[250x365]
Афоризмы Георгия Милляра
НЕВИННОСТЬ - причина для удивления жениха.
Й - третья буква.
ВОДОЧНЫЕ КЛИЗМЫ - красиво, но как быть с закуской?
СУБОРДИНАЦИЯ - никогда не напоминай слону, что его сделали из мухи.
ПАСХАЛЬНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ - благодарю вас, у меня есть свои...
ГОЛУБЫЕ - не тот случай, чтобы объявлять человечество в опасности.
ГЕОРГИЙ МИЛЛЯР. Его лицо не сверкало на обложках "Советского
экрана", ему не привозили дефицитных продуктов и не подавали черную
"Волгу", а звание народного артиста присвоили только к 85 годам. Но
зритель, не зная имени актера, всегда обожал его "героев": Бабу-ягу,
Кащея, Квака, Черта, Лешего и прочую сказочную нечисть.
САМЫМ любимым праздником Милляра был День взятия Бастилии (14 июля), и
он всегда говорил, что родился в день не той революции (7 ноября). В
конце XIX века его отец - Франц де Милляр - приехал из Марселя в Москву
строить мосты, да так и остался в России. Женился на дочери сибирского
золотопромышленника Елизавете Журавлевой, а в 1906 году, не дожив до
победы "красных", скончался от болезни на ялтинском курорте.
Единственный сын де Милляра Георгий жил в роскоши (у семьи были
огромная квартира в центре Москвы и дача в Геленджике) и воспитывался
гувернантками-француженками. После 1917 года у них с матерью не
осталось ничего. От приставки "де" в фамилии Георгий избавился, а в
"личном деле" на киностудии всегда указывал, что "родился в семье
служащих", "языков не знает" (хотя в детстве в совершенстве говорил
по-французски) и "два раза был в командировке в Польше". Францию он
действительно так и не увидел.
Артист
- КЛАДБИЩЕ НЕИГРАНЫХ ОБРАЗОВ.
ЭТИМ
известным афоризмом открывается знаменитый в киношных кругах "Алфавит
Милляра", который актер составлял на протяжении всей своей жизни.
"Неиграные образы" Милляра - это Суворов, Вольтер и Цезарь. Ему так и
не довелось осуществить свою мечту и сыграть их, зато в конце 30-х
годов он встретился с Александром Роу и исполнил свою первую сказочную
роль - царя Гороха. Потом в каждой сказке у Милляра было одновременно
по два-три образа, которые на 90 процентов придумывались им самим.
Бабу-ягу тоже родил Милляр. "В "Василисе Прекрасной" моя бабуля - такая
дачница с повязочкой на голове, а в "Морозко" она уже подряхла,
ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил, - говорил Милляр. -
Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер
у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь
поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке.
Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в
руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса
позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только
отвернется - она тут же реснички себе подрисует".
Милляр часто сбривал брови и стригся наголо, чтобы облегчить работу
гримерам. А те, превращая актера в очередное чудище, не раз сжигали его
лицо перекисью водорода. Но, как говорят коллеги актера, он всегда
стойко переносил и трудоемкий 6-часовой грим, и "некомфортные условия
труда". "Морозко" снимался при 30-градусном морозе, а Милляр,
облаченный в лохмотья Бабы-яги, целый день проводил на улице. "Василиса
Прекрасная", наоборот, снималась летом в очень жарком павильоне, а
Милляру (то есть Бабе-яге) пришлось 25 дублей скатываться по желобу из
печки. Говорят, у актера после этого был ожог "пятой точки". "Кащея
Бессмертного" снимали во время войны, когда Киностудия имени Горького
была в эвакуации в Душанбе. Милляр заразился там малярией и превратился
в "живой" скелет. "45 кг с ботинками (при росте 164 см. - Т. Б.), -
смеялся потом он. - Так что оператору было легко со мной работать".
Алкоголь
- ПОСРЕДНИК, ПРИМИРЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
"ГЕОРГИЙ
ФРАНЦЕВИЧ всю жизнь любил выпить, - вспоминает актер и режиссер Юрий
Сорокин. - Но я никогда не видел его в стельку пьяным. Он всегда был
подшофе. В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная
сказка, приезжала автолавка. Роу запретил продавать Милляру спиртное,
так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей
съемочной группы шел к машине с бидончиком: "О, о, о, я за молочком", -
возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее
договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху
наливала молоко. Милляр предпочитал дешевенький портвейн "Кавказ" и
тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки
или коньяка на бутылку портвейна".
Милляр любил похулиганить. Сам себя он называл Стариком Похабычем,
актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в "Вечерах на хуторе близ
Диканьки", прозвал Поносом и придумывал такие афоризмы, от которых юные
костюмерши заливались краской. Но на Георгия Францевича никто не
обижался - его просто не воспринимали всерьез.
"Я думаю, все это было игрой. Милляр придумал себе масочку, которую
носил долгие годы, - считает Юрий Сорокин. - Возможно, она и спасла его
от репрессий... Официальные лица не относились к Милляру серьезно: "Ну
кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек". А он всегда
оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым
хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не
с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не
ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Многие
пользовались его доверчивостью: гонорары за выступления не платили,
долги не отдавали".
Сплетни
- ЗАМЕНЯЮТ ПРЕССУ, СЛАВУ И РЕКЛАМУ.
ВОКРУГ
личной жизни Милляра ходит масса слухов. Говорят, лет в 30 он женился
на молоденькой актрисе, но та оказалась дамой гулящей, поэтому семья
быстро распалась. Большинство же киношников уверены в нетрадиционной
ориентации Милляра и считают, что никакой жены и в помине не было. Так
или иначе, но до 65 лет Милляр ходил в холостяках, жил вместе с мамой в
одной комнате в коммуналке (она скончалась в 1971 году), и Роу, когда
хотел его наказать, кричал: "Вот смотри у меня! Все маме расскажу!"
Именно Роу и женил Милляра на его соседке по коммунальной квартире
60-летней Марье Васильевне. "Да мне уже не нужны мужчины", - удивилась
женщина, когда давно знакомый человек вдруг сделал ей предложение. "А я
и не мужчина... Я Баба-яга", - ответил Милляр. Свадьбу они сыграли в
первый день съемок "Варвары-красы, длинной косы" под Звенигородом.
Когда Милляру было лет 70, их коммуналку на Бронной начали расселять, и
актеру дали малогабаритную 2-комнатную квартирку на последнем этаже на
окраине Москвы. Потолок постоянно заливало, да и до метро приходилось
долго добираться на троллейбусе. "Ты бы хоть этаж пониже попросил", -
ворчала жена, но Милляр никогда никому не звонил.
"Это была удивительно трогательная пара, - говорит Людмила Зайцева,
прожившая по соседству с Милляром почти 20 лет. - Георгий Францевич
называл ее "Манечка" и "лапочка", она ни разу мата от него не слышала,
а самым большим ругательством было: "Ну, Маня, ты меня достала!" Я
никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда
ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал
"бабочку". Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима
его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий
голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше
слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не
встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит".
Молодость
- НЕТ ТАКОГО ГЕНЕРАЛА, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЛ БЫ СТАТЬ СОЛДАТОМ.
ГЕОРГИЙ
МИЛЛЯР умер летом 1993 года, чуть-чуть недотянув до 90-летия. Кое-какие
вещи актера успела забрать или передать в Музей кино дочь Марьи
Васильевны Тамара, но большая часть из них оказалась на помойке -
соседи видели, как рисунки, многочисленные подарки детей и фотографии
сумками выбрасывались в мусоропровод. В квартире прописан сын второй
приемной дочери Милляра Людмилы, который сразу после смерти бабки
сделал в ней ремонт и сдал чужим людям. Какое-то время там обитали
"братки", сейчас живет семейная пара. Один из соседей рассказал, как на
улице около мусорного контейнера он увидел красивый расписной сундук -
сказочный реквизит, которым очень дорожил Милляр. Занес сумки домой,
вернулся за сундуком, а его уже кто-то утащил.
В последние годы жизни Милляр озвучивал любимую нечисть в мультфильмах
и много ездил по стране выступать перед детьми. Однажды его пригласили
в киноконцертный зал "Россия". Вспоминает Юрий Сорокин: "Я приехал к
нему в гости и вижу - на столе лежат стопки рисунков, на каждом
изображена Баба-яга и подписано: "С любовью, Г. Ф. Милляр". "Что это?"
- спрашиваю. "Да вот, Юречка, я узнал, что в "России" 850 мест, и было
бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек", -
ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная
ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел
застегнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили..."
Татьяна БОГДАНОВА
Источник: Аргументы и Факты
http://hot-orange.narod.ru/assorti/alphabet/
http://www.rol.ru/news/art/kino/02/09/05_006.htm