Первые реформы провела... княгиня Ольга
Русские летописи повествуют о многочисленных случаях участия русских княгинь и боярынь в политической борьбе. В XII - XIII веках в период обособления русских княжеств, именно знатные женщины содействовали продвижению тех, кто вел политику укрепления этих княжеств. Немало примеров в раннефеодальной истории Руси, когда находящаяся у власти женщина становилась родоначальницей крупных реформ. Княгиня Ольга, находясь у власти, провела первую финансовую реформу на Руси, установив фиксированный размер дани и порядок ее сборов. Она же первая продемонстрировала возможность заключения равноправных международных соглашений без военных действий: Русь за время ее княжения не воевала ни с одной из соседних держав!Образование женщин в средние века
Письменные памятники ХII-ХIV веков свидетельствуют о высоком уровне образования женщин господствующего класса. Они знали не только поучительную церковную литературу, но и математику, и средневековую философию. У некоторых княгинь были свои богатые библиотеки. В жизнеописании Ефросинии Суздальской говорится о знании ею таких античных философов как Аристотель, Платон, поэтов Вергилия, Гомера. Дочери Ярослава Мудрого воспитывались в атмосфере «книжности». Русские княжны, выданные замуж за иностранных принцев и королей, сыграли свою роль в государственной и культурной жизни Франции, Германии, Византии, Швеции, Дании, Польши. Будучи высокообразованными по тем временам женщинами, они активно участвовали в политических событиях. Анна - дочь Ярослава Мудрого, выданная в 1048 г. замуж за короля Франции Генриха, хорошо знавшая официальный язык своего времени - латынь, получила право ставить свою подпись на официальных документах. Она активно участвовала в государственных делах в годы опекунства над несовершеннолетним сыном - Филиппом.Петр I первым вывел женщин в люди
Именно замкнутость русского общества в целом и женское затворничество в частности становятся в XVII в. существенным тормозом развития страны. Преодоление ксенофобии русским обществом являлось задачей номер один, которая, в свою очередь, обусловливает новое место и роль русской женщины в обществе. Резкое и качественно новое изменение в положении женщины произошло в эпоху Петра 1. Именно тогда женщине снова возвращаются ее место в обществе и права, но в более высоких и развитых формах. В культуре преобладает светская направленность, а русское общество постепенно приобщается к достижениям мировой культуры. Петр I ломал старые дикие традиции и обычаи. Закончился век «теремного заточения» женщины: новый царь велел подданным приводить своих жен и дочерей на устраиваемые им увеселительные ассамблеи.Женщины XVIII века
Каковы женские лица той эпохи? Ведь XVIII век знал имена женщин-императриц, женщины - президента Российской Академии наук, женщин-писательниц, артисток, светских дам. А также женщин, поражавших общество своей высокой духовностью, нравственностью и самопожертвованием... С именем ЕкатериныII, действительно, связаны многие реформы. Для нас особенно важно, что именно она положила начало женскому образованию в России: именно при ней было учреждено первое училище для девиц при Смольном монастыре, впоследствии получившее название Смольного Института благородных девиц. В XVIII в. в России появилась и первая женщина-президент Российской Академии наук - ей стала Екатерина Дашкова. При ней Академия успела написать и издать Российский этимологический словарь. Дашкова подарила Академии свою прекрасную библиотеку, на ее же средства был основан и лучший журнал того времени «Собеседник любителей Российского слова». Позднее она же стала издавать «Новые Ежемесячные Сочинения». Написанные Дашковой «Записки» до сих пор остаются одним из лучших памятников мемуарной литературы XVIII века. Несомненно, Дашкова возвышалась над средним уровнем светских дам, но не была таким же редким исключением: в последней четверти XVIII в. был широко распространен тип светской женщины, развлекающейся в часы досуга литературой и искусством. Таких дам было немало, например, Князева (дочь поэта Сумарокова), Урусова, Белкова, Ржевская. Но, вот что интересно, хотя в XVIII в. было немало женщин-писательниц и даже ученых, упражняющихся в сочинительстве, театре и науках, большинство их них - любительницы... Для многих богатых барышень и дам, хорошо образованных, занятия литературой и другими искусствами были лишь забавой. И все же в образовании женщин, в их внутреннем обустройстве был сделан грандиозный шаг вперед: необходимость соответствовать нравам новой культуры XVIII века. Женщина, чтобы блистать в обществе, должна была быть немного музыкантшей и певицей, немного танцовщицей и художницей, знать иностранные языки и прочее. Это выводило общество в целом на более высокий виток духовной эволюции. Воспитание девочек было полностью ориентировано на умение царить в обществе, так как без знания салонных искусств ни одна, даже самая красивая девушка, не могла рассчитывать на успех. Подобное обучение начиналось рано (в 4-5 лет), а в 12-13 лет девочки уже считались невестами. Большинство барышень учились дома, по большей части у заезжих учителей-иностранцев. Екатерина Дашкова пишет, что подобное обучение сводилось к знанию нескольких иностранных языков, музицированию и танцам. Она же считает, что при таком уровне воспитания о глубоком интеллектуальном развитии девушек в XVIII в. не могло быть и речи. В XVIII веке зародился новый тип женщины, сыгравшей видную роль уже в следующем, XIX веке. Речь идет о появлении в России женщин-профессионалов. Первоначально это были, в основном, гувернантки и артистки. Профессиональными артистками становились в основном представительницы непривилегированных классов, которым такого рода заработок давал возможность материальной независимости. Нам известно, что средние оклады женщин-артисток порой превосходили оклады некоторых чиновников-мужчин. Кроме того, «казенные актрисы», работавшие в государственных театрах, а не в частных заведениях дворян-меценатов, пользовались одинаковыми с мужчинами-артистами правами по службе и получали лишь немногим меньшее жалованье.Следовательно, на артистическом поприще женщине впервые удалось завоевать себе право собственным трудом зарабатывать на жизнь. И это стало важнейшим завоеванием женщины, первым шагом на пути ее к свободе в обществе. Многих знаменитых актрис знал XVIII век: сестры Семеновы, певицы Михайлова, Соколовская, Синявская. Некоторые из них не только смогли упрочить свое материальное и общественное положение, но и случалось, что посредством брака переходили в аристократическую среду. Такова, например, судьба знаменитой актрисы Семеновой, ставшей княжной Гагариной.Конечно, большинству актрис артистическая слава доставалась нелегко: к славе они пробивались путем борьбы с бедностью, как правило, из низшей социальной среды.
Реформы женского образования в XVIII веке
Потребность общества в женщинах-профессионалах в искусстве, педагогике требовала реформ в женском образовании. И они были проведены при ЕкатеринеII. Главную задачу в российской педагогике Екатерина II видела в воспитании в кратчайшие сроки «новой породы людей». Исполнители учебной реформы считали основой общественного воспитания возрождение «святой нравственности». Для этого создавались закрытые воспитательные заведения, куда дети должны были поступать с самого раннего возраста. Именно ЕкатеринаII, как писал историк Карамзин, основала Дом воспитания для 200 благородных девиц, что бы сделать их образцом женских достоинств. Этими планами были восхищены Вольтер, Гримм, Дидро, но дворяне в целом остались к ним равнодушными. Воспитанницы поступали в «Общество» в шестилетнем возрасте и оставались там в течение 12 лет. Девушки, разделенные на четыре возрастные группы, изучали русский и несколько иностранных языков, закон Божий, арифметику, рисование, танцы и рукоделие, а также историю, географию, литературу, архитектуру и домоводство. Главную задачу воспитания Бецкий, возглавивший общество, видел в изменении натуры от вредного к лучшему, но не путем ее переламывания. Телесные наказания были запрещены. Обращение с девушками должно было быть ласковым, гуманным и справедливым. «Общество благородных девиц» при Смольном монастыре было открыто в 1765 году, во главе его встала Долгорукова. В том же году при Смольном было учреждено и «Мещанское училище», куда на тех же условиях принимали девочек недворянских сословий. О судьбах последних заботы было даже больше: по окончании курса школьное начальство брало на себя заботу об их замужестве, императрица пожертвовала 100 000 рублей, из которых девушкам выдавалась определенная сумма при вступлении в брак. Это общество историк Карамзин называл «прекрасным цветником». Первый выпуск смолянок - так стали называть воспитанниц, - состоялся в 1773 г. В первые десятилетия XIX века в России появляется новый женский образ. Этим девушкам были свойственны тонкий романтизм чувств и мыслей. Эти поколения девушек воспитывались в гуманистических традициях XVIII в. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, но одновременно им внушались чисто христианские идеи любви, верности, жертвенности и страдания ради нравственного долга женщины перед мужем и семьей. Таков образ пушкинской Татьяны Лариной, которую Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.Декабристки
Семьи Трубецких и Волконских стали центрами, вокруг которых группировались не только декабристы, но и многие просвещенные люди, жившие в Сибири. Жены декабристов оказали колоссальное воздействие на формирование русского женского характера, акцентировав в нем ноты героизма и бескорыстного самопожертвования. Достоевский писал, что именно эти женщины, ради высочайшего нравственного долга пожертвовавшие всем... благословили нас в новый путь. А революционерка конца XIX в. Вера Фигнер считала их своими сестрами по страданиям. Признание образованным русским обществом подвига этих женщин дало толчок к зарождению внутри него новой идеи - идеи эмансипации. Борьба за эмансипацию женщин в начале - середине XIX века была тем сложнее, что господствующим идеалом женщины в обществе было исключительное представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала острое общественное неприятие. С большим недоверием в интеллигентной среде относились к женщинам - профессиональным литераторам, поэтам и переводчикам. Даже такой прогрессивный для своего времени критик и публицист, как Белинский, считал, что хотя женщины должны быть образованными и следить за литературой и наукой, но не должны писать, а свое образование отдавать на пользу своей семьи. Но уже в начале 60-х годов наступает перелом в осознании общественностью, так называемого, женского вопроса. В 1860 г. в журнале «Современник» была опубликована статья Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе». В ней, пожалуй, впервые в России была затронута тема равноправия женщин. В это же время к вопросу равноправия женщин обращается и другой русский публицист Д.Писарев. Его крылатая фраза «женщина ни в чем не виновата» - стала девизом некоторых слоев просвещенного русского общества.Свобода женщины как свобода от брачных уз
Нередко свобода женщины рассматривалась как свобода ее от брачных уз. Крайней формой выражения этой идеи стала теория полного отрицания семьи и брака, сформулированная С.Нечаевым в работе «Катехизис революционера». В это время женщины начинают фактически разрывать семейные узы, по выражению А.И.Герцена, таким образом протестуя против разврата мужчин. Умеренная, разумно реформистская идея равноправия супругов была, пожалуй, ярче всего выражена в работах Писарева и Чернышевского.Они рассматривали женщину во всем равной мужчине: она и товарищ по работе, и друг, и мать, и воспитательница детей. Чернышевский пошел еще дальше, признав право женщины на свободную любовь. Ее он готов был принять со скорбью, но не считал личным оскорблением. Интересна в этом смысле судьба Марии Обручевой, в замужестве Боковой. Она была одной из первых студенток в Медико-хирургической академии. Ее учителем был знаменитый русский ученый И.Сеченов. Они полюбили друг друга и образовали семью. Боков не только не препятствовал этому, но и какое-то время они даже жили одним домом, при этом принимая гостей. Примерно такова же судьба семьи Людмилы Петровны и Николая Васильевича Шелгуновых.Фиктивные браки вместо закона о правах женщин
В XIX в. немало девушек, желавших учиться, но не имевших согласия родителей, вступали в фиктивный брак, что, безусловно, было мерой отчаянной. В основе такого брака, как правило, лежало желание, освободившись от родительской опеки, свободно заниматься просвещением или наукой. Широкое распространение фиктивных браков среди молодежи влекло за собой процесс размывания семьи - с одной стороны, снижение идеала семьи - с другой, и с третьей - снижение нравственных принципов внутри самого общества. Поэтому против заключения фиктивных браков резко выступали выдающиеся русские писатели Н.Лесков, Ф.Достоевский и Л.Толстой . Не признавала и активно боролась против фиктивных браков русская Православная церковь. В обществе XIX в. проблемы семьи и брака стали предметом самых острых дискуссий, именно они прокладывали пути «освобождения» женщин. Не обошлось и здесь без перегибов. Очень характерно, что идея эмансипации сначала дискутировалась мужчинами, разделившимися на ее сторонников и противников, а сами женщины в подобных спорах участия практически не принимали. Следовательно, само женское движение в России к этому времени еще не было идеологически оформленным и не имело ни общей платформы, ни программы действий. Основной направленностью женской борьбы было приобретение возможности трудиться наравне с мужчинами, что обеспечило бы женщинам материальную независимость и право на получение высшего образования. На улицах городов появились молодые женщины с книгами и тетрадями в руках, вырвавшиеся из-под рутинной опеки окружающей их среды. Была ли иная, помимо идеологической, подоплека пробуждения женского движения? Очень ярко характеризует эту эпоху И. В. Стасова. Середина 60-х годов ХIХ века стала временем крушения мелких дворянских хозяйств, массового разорения мелкого дворянства, выталкивания его из деревни в город. Этот класс она же образно назвала «помещичьим пролетариатом». Русская интеллигентная девушка была просто вынуждена принимать участие в труде семьи, так как ее не устраивало положение приживалки.Работа как средство освобождения
Россиянки выбирали непрестижную работу взамен престижного рабства. Следует сказать, что уже со второй половины XIX века идея «освобождения женщины трудом» была в целом поддержана обществом. В чем же состоял пафос борьбы женщин? Прежде всего, - в свободе зарабатывать свой хлеб собственными руками и одновременно не быть презираемыми и осмеянными в обществе. Для некоторых женщин работа была единственной возможностью прокормить себя и свою семью. Среди них появилась своеобразная конкуренция, но так как женщины в то время не имели достаточной квалификации и не могли конкурировать с мужчинами, то как форма организации женского труда преобладали всевозможные ассоциации. После публикации романа Чернышевского «Что делать?», где описана работа швейной мастерской, организованной по принципу коммуны, десятки девушек пытались организовывать подобные коммуны. Многие терпели поражение, так и не начав по-настоящему работать. Показательна история «Знаменской коммуны», созданной страстным сторонником женской эмансипации В.Слепцовым. В ней преобладали нигилистки. Парадоксально, что большинство этих женщин обнаружили отвращение к хозяйству и простому труду. Иногда за работу брались девушки из обеспеченных семей. Так как среди них появилась своеобразная мода, они соглашались на любую, даже самую неинтересную и малооплачиваемую работу, которая естественно их не устраивала. Свобода для части женщин обернулась свободой от морального долга перед родными и семьей. Это послужило поводом для заявлений о самом растлевающем воздействии службы женщин на их нравственность и губительном влиянии ее на состояние семей. Получение женщинами специального образования с конца XIX века становится насущной общественной задачей. И женское движение за эмансипацию в XIX веке имеет основной целью борьбу за высшее образование. Толчком к широкому обсуждению этого вопроса послужил Съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1868 г., и письмо к съезду госпожи Е. И. Конроди о необходимости высшего образования для женщин и содействия в осуществлении этой идеи. Затем было составлено коллективное письмо за подписью 400 лиц, которое вручили министру просвещения графу Толстому. Осенью 1869 г. в Санкт-Петербурге были открыты вечерние публичные курсы для лиц обоего пола, где читали лекции профессора университета Бекетов, Бутлеров, Менделеев и другие. Женщины стремились учиться в университетах. Начиная с 20-х годов XIX века женщины посещали отдельные лекции профессоров Московского университета, но впервые наравне со студентами русская женщина появилась в Санкт-петербургском университете осенью 1860 г. Его ректор П. А. Плотнев разрешил женщинам посещать лекции юридического, большинство лекций естественного и историко-филологического факультетов. Одними из первых студенток были Н.Корсини, А.Блюмер, М.Богданова, Н.Суслова, М.Бокова. Отношение к ним педагогического состава было различным: от откровенно враждебного до сочувствующего, в целом преобладавшего. Студенты же отнеслись к появлению студенток по-дружески. Они сами контролировали поведение своих товарищей: взаимоотношения между студентами и студентками ни разу не дали повода к осуждению.Преемственность традиций женского движения
Период функционирования отечественного женского движения составляет более 130 лет. К первому поколению относят организаторов женских обществ, артелей, школ, высших женских курсов 60-90 гг. ХIХ века. В начале ХХ века их традиции продолжили лидеры Российской Лиги равноправия женщин. Передача традиций осуществлялась с помощью женской прессы, проведения регулярных конференций, систематических контактов между руководительницами женских организаций. В 1908 году с Санкт-Петербурге по инициативе Русского взаимоблаготворительного общества был проведен Первый Всероссийский женский съезд. Делегатки были ознакомлены с достижениями женского движения, а также выработали стратегию дальнейшей борьбы за равноправие. Цель съезда - в объединении разрозненных организаций - была достигнута. С этого момента в качестве общей силы российские женщины превратились в стабильную организацию, занимающуюся просветительством и благотворительностью. После Октябрьской революции 1917 года либерально-демократические женские организации были распущены, а с 1918 года при парткомах заработали женотделы. На смену женским рабочим клубам конца XIX - начала XX веков пришли женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других интеллигентных профессий, женские школы ликвидации неграмотности. Постепенно они набирали вес и за десятилетия своего существования превратились в массовые, культурно-просветительские, а иногда даже и правозащитные организации. В 30-е годы женский вопрос был провозглашен решенным, ведущее значение приобрели производственные функции женщин. Огосударствление общественной жизни не допускало деятельности самостоятельных женских организаций и они перестали функционировать. Инициативу в решении женского вопроса перехватило государство. Произошла замена власти отцов, мужей на власть тоталитарного государства. Единственной организацией, представлявшей советских женщин за рубежом, был созданный в 1941 году Комитет советских женщин, который больше походил на государственное учреждение, чем на общественное объединение.Современное положение женщин
Декларация равенства полов соседствовала в обществе с патриархатным сознанием народа, с воззрениями на женщину как на неполноценную личность, зависимую от государства и семьи. К концу 80-х в СМИ все больше распространяется позиция отождествления женщины только с телом и сексом. Унижение женщин в масс-культуре до сих пор остаются не только безнаказанным, но и не осознаются обществом, пытающимся стать демократическим. Переход к рыночной экономике усилил негативное влияние на женщин. На рынке труда складывается ситуация дискриминации по половому признаку, возникла женская безработица. У женщин появилась потребность в самозащите и взаимопонимании. Стали появляться автономные женские организации различных типов общедемократического характера (обозначившие для себя в качестве стратегической цели достижение фактического равноправия мужчин и женщин), многофункциональные (содействие женщинам в адаптации к новым социальным условиям)