Храмы Красногорского района (Удмуртия)
15-09-2009 20:51
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Православные храмы Красногорского района
Покровская церковь села Красногорского (1838-1939, 1990 гг..)
Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Каменная церковь построена в 1890-1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Автор проекта – архитектор В.М. Дружинин, по проектам которого построено немало храмов Вятской губернии. В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 90-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.
При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковноприходское попечительство. В 1902 г.- церковноприходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены.
В 1990 г. Покровская церковь передана церковной общине и в ней после ремонта начались богослужения. В храме три престола. Центральный, как и прежде, освящен в честь праздника Покрова Божией Матери, два боковых освящены во славу великих угодников Божиих: Св. Преподобного Сергия Радонежского (всея России чудотворца) и Св. Праведного Иоанна Кронштадского. Церковь за несколько лет была отреставрирована, на ней установлены купола с крестами. Заново выполнена роспись храма. По историческим чертежам восстановлена колокольня. Также по архивным документам выполнена железная изгородь, которая была в проекте храма, однако во время строительства ее не успели сделать (она не видна на сохранившихся снимках храма).
Деревянная Покровская единоверческая церковь закрыта в 1936 г. Здание передано вначале под клуб, затем – под почту. Сейчас не существует.
Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы).
Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году). На каждой службе поминаются иереи Донат, Михаил, Андрей, служившие в советские годы до закрытия церкви. Настоятели храма с 90-х годов ХХ века: первые службы провел о.Пантелеимон, ныне епископ Кировоградский и Новомиргородский (Украина). Затем служили о.Сергий Конкин (ныне иеромонах Серафим), дьякон Николай Анфилатов (ныне о.Никанор, служит в Красноярском крае), о.Сергий Сорокин, о. Владимир Бобров, о.Сергий Минеев, о.Владимир Минеев.
Иерей о.Сергий Минеев
Рукоположен в дьяконы 2 мая 1993 года в Свято-Троицком храме г. Ижевска Митрополитом Ижевским и Удмуртским Высокопреосвященнейшим Николаем. Сан священника принял 21 мая 1993 года в Иоанно-Богословском храме п. Игра. Настоятель Свято-Покровского храма в с. Красногорском с декабря 1993 года.
Пророко - Ильинская церковь села Васильевское (1893-1937, 1947 гг.)
Приход с. Васильевское открыт по указу Священного Синода от 7 мая 1893 г. №1990. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Святогорское и Курья. Деревянная церковь построена на средства прихожан и освящена 26 октября 1893 г. в честь Св. Пророка Илии. При церкви 6 августа 1899 г. открыто церковноприходское попечительство.
Пророко-Ильинская церковь была закрыта с 1937 г. Ее последний священнослужитель Прокопий Данилович Садаков приговорен к восьми годам лагерей в 1938 году и умер в заключении от истощения 5 ноября 1941 года.
Религиозная община Пророко-Ильинской церкви вновь зарегистрирована 6 декабря 1947 г. Здание церкви и культовое имущество передано верующим 17 декабря 1947 г. Настоятели храма: в 50-60-е годы здесь служил о. Серафим, ставший затем архиреем. Около тридцати лет (с 1974 года) настоятелем храма является о.Виталий Жучков.
Александро – Невская церковь села Дебы (1885-1941гг..)
Приход с. Дёбы открыт в 1885 г. по указу Св.Синода от 12 августа 1883г. № 2498. Первая церковь построена временная из бывшей часовни в 1884 году на средства прихожан с одним престолом и освящена 2 декабря 1895 года в честь Св. Благоверного князя Александра Невского. Новая деревянная церковь построена в 1890-1895 гг. на средства прихожан с одним престолом и освящена 21 декабря 1895 г. в честь Св. благоверного князя Александра Невского. Временная церковь в 1910 году перевезена в с. Верх – Унинское. В 1884 году в селе открыта церковноприходская школа. Александро – Невская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 июля 1941 года. Здание передано под школу. В 2000 году здание возвращено церкви. Настоятель храма – о.Владимир Минеев.
Спасская церковь села Кокман (1863г. – не уст.)
Приход Кокманского завода образован по указу Св. Синода от 25 августа 1860 г. № 3135. Каменная церковь построена в 1863 г. на средства владельца завода, потомственного почётного гражданина И. А. Кононова с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сведений о закрытии Спасской церкви по документам ЦГА УР не обнаружено, однако это произошло в 20-е годы. В 2005 году храм Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа восстановлен в виде деревянной церкви.
Настоятель храма в революционные годы – о.Михаил Шкляев, после восстановления храма – о.Сергий Минеев.
Николаевская церковь села Курья (1860-1938 гг.)
Приход с. Курья открыт по указу Св. Синода от 9 июля 1858 г. №
6324. Тогда же устроен молитвенный дом в крестьянской избе и украшен иконами, пожертвованными от разных церквей.
В 1859 г. построена на средства прихожан временная деревянная церковь и освящена во имя Св. Николая Чудотворца 1 января 1860 г. Церковь сгорела 7 ноября 1865 г. Вместо сгоревшей церкви в 1867 г. на средства прихожан построена новая деревянная церковь с одним престолом, освящена 25 марта 1867г. во имя Спасителя и Чудотворца Николая. В 1882 при церкви была открыта церковно-приходская школа.
В селе 16 октября 1908 г. заложен каменный храм, строительство которого не было завершено из-за первой мировой войны и революции.
Николаевская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 августа 1938 г. Деревянное здание церкви, крестообразное в плане) до недавнего времени занимал дом культуры. Каменное здание церкви занимали школа, затем спортзал.
Вознесенская церковь села Архангельское (1891-1938, 1945-1961гг..)
Приход с. Архангельское открыт по указу Св.Синода от 1 августа 1888 года № 4461. Деревянная церковь построена в 1890 году на средства прихожан с одним престолом и освящена 19 декабря 1891 года в честь Вознесения Господня. При церкви 15 сентября 1893 года открыта церковно-приходская школа, а 1 января1908 года – церковно-приходское попечительство. Вознесенская церковь была бездействующей с 1937 года и вновь открыта по ходатайству жителей на основании решения СНК УАССР от 2 июля 1945 года. На основании постановления Совмина УАССР от 17 июля 1961 года Вознесенская церковь закрыта вновь, здание передано под сельский клуб.
Настоятель храма - о.Василий Лапшин, убит в 1918 году красноармейцами при подавлении Святогорского восстания как якобы один из организаторов к восстания.
Серафимовская церковь села Логово (1907-1941 гг.)
Приход при д. Логовская разрешен к открытию Преосвященным Никоном, епископом Вятским и Слободским, в 1903 году. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы села Курья и Кокманского завода: деревни Логовская, Вожгальская, Барановская, Комаровская, Каркалай, Юдинская, Карпушатская.
Закладка деревянной церкви произведена 26 мая 1905 г. Церковь построена с одним престолом на средства прихожан, освящена 17 мая 1907 года в честь преподобного Серафима Саровского. До 1915 года церковь была приписной к Николаевской церкви села Курья. Самостоятельный приход открыт 6 июня 1915 г. Церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 19 июня 1941 года, здание передано под культурное учреждение. Ныне не существует, как и село Логово.
Иоанно-Предтеченская церковь села Осипинцы (1904-1936 гг.)
Старообрядцы деревни Осипинской обратились к вятскому епархиальному начальству с просьбой устроить при деревне на средства благотворителей единоверческий храм, а до его устройства открыть в деревне в доме старообрядца Федора Чернова единоверческое богослужение. Просьба их была удовлетворена. В ноябре 1903 г. Священник Иоанн Бармин освятил молитвенное помещение.
Деревянная церковь в д.Осипинцы построена по ходатайству прихожан в 1904 г. на деньги известного вятского купца А.Я.Тырышкина с двумя престолами. Первый освящен в 1904 году, второй – в 1908 г. Церковь была приписной к церкви в селе Курья. По указу Св.Синода от 29 апреля 1906 года при вновь построенной церкви открыт самостоятельный единоверческий приход. В его состав входили село Осипинское, деревни Гаинская (поч.Калининский), Коробовская, Комаровская, Карпушинская, Логовская.
Одноклассная церковная школа открыта 19 октября 1904 года. Церковь закрыта постановлением от 14 апреля 1936 года. Здание передано под школу, просуществовавшую здесь до 60-х годов. В настоящее время здания церкви и школы не сохранились.
Покровская церковь села Большой Селег (1875-1940гг.)
Приход села Селег открыт по указу Вятской духовной консистории
от 22 сентября 1873 года. Деревянная церковь с одним престолом построена и освящена 27 января 1875 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1881-1895 гг. в селе построена на средства прихожан каменная церковь с одним престолом и освящена 25 января 1896 года.
В 1874 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1875 году – церковно-приходская школа. Покровская церковь закрыта на основании указа ПВС УАССР от 10 мая 1940 года. Здание передано под школу. Сейчас сохранились лишь остатки церкви.
Молельные дома старообрядцев
Помимо православных храмов и церквей старообрядцев-единоверцев на территории района существовали также молельные дома старообрядцев Древлеправославной церкви. Они были в деревнях Тарасенки, Котляки, Заимки и в наше время – в Красногорском. Вот что о двух первых пишет в своем исследовании Валентина Сергеевна Шудегова: «…В церковь (моленные дома) ходили после выхода закона «О веротерпимости» к тарасенскому или заимскому попам, соответственно и хоронили покойников на Тарасенском или Заимском кладбищах. До 1905 г. старообрядческая моленная была в д. Тарасенской, о чем читаем в Вятских епархиальных ведомостях за 1888 год: «Учитель миссионерской школы Перевощиков произвел собеседование 3 января в дер. Тарасенской, где живет всегда уклоняющийся от собеседования лжепоп Степан Чернышов и имеет на своей одворице самочинно устроенную моленную, приспособленную к полному богослужению».
По воспоминаниям старожилов, в начале ХХ века в Тарасенках батюшкой был отец Иоанн Чернышов. В 1922 году в д. Тарасенки из г. Нолинска приехал священник Иван Вологжанин, по образованию юрист. Иван Поликарпович Вологжанин родился в д. Еловщина Вятской губернии 7 января 1886 года, умер 19 октября 1973 года. В сан священника рукоположен 8 февраля 1922 года. Он активно занимался обучением детей грамоте, учил местное население научным основам ведения земледелия, закупал новые сорта зерновых культур. В начале 30-х годов ХХ века Иван Вологжанин был сослан с семьей на поселение на север. После войны примерно в 1948-1949 годах он приезжал в д. Тарасенки и тайно крестил детей своего прихода, в т.ч. из Погудино. В 1949 году его определяют настоятелем храма в г. Гомеле, а в 29 июня 1956 г. он принимает иночество. Вскоре в Москве Архиепископ Флавиан по соборному определению рукоположил его под именем Иринарх епископом Киевским, Винницким и Одесским.
В деревне Заимки 5 декабря 1919 года при описи старообрядческой моленной, в приход которой входили деревни Заимки, Большой Полом, Малый Полом, Погудино, Рябиновцы упоминается священник Потап Фефилов. Последний священник в д.Заимки отец Фома в 1932 году был осужден и сослан на поселение, назад не вернулся.» (Глазовский городской архив. Ф. 363 оп.1 д.6 Материалы о закрытии церкви в д. Заимки).
В наше время в районном центре открыт молельный дом старообрядцев-беспоповцев Древлеправославной иерархии. Молельный дом старообрядцев есть и в селе Курья. Он принадлежит другому согласию этой же церкви – поповцам.
Использованные источники: «Православные храмы Удмуртии». Ижевск, 2000 г.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote