую систему, а в нашем вузе по новому закону останется только одна ступень – бакалавриат. Если теоретическое образование сузить до четырех лет – это свести обучение до уровня хорошего техникума. Дальше в ГИТИСе у студентов не будет возможности продолжить свое образование – ни на ступени магистратуры, ни в аспирантуре. А это грандиозный удар по будущей гуманитарной науке. А если говорить в целом о ГИТИСе, который является крупнейшим театральным вузом в мире, он может превратиться, как наши студенты говорят, в колледж. На сегодняшний день наша главная задача – стать университетом. Этот статус сохранит для нас магистратуру и аспирантуру. А вообще, эта реформа имеет очень широкий контекст. Я вижу в этом подрыв гражданского общества. Складывается ощущение, что мыслящие люди у нас просто не нужны, а нужны средние люди, которыми очень просто манипулировать. Алексей БАРТОШЕВИЧ, завкафедрой истории зарубежного театра РАТИ (ГИТИС): – Ситуация, сложившаяся вокруг театральных вузов, – то, что обычно происходит в России. Чиновники, то есть люди, мыслящие формально, не понимают, что театральное образование – та сфера, которая не подпадает под традиционные критерии. Формальное автоматическое перенесение на театральные вузы тех критериев, которые применительны к высшему образованию в целом, – большая ошибка. Это особая сфера, требующая особого подхода, поскольку речь идет о воспитании творческих личностей. Я «восхищаюсь» той снайперской точностью, с которой наши чиновники выбирают цели, которые составляют в течение многих лет настоящую опору для нашего образования и культуры. Создается впечатление, что это делается нарочно. Да, реформирование порой необходимо. Но в данном случае оно отождествляется с разрушением. Эта реформа образования может отразиться на ГИТИСе самым печальным образом. Наш вуз заслуживает права быть университетом хотя бы потому, что готовит чуть ли не все театральные специальности. Это совершенно неосмотрительный проект. Из-за этого уровень подготовки будет радикально снижен, причем не только для театроведов, но и для режиссеров и студентов других специальностей. Кроме того, если ГИТИС будет институтом, то у него не будет возможности готовить педагогические кадры. А если их не будет готовить ГИТИС, то кто? Это для меня загадка. Я очень надеюсь, что власти прислушаются к голосу профессионалов. Этот закон готовился (по крайней мере применительно к театральному образованию) в абсолютной безвестности. Ученый совет ГИТИСа услышал о том, что эти документы уже на рассмотрении в Думе, а окончательное решение будет принято в феврале, в середине декабря прошлого года. С нами никто не советовался.
Елена РЫЖОВА http://www.teatral-online.ru/news/2783/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Кк человек, пошедший учиться музыке в 13 лет, я бы скорее занял позицию предложенную в законопроекте, а не в статье:).
Менее интресно, но по теме - не ясно, чего так за ГИТИС переживают? Кроме ГИТИСа поди полно других учебных заведений существует и их данный законопроект куда больше касается. ГИТИС исключение, ну и сделают его исключением, если надо будет. А вообще, всё что потребуется - руководству озабодится получением соотвтствующего статуса, для ГИТИСа. Ну оно и должно этимзаниматься, разве нет?
Интереснее насчёт профтехучилища - по-моему тоже передёргивание. Что мешает заниматься в "профтехучилище" и потом в 15 лет получать дополнительно "профинститут"? Чему это мешает? Где-то сказано, что нельзя в 7 лет начинать учиться актёрскому, музыкальному или танцевальному мастерству? Сорри, если что, я законопроект, естественно не читал. Но я полагаю, что речь о не о таком запрете, а какраз об обратном - о запрете на отказ от среднего общего образования в угоду пусть и инстиутского уровня, профессиональному, но узкоспециализрованному. Не мне судить, конечно, но подозреваю, что судьба профессиональных спортсменов, танцоров и музыкантов, в среднем весьма незавидна. Особенно лет после 30. И это не их решение. Не может ни в 7, ни в 9 ребёнок принять решение отказаться (сорри, могу быть бит), от полноценного развития, чтобы стать по сути супермашиной, да и не на весь срок свей жизни. А принятие такго решения родителями - пожалуй вполне себе на нарушение прав ребёнка тянет или ещё что-то в этом роде.
Да и если честно я не согласен с тезисом, о том, что мы многое теряем, если не начианем учить в раннем образе теххнике. А ведь речь идёт о технике и только о ней. Вернее так - мы много теряем с точки зрения техники, да, наверное. Но вместе с тем, начиная и специлизруя в такую рань. мы теряем (снова) в смысле общего развития, в смысле понимания своего предмета вообще в мире, в человеческой культуре, да и понимания предмета, в плане осмсления его, в плане теории тоже. есть вещи, до которых лет в 15 только большинство и дорастает. Но если в это время есть уже техника и профессиональная работа, то очень многие уже и не пытаются через эту науку прорваться. Она им не нужна кажется. По крайней мере, столько я музыкантов видел, профессиональных, которые даже понятия о натуральном звукоряде не имеют. Получается какая-то каста, оторванных от другого мира, в чём-то даже искалеченных детей. Зачастую, может быть, кстати именно поэтому - злая и завистливая.
Я не говорю, что хорошо так как предлагается. Я говорю, что есть проблема - тяжёлая и интересная. Но из данной статьи, я пока ничего интересного в плане этих проблем не увидел. Разве что с тезисом подойти - это было, это отработано, давайте не будем ничего менять?... Это тоже не всегда верно.
BatashN 28-01-2011-00:50 удалить
Ответ на комментарий Дикий_котёнок_В # Дикий_котёнок_В, я не музыкант, поэтому не берусь судить о том, чего не знаю досконально. Но я в прошлом артистка балета и знаю по себе что и как. Чтобы выучить артиста балета, соответствующего современным требованиям, необходимо начинать не позднее 10 лет. Я начала в 4 года. Нельзя преобразовывать обучение балету в доп. образование! Это тупик. Это значит, что специальные училища и школы должны принимать всех без исключения, это значит что на уроках педагог будет ориентироваться не на лучших, а на средних, что посещение спец. уроков будет необязательным, а по желанию, это значит, что спец. предметы могут идти только во второй половине дня после общеобразовательных. Чем это чревато? Учащиеся не будут получать необходимой подготовки, не будет продвижения вперед при ориентации на середнячков. Необязательное посещение уроков приведет к тому, что дети будут ходить по настроению (которое у детей весьма изменчиво), пропуская уроки, теряя физическую форму, в свою очередь это может привести к травмам, ухудшению здоровья учащихся. Спец. предметы во второй половине дня - это тоже невозможно. Так же, как и зарядку, тренировки - классический урок (балетную тренировку) нужно делать с утра, тогда она будет иметь наибольший результат. Расписание в балетной школе очень плотное. Иногда по 2, а то и по 3 специальных предметов (по 1.5 часа каждый) плюс репетиции. Специальные предметы необходимо разбивать другими предметами, т.к. выдержать физически 3 и более часа танца для детей не представляется возможным. В классах должно быть не более 15 человек, а не как в простых школах (не менее 25). В 14 лет учиться балету уже поздно - можно потерять здоровье, но профессионалом так и не стать. В 38 лет лет артист балета уже выходит на пенсию. Проф. деятельностью мы начинаем заниматься уже с 18 лет. Для России такое - действительно полная потеря профессиональной подготовки артистов балета.
Можно сравнивать с Америкой, где нет балетных гос школ. Есть только частные. Но я считаю, что для нашей страны такая система неприемлема по многим причинам.
Теперь про ГИТИС. Это действительно единственная организация, где готовят профессиональных балетных педагогов. Возможно, им действительно надо было давно озаботиться получением другого статуса. Но, если бы это было так просто, наверное, не тянули бы.
В общем я в этом вижу в первую очередь огромную проблему в танцевальном образовании вообще. Принципиальную. Ни один из представленных подходов, намой взгляд её не решает. Невозможность подготовить профессионалов, конечно беда, но отдавать ребёнка, по сути в рабство с малолетства тоже не выход.

А отсутствие ориентации на середняка, особенно в наше время порождает ещё одну проблему - оторванность искусства от людей. Кому оно тогда вообще надо? Человек не попробовавший в жизни сам не музыки, ни танца, на них не поведётся. И уж по крайней мере не отличит достойного от ширпотреба. А шоу-бизнес будет ориентироваться на то, что публика понимает, и тем с одной стороны всё понижать и понижать уровень восприятия, а с другой стороны вытеснять настоящее искусство. В том числе лишая его и необходимых средств. А исскуство, это не военное дело, и даже не наука, на него забьют просто.
BatashN 28-01-2011-11:04 удалить
Ответ на комментарий Дикий_котёнок_В # Дикий_котёнок_В, кстати, все молчат о спортивных школах. Но ведь там те же проблемы! Точно так же детей учат с малолетства, отрывая их от общего образования, там еще хуже.
Насколько я помню себя, я не чувствовала себя в рабстве. Нам всем очень хотелось выходить на сцену, танцевать. Ведь сцена - это наркотик. Один раз почувствовать - и трудно отказаться.
Ответ на комментарий BatashN # По моему и в спортивных тоже самое. Даже хуже. Цели спорта я вообще не понимаю. Как средство изучения возможностей и физиологии человека это он не используется вроде, как средство стимула к "здоровому образу жизни" чистый обман, а в качестве бизнеса... ну это преступление по отношению к детям.

Вот ты говоришь наркотик, это лучше? И потом, что дальше? Для большинства?
Опять же, не знаю как в танце, но по музыке (хотя тоже не буду утверждать) у меня сложилось впечатление, что большинство музыкантов симфорнических оркестров, тоже в 18 лет сатновящихся профессионалами, это музыкально весьма безграмотные люди. Техническое соврешенство - да, но понимания - 0. Техника и идея просто совсем разные вещи и в совсем разное время изучающиеся. Особенно после 10 лет "исполнений", когда вообще всё забывается - пилишь себе и пилишь.
BatashN 29-01-2011-01:21 удалить
Ответ на комментарий Дикий_котёнок_В # Дикий_котёнок_В, везде есть солисты и "массовка". Но без кордебалета не будет балета (каламбур получился). Что основное в корде? Четко стоять в линию и синхронно выполнять все движения. Зачем им понимание?
Нет, я не хочу сказать, что это хорошо. Сама, немного потанцевав в корде, поняла, что нужно или уходить, или пробиваться. Но как тут найти "золотую середину" и определить, что правильно, а что нет? Не всем же дано "понимание"! Кого-то вполне устраивают шоры на глазах.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Главный театральный вуз страны может превратиться в профтехучилище. | BatashN - Дневник BatashN | Лента друзей BatashN / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»