Начну с того, что почетное звание филолога обязывает читать разную литературу. Классическую, современную, авангардную, экспериментальную... Читать классику - всегда интересно. Как бы избито и банально ни звучало - при каждом прочтении ты открываешь для себя что-то новое. С современной литературой все сложнее. Есть хорошие писатели, их много, и может быть, даже очень много. Но почему-то признание получают не те, кто пишет хорошо. Чаще всего народное признание получают те, кто пишет непонятно, "авангардно" и "не как все - про любовь и расставания". И пишут они про то, что все плохо - нет любви, денег нет, и квартиры кстати тоже нет, и правительство-то у нас плохое, и страна скоро загнется, и люди ужасные, а я что... Я вот тут сижу, стихи пишу. Или прозу, неважно. Только пытаясь уйти из толпы пишущих "как все...", автор попадает в новую толпу пишущих "не как все...". Ну да ладно, не это сейчас объект моего пристального внимания, хотя обратиться к явлению "современной литературы" тоже очень интересно. Я читала "Сумерки", и хочу сказать, что сама по себе это задумка неплохая. Для подростковой литературы - пожалуй даже очень: красиво, мило, про любовь. Но растянутая на четыре книги - она теряет всю свою изюминку, и превращается в жвачку. Мне приходилось прочитать даже Сорокина (что, по моему мнению, литературой не является ни в коем случае) - книги, от которых хочется поскорее отмыться и забыть. А недавно мне попался на глаза роман, который уже три года у всех на слуху, и о нем слышно из каждого утюга - "Пятьдесят оттенков серого" и две книги-продолжения "На пятьдесят оттенков темнее" и "Пятьдесят оттенков свободы".
Как известно, роман этот появился из фанфика на "Сумерки". Ну что ж, фанфикшен имеет право на жизнь, тем более что я встречала два-три действительно хороших рассказа этого жанра. Теплилась надежда - может быть, "Пятьдесят оттенков серого" из той же категории?
Первое, что неприятно удивило в книге - ее язык. Несколько страниц в начале еще можно было терпеть, но бесконечные "офигеть" и "ну ни фига себе" на каждой странице стали откровенно раздражать. Также, судя по тексту романа, у главной героини явное раздвоение личности - иначе как объяснить ее постоянные обращения к своему подсознанию и какой-то загадочной "внутренней богине", которые к тому же еще и конфликтуют между собой? Что сказать о сюжете романа... Вы читали сказку "Золушка"? Смотрели "Сумерки"? Ну вот, один в один. Бедная, скромная, неуверенная в себе девственница Анастейша Стил (Белла Свон?) и богатый, знаменитый, загадочный, умопомрачительный красавец Кристиан Грей (Эдвард Каллен?). Догадались, что произойдет дальше? Правильно, влюбятся и будут "дружить", правда, весьма своеобразно, но об этом позже. Что происходит в романе? Ничего. Главные герои едят, пьют, иногда разговаривают, то и дело занимаются сексом и пишут друг другу электронные письма, глупые и неинформативные. Все. Бизесмен Грей, видимо, совсем не занимается своим бизнесом, только тратит деньги, которые он приносит, а Анастейша рвется на работу, чтобы быть независимой. Очень уж похож роман на девичью мечту - влюбленный красавец-миллионер, мчащийся к своей пассии по поводу и без, и до смешного инфантильная девушка, то и дело кусающая губу и закатывающая глаза.
Отношения главных героев весьма своеобразны. Кристиан предлагает Анастейше быть с ним, став его "сабмиссив", то есть вступить с ним в отношения, основанные на БДСМ. Та добрую половину романа размышляет над предложением, потом начинает перевоспитывать и, в конце концов, своего, конечно же, добивается. Эротические (если не сказать - порнографические) сцены, из-за которых роман восхваляется до небес, встречаются через каждые две страницы. Кроме того, описаны они настолько штампованным языком, что становятся однообразными и унылыми. Главная фишка книги, которая заявлялась в громкой, и, надо отдать должное, очень грамотной рекламе - элементы БДСМ. Согласна, здесь они необходимы- без них для большинства роман стал бы совершенно нечитаемым и неудобоваримым. При всем этом герои ведут себя словно картонные - потому что таких реакций, мотиваций собственных поступков, общения с окружающими у настоящих, живых людей не бывает.
Несмотря на все вышесказанное, не могу не отметить три интриги романа, вернее, усердные попытки эти самые интриги создать. Первая - детство Кристиана. Вторая - возникновение его БДСМ-наклонностей. И третья - смогут ли главные герои выдержать друг друга и остаться вместе. Для тех, кто еще хочет прочитать книгу - осторожно, спойлер: главные герои вместе останутся, и даже поженятся, и даже родят двух (а в перспективе - и больше) детей. Полный хеппи-энд, и все счастливы.
Что сказать, подводя итог? Впечатление от романа - удивительно неприятное. После громкой рекламы чувство такое, что тебя обманули. Снимаешь красивую упаковку с новогоднего подарка - а там пусто. Помнится, были (а может быть, и сейчас есть) такие маленькие книжки в мягких обложках "Панорама романов о любви" - легкое, бульварное чтиво с обилием эротических сцен и совершенно одинаковым сюжетом. Так вот, "Пятьдесят оттенков серого" и все его продолжения - точная копия такой книжки, только в хорошем твердом переплете и на качественной бумаге. Никакого сюжета, никакого мало-мальски логичного развития событий, никакого литературного языка. Если же кому-то мало эротических романов и хочется чего-то жестче и тяжелее - читайте маркиза де Сада и Леопольда фон Захера-Мазоха.
А вот читать отзывы и рецензии на это чтиво просто страшно. Ведь восхищаются, и говорят, что это "прорыв", "литературная бомба", "до такой литературы нам еще дорасти нужно"... А пожалуй, что и можно назвать это литературной бомбой. Которая взорвалась и осколками убила у многих литературный вкус, умение выбирать и отличать хорошие книги от плохих. Слабо верится, что из поколения восхищающихся такой глупой, пошлой и тривиальной литературной попыткой могут получиться новые классики. Обидно.
[500x312]