• Авторизация


"Космонавт" Филиппов 01-05-2011 10:34


Год назад я случайно узнал, что в нашем районе жил замечательный человек, который всю свою взрослую жизнь работал в космическом ведомстве. И сам чуть не попал в отряд космонавтов – увы, не прошел комиссию.
Это Виталий Константинович Филиппов, удмурт по национальности, выпускник Красногорской средней школы в 1957 году и второй в истории школы золотой медалист. О том, что он работает в космическом ведомстве, стало известно во время встречи выпускников школы в 1988 году. Вот Виталий Константинович на снимке во время этого торжественного мероприятия с одноклассниками (они его называли Витей), учителями, а также со своей учительницей…
Тогда факт его работы в космонавтике прошел мимо нашей газеты, а заинтересовались мы биографией нашего замечательного земляка лишь недавно, когда его, к сожалению, уже не было в живых – он умер в возрасте 57 лет в 1997 году. О нем рассказали внук Виталий Константиновича Антон Мойченко и одноклассники и знакомые Филиппова, проживающие в Красногорском.
Отличник из Касаткино
- Дедушка родился 28 ноября 1939 года, - сообщил внук. - Детство его прошло в деревне Касаткино. В семье – четыре брата и сестра. Отец, кажется, был председателем колхоза. В 1947 году поступил в Красногорскую среднюю школу, но затем отца перевели на работу в Кокман, дедушка до восьмого класса учился там. Учеба в школе ему всегда давалась легко. Бабушка (она тоже из Кокмана) рассказывает, был случай в шестом классе, когда его позвал преподаватель и попросил попробовать решить задачу для восьмого класса, которую восьмиклассники долго не могли решить. Дедушка справился с заданием, чем всех порядочно удивил.
…Уже с детства Витя Филиппов увлекался лыжами, что ему помогало ходить на учебу в Красногорское из Касаткино, а затем из Кокмана. По его словам на встрече с выпускниками, даже отсюда он умудрялся почти каждый день добираться до школы в районном центре, за двенадцать километров! «Когда же успевал тогда учиться на золотую медаль?» - сомневаются некоторые его сверстники. Они же говорят, что из-за своих постоянных походов в Кокман Виталий не был заметен на школьных мероприятиях, в общественных делах. Даже на спортивных соревнованиях его в сборную школы не включали, поскольку имелись ребята посильнее. И вообще нельзя сказать, что в своем выпуске Виталия считался самым способным. А раз он достиг таких высот в дальнейшем, значит, отличался целеустремленностью, настойчивостью. Согласитесь, эти качества в юном возрасте сверстникам не заметны.
- Мы с Витей и другим Филипповым, Юрой (окончил сельхозинститут и стал председателем лучшего колхоза в Алнашском районе) учились в одном классе, в который собрали в основном детей удмуртов, - говорит пенсионер, а впрошлом учитель Красногорской средней школы Иван Васильевич Захаров. – В классе преподавали удмуртский язык и литературу, которые мне тяжело давались, я даже двойки получал. Витя с Юрой подшучивали надо мной за такую успеваемость, но помогали освоить этот трудный для меня предмет. А математик он, действительно, был сильный. Когда Виктор приезжал в Красногорское, обязательно находил меня, мы вспоминали школьные годы. Вместе с нами в разговоры включалась и моя супруга Ефросинья Ивановна. Иногда с ним была жена Светлана Васильевна.
- Познакомились они в поселке Кокман, когда Филипповы переехали туда из Касаткино. Бабушка рассказывает, что их дома были в пяти минутах ходьбы друг от друга. Так вот и познакомились, - сообщил внук. – Она была рядом с ним всю жизнь: жила в степях Казахстана, на далекой Камчатке.
Какие планы были у Виталия Филиппова после окончания школы? Стать летчиком! Но, как сообщает внук, решение приемной комиссии военного училища оказалось не в его пользу. Поэтому в июне 1957 года он поступает на приборостроительный факультет Ижевского механического института. Сейчас все знают, что этот факультет был кузницей кадров для военной промышленности, а за скромными названиями «приборостроителей» скрывались такие специальности, обладатели которых в итоге создавали всё то, что у нас летало и стреляло.
Сейчас мы уже не можем узнать, думал ли Виталий Филиппов во время учебы в серьезном вузе заняться космической техникой. Но так совпало, что в год его окончания школы в СССР был запущен первый спутник, а во время учебы в институте полетел в космос Юрий Гагарин.
- Когда я учился в сельхозинституте, как раз полетели первые спутники. Тогда по радио объявляли, во сколько часов и где он пролетает. Студенты вечером выходили из общежития и глядели в небо – где спутник? Все звездочки на месте стоят, а одна летит – да, это спутник, - рассказывает Борис Иванович Боталов, учившийся в параллельном классе с Филипповым. – Наверно, и Виктор так же стоял и смотрел в небо возле другого общежития в Ижевске. Когда Гагарин полетел, к нам в класс зашел преподаватель и сообщил это. Парни крикнули «ура» и продолжили учебу, никаких митингов у нас не было.
Из Кокмана – к звездам
В 1962 году Виталий Филиппов оканчивает механический институт по специальности «Математические и
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Храмы-близнецы 01-05-2011 10:31


Изучая историю Свято-Покровского храма в селе Красногорского (Удмуртия), я поначалу и не подозревал, что у него есть «близнецы» в Вятской губернии. Перелистывая книгу о храмах Удмуртии, невольно думаешь, какие великие у них были архитекторы – ведь здания традиционной крестообразной формы в деталях практически не повторялись. Однако углубившись в эту тему, я увидел – имелись у зодчих того времени и свои «типовые» проекты.
Но сначала давайте посмотрим, кто в XIX веке были архитекторами в Вятской губернии? Оказалось, таковых имелось всего три человека! Настолько редкой и ответственной считалась работа по возведению больших зданий, как из кирпича, так и из древесины. Этим дорогостоящим делом занимались исключительно профессионально подготовленные люди, их имена хранит история. Невольно вспоминается, что башни Московского Кремль возводили итальянские мастера, главным из которых стал Петр Фрязин – имя и фамилия человека придумана русскими, но звали его Пьетро Солари (фряжские гости по тому времени – итальянцы).
А главного вятского архитектора звали Иван Аполлонович Чарушин (1862-1945 гг.). Для многих из нас эта фамилия прекрасно знакома по творчеству его сына Евгения – замечательного детского писателя и художника-анималиста.
Иван Аполлонович родился в городе Орлове Вятской губернии в семье служащего. Закончил Академию художеств Санкт-Петербурга в 1889 году, получив звание архитектора. Три года проработал на Сахалине, в 1894 году вернулся в Вятку, где занимал должность губернского архитектора. И никто другой не трудился так плодотворно для Вятской епархии, не только проектируя все новые храмы, но и выбирая для них место, контролируя качество материалов и ход строительных работ. За 24 года до революции им возведено 67 каменных и 98 деревянных храмов. Вдумайтесь в эти цифры – по восемь храмов в год! Кроме того, в те же годы он построил еще немало других зданий, в первую очередь в городе Вятке. Например, дом миллионера Тихона Булычова (его в своей пьесе под именем Егора Булычова изобразил Максим Горький).
Разумеется, делал он всё это не в одиночку, а с помощью своих коллег, среди которых наиболее известен инженер и архитектор Василий Дружинин (1840-1900 гг.). На чертеже красногорского храма подпись губернского инженера Дружинина находится на первом месте, но исправи проект губернский архитектор Чарушин, тут есть и его автограф. Любопытно, что именно Дружинин с 1884 по 1893 годы был губернским архитектором, затем его в этой должности сменил Чарушин, а Дружинин занял формально более высокую должность инженера, но в 1896 году понижен в должности до городского архитектора. Умер в 1900 году от цирроза печени.
Размах деятельности Чарушина поражает: на его счету 400 различных строений, из них множество храмов. Иван Аполлонович Чарушин говорил, что из 165 храмов самое лучшее его сооружение - это Свято-Михайловский собор в Ижевске. Богатейший храм получился! Изначально проект заказали для Сарапула, но местные купцы не потянули стоимость работ. А ижевцы взялись и выстроили, десять лет отчисляли деньги на строительство. По мнению Николая, архиепископа Ижевского и Удмуртского, храм по своей красоте был на третьем месте в России.
Но вернемся к нашим храмам-близнецам. Если в советское время строили целые улицы одинаковых домов, то кто осудит Чарушина за повторение проектов? Тем более, такое происходило раз в десять лет! Кстати, я считаю, что проект красногорского храма создал именно Дружинин (1890 год), а два других повторения выполнил уже после его смерти Чарушин. Между прочим, судя по количеству храмов, которые построили по проектам этого архитектора, Вятский край в конце 19-го - начале 20-го веков процветал, люди там жили зажиточно, ведь храмы возводились за счет пожертвований местных граждан.
Храмы в то время строили неспешно. В Святогорском-Красногорском начали в 1890 году, закончили в 1900-м, а расписывали еще несколько лет. И в 1900 году по такому же проекту начали строить храм в селе Русское неподалеку от города Вятки, в 1909-м – еще один близнец в селе Трехречье, чуть подальше, в Кирово-Чепецком районе. Оба села находятся на Сибирском тракте и раньше были достаточно зажиточными, иначе бы тут не поставили такие довольно большие храмы.
В Святогорском, например, сначала воздвигли довольно приличный деревянный храм, но со временем местное крестьянство размахнулось на строительство кирпичного. А как иначе, если каменные церкви раньше построили в соседних селах Большой Селег и Кокман? Причем в Селеге – по проекту того же Чарушина.
Сохранился проект Святогорского храма с автографами его создателей. Поражает тщательная проработка чертежей, где нарисован каждый кирпич. Благодаря этому в наше время удалось в деталях восстановить колокольню храма. Местных каменщиков, отстроивших колокольню, затем сразу взяли на аналогичную работу в Ижевск. По чертежам увидели, что строители в конце 19-го века в деталях упростили замысел Дружинина – все-таки работу проводили обычные крестьяне, хотя и «набившие руку» на подобных
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Такими мы были... 17-09-2009 19:38


Вячеслав Леонтьевич
Высокий, худой, с длинной шеей и носом, что делало его чем-то похожим на гуся – таким помнится мне Вячеслав Леонтьевич Корепанов, собкор «Советской Удмуртии». В этой должности он проработал двадцать с лишним лет, пока ее не сократили на заре перестройки с целью экономии средств.
- Толя, какая тебе хорошая работа досталась! – сказал он мне как-то незадолго до его смерти, узнав, что я тоже собкор.
Встретились мы, по-моему, в Глазове возле магазина на Первомайской, где сейчас редакция «Красного знамени». Вячеслав Леонтьевич стоял с ведерком картошки неподалеку от своей облупленной, пятнистой «копейки».
- Вот, к ребятам приехал и решил немного картошки продать, - скромно пояснил свое стояние.
Честно говоря, был он прижимистый, скуповатый человек, типичный крестьянин. Как-то после операции в 72-м пригласил нас с Вадимом раскидать у него снег. «Он вас хоть чаем угостил?» - спросила потом Некрасова.
-Нет.
-Ну и скупердяй!
Некрасова его втайне не любила. Взять хотя бы такой пример: Вячеслав Леонтьевич сумел себе выпросить в райкоме «Жигули», а Некрасовым достался только «Москвич», хотя ее муж тоже был фронтовиком, даже в его личном деле Брежнев когда-то расписался.
Говорят, даже своей жене деньги не доверял, всё держал в собственных руках, в магазин ходил сам. На улице я его видел с неизменным старым кожаным портфелем. Так просто он не ходил – вечно работал, даже в семьдесят лет. Кем? Инспектором пожарной охраны по профилактике. Нудное дело – ходить по квартирам, уговаривать людей соблюдать все правила. Нормальный человек за это не возьмется, а он – хоть бы хны. Хотя получал приличную военную пенсию.
Не знаю уж, какие были его журналистские таланты – писал-то он на удмуртском языке. Частенько его материалы выходили на сатирической странице «Шекыч», за что имел такое же прозвище среди простых людей. Содержание критики часто брал в документах народного контроля и других проверяющих органов. Нередко эти недостатки были чистой воды пережитком советской хозяйственной системы, вынуждающей руководителей низкого ранга идти на нарушения.
Впервые я его увидел и услышал на открытом партийном собрании в нашей редакции, куда и он был приписан. Как только Леонтич взял слово по обсуждению какого-то очередного правительственного документа, опытные люди подмигнули – ну, держись, на полчаса речь затянет. Так и получилось, поскольку собкор был нудноватым, многословным человеком.
Поначалу он меня за равного не признавал, считая молодым и ранним. Но потом мы встречались на все более высоких уровнях моего продвижения. Тут уж меня зауважал, вел длинные разговоры, беседы, которые хотелось прервать из-за лишней затянутости.
Помню его где-нибудь в Кезу или Красногорье. Раннее утро, он приехал на первом автобусе через Глазов или на электричке в Кез. Невыспавшийся, приехавший за очередным дежурным материалом об успехах или неудачах местного района. Приехал, потому что надо было давать «географию», навещать закрепленные районы хотя бы раз в два-три месяца. Во время своего приезда неизменно заглядывал отметиться к высокому начальству, а потом шел ниже. Вспоминаю, как в Кезу благодаря этому устроил на работу одного балезинского председателя колхоза и еще одного выпускника партийной школы. Когда ни у того, ни у другого дела не пошли, в сердцах говорил – а сами виноваты! Я для них все сделал, договорился о должности, что еще нужно?
С высоким начальством он умел договориться. В Балезино Леонтич пробил себе кабинет на втором этаже здания редакции. Сидел там, тюкал на немецкой пишущей машинке. «Что дома не работается?» – спрашиваю его.
- Что ты, не та обстановка! Сюда человека пригласить можно, спокойно поговорить с ним, - резонно доказывал он.
Дом вообще-то у него был невелик. Жил на краю Балезино, возле лесничества. Это я увидел, когда пришел на его похороны. В комнате стоял гроб, рядом за столом сидели и перекусывали после дальней дороги журналисты "Советской Удмуртии» - как им только елось рядом с покойником!
Я быстро вышел на улицу, постоял с народом, освежил свои воспоминания о покойном. Нашелся серьезный человек, который о нем много знал.
- Вот эти лиственницы сам Вячеслав Леонтьевич посадил. Очень любил лес, тут вот в лесничестве и работал какое-то время, - показал мне на ряд высоких уже деревьев неприметный человек, ожидавший выноса тела.
Честно говоря, для меня собкор удмуртской газеты словно всегда в прессе и работал. А он, оказывается, со стороны в газету пришел.
Дальше - больше. Про войну, как уже сказано, любил вспоминать. О том, как Харьков освобождал, как на «катюше» служил.
- Так и было, но его там в плен взяли, - огорошил меня тот неприметный собеседник.
Вот это да! Сколько раз с ним говорил на военную тему, а об этом он ни разу не упомянул, как и его сверстники-коллеги – Анатолий Степанович и Герман Васильевич. Даже завистливая Некрасова этим его не укоряла.
И тут Вячеслав Леонтьевич, нудный скуповатый старичок, открылся передо мной совсем с другой стороны. Оказывается, в его жизни
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Храмы Красногорского района (Удмуртия) 15-09-2009 20:51


Православные храмы Красногорского района
Покровская церковь села Красногорского (1838-1939, 1990 гг..)
Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Каменная церковь построена в 1890-1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Автор проекта – архитектор В.М. Дружинин, по проектам которого построено немало храмов Вятской губернии. В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 90-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.
При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковноприходское попечительство. В 1902 г.- церковноприходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены.
В 1990 г. Покровская церковь передана церковной общине и в ней после ремонта начались богослужения. В храме три престола. Центральный, как и прежде, освящен в честь праздника Покрова Божией Матери, два боковых освящены во славу великих угодников Божиих: Св. Преподобного Сергия Радонежского (всея России чудотворца) и Св. Праведного Иоанна Кронштадского. Церковь за несколько лет была отреставрирована, на ней установлены купола с крестами. Заново выполнена роспись храма. По историческим чертежам восстановлена колокольня. Также по архивным документам выполнена железная изгородь, которая была в проекте храма, однако во время строительства ее не успели сделать (она не видна на сохранившихся снимках храма).
Деревянная Покровская единоверческая церковь закрыта в 1936 г. Здание передано вначале под клуб, затем – под почту. Сейчас не существует.
Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы).
Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году). На каждой службе поминаются иереи Донат, Михаил, Андрей, служившие в советские годы до закрытия церкви. Настоятели храма с 90-х годов ХХ века: первые службы провел о.Пантелеимон, ныне епископ Кировоградский и Новомиргородский (Украина). Затем служили о.Сергий Конкин (ныне иеромонах Серафим), дьякон Николай Анфилатов (ныне о.Никанор, служит в Красноярском крае), о.Сергий Сорокин, о. Владимир Бобров, о.Сергий Минеев, о.Владимир Минеев.
Иерей о.Сергий Минеев
Рукоположен в дьяконы 2 мая 1993 года в Свято-Троицком храме г. Ижевска Митрополитом Ижевским и Удмуртским Высокопреосвященнейшим Николаем. Сан священника принял 21 мая 1993 года в Иоанно-Богословском храме п. Игра. Настоятель Свято-Покровского храма в с. Красногорском с декабря 1993 года.
Пророко - Ильинская церковь села Васильевское (1893-1937, 1947 гг.)
Приход с. Васильевское открыт по указу Священного Синода от 7 мая 1893 г. №1990. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Святогорское и Курья. Деревянная церковь построена на средства прихожан и освящена 26 октября 1893 г. в честь Св. Пророка Илии. При церкви 6 августа 1899 г. открыто церковноприходское попечительство.
Пророко-Ильинская церковь была закрыта с 1937 г. Ее последний священнослужитель Прокопий Данилович Садаков приговорен к восьми годам лагерей в 1938 году и умер в заключении от истощения 5 ноября 1941 года.
Религиозная община Пророко-Ильинской церкви вновь зарегистрирована 6 декабря 1947 г. Здание церкви и культовое имущество передано верующим 17 декабря 1947 г. Настоятели храма: в 50-60-е годы здесь служил о. Серафим, ставший затем архиреем. Около тридцати лет (с 1974 года) настоятелем храма является о.Виталий Жучков.
Александро – Невская церковь села Дебы (1885-1941гг..)
Приход с. Дёбы открыт в 1885 г. по указу Св.Синода от 12 августа 1883г. № 2498. Первая церковь построена временная из бывшей часовни в 1884 году на средства прихожан с одним престолом и освящена 2 декабря
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
История святогорской земли 09-09-2009 19:03


От речки до ручейка
У любого человека, интересующегося историей родного края, всегда возникает вопрос – а когда и кто впервые поселился на этой земле? Относительно святогорской земли мнение ученых из Ижевска едино – эта территория заселялась одной из последних в Удмуртии. Прежде всего потому, то район находится на водоразделе Чепцы и Кильмези, тут нет крупных и даже средних по размерам рек, по которым передвигались древние люди, осваивая новые земли, пригодные для проживания. И зимой реки служили удобным путем передвижения, свободным от лесных зарослей. Даже сейчас в районе 60 процентов площади занято лесом, а еще в 19-м веке в Глазовском уезде лес в отдельных волостях покрывал до 90 процентов земли.
С территории района вытекает почти сорок ручьев и речушек, питающих Чепцу и Кильмезь. Но лишь немногие из них, даже с учетом, что прежде реки были полноводнее, можно считать удобными для передвижения людей из далекого прошлого. Прежде всего можно назвать реку Убыть, на которой стоит село Дебы, один из наиболее старых населенных пунктов района. Возле деревни Удмуртский Караул археологи в 50-е годы обследовали древнее селище удмуртов (сейчас оно распахано и утрачено). Ниже по течению Убыти в Юкаменском и Глазовском районах на ней находятся сразу несколько деревень, отмеченных еще в первых переписях, проведенных в 17-м веке, и записанных как поселения удмуртов.
Убыть протекает и через Красногорье, возле которого тоже имеются участки, похожие на поселения древних людей. К сожалению, профессиональные археологи эти места не осматривали, как не вернулись они и на упомянутое селище возле Удмуртского Караула, считая его, видимо, малоперспективным для больших открытий.
Немало населенных пунктов в Юкаменском и Глазовском районах, также отмеченных в первых переписях, находятся на реке Лекма, на которой у нас стоит село Васильевское. Значит, и она являлась естественной дорогой при освоении человеком этих мест. Можно упомянуть речку Уть, протекающую через Курью и Селег, и саму Кильмезь, начинающуюся в нашем районе. Не случайно в ее окрестностях сразу несколько удмуртских деревень: Тараканово, Малягурт, Кычино, явно заселенных по водным источникам – ведь древние удмурты всегда предпочитали жить возле воды, где можно кормиться рыбой, пасти на прибрежных лугах домашний скот.
И уверенно можно сказать, что жители деревень Большая и Малая Игра, внесенные в перепись 1646 года, поднялись сюда по речке Саля из нынешнего районного центра Игра, стоящего на месте слияния Лозы и Сали и упомянутого еще в переписи 1615 года как Малая Игра. Они были удмуртами из рода «эгра» и на новом месте сохранили это родовое название. Вот перечень жителей этих деревень из книги П.П.Луппова «Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв.» и «Хрестоматии по истории Удмуртии», т.1:
Деревня Малая Игра
Бердыш Белтешев сын Мамышев с братьями с Дениском да с Дерышком. Дениска 8 л., Дерышко 5 л. Быда Баушев сын Пыжин с детьми с Тукайком да с Тучею с Еликсеем. Тукайко женат, Туча 5 лет, Еликсей З л. Лучков. Биндюк Бандреев сын Ужегов с детьми с Тренкой да с Бачкейком да с Камашком; Тренка 10 л., Бичкейко 8 л., Камашко 6 л. Деж Зюин сын Ветышев с сыном с Балкендеем, а у Балкиндейки сын Батерек 1 г. Буякей Ужегов сын Ветышев с детьми с Тепкулатком да с Тенейком да с Сенкою. Степкулатко женат, Стенейка 15, Сенка 10 л. Кыдыш Сысегов сын Ветышева с сыном Сентейком. Сентейко 4 л. Пыкле Берев с сыном Ветышева с детьми с Ивашком да с Януском да со внуком с Такарицком. Ивашко 7 л., Януско 5 л., а Такаричко 15 л. Вотский двор пустой; а жил в нем Баянды Вытелов, а тот двор Баянда пуст покинул, а вышел из того двора в иной двор.
Деревня Большая Игра
Кузяка Мышин сын Ветышева с сыном с Кузянком, Кузянко женат. Занбека Кузин сын Мушина с братьями с Келдылчком. Келдычко 25 л. Еречива Бандов сын Шудекова с детьми с Тутайтом да с Тукайком. Тутайто 18 л, Тукайко 17 л. Сюзиш Деков сын Ветышева с сыном Максимком, Максимко 1 г. Егин Банов сын Шудегов с братом с Нюней да с сыном с Маматком. Маматко 10 л. Пелега Нылин сын Юберев с детьми с Бенбетком да с Базисом. Илбайко 9 л. Вазис 6 л. Талкильдей Бербетков сын Ситчина с сыном Кадышем. Кадыш 1 г. Да с ними же живут отца своего Толкиндеевы Шур Екабоска да Лучка Чупины дети. Екибоска женат, Лучка 15 л. Кусыштяд сын Ветышева с детьми с Герейком да с Зямбулатком. Герейко женат, Зямбулатко 23 лет… (Полностью список можно посмотреть в «Хрестоматии по истории Удмуртии», т.1).
Все эти жители были удмуртами, хотя половина мужских имен имеют тюркское происхождение, что говорит о большом влиянии Казанского ханства на культуру и быт народов Поволжья. Итого почти 90 человек мужского пола, женщин во время переписей не считали. Если учесть, что их всегда бывало больше, чем мужчин, традиционно имевших более рискованные занятия, то в этих деревнях проживало тогда не менее двухсот человек. Значит, по крайней мере Большая Игра существовала не менее двух поколений, минимум лет пятьдесят. Леонид Николаевич Веретенников, родившийся здесь и
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Наш рулевой... 09-09-2009 18:49


Наш рулевой…
Из истории Красногорской районной партийной организации КПСС (Удмуртия)
К истории КПСС можно относиться по-разному. Кто-то видит эту организацию полностью виновной во всех бедах, которые пережила наша страна, другие помнят ее правление как лучшее время в своей жизни и по-прежнему голосуют за коммунистов на выборах. Не будем углубляться в эту тему, а только скажем, что КПСС - это 70-летняя эпоха нашей истории, период с большими плюсами и частенько такими же минусами. В эту эпоху родилось, выросло и прожило свой век основная часть людей старшего поколения. Мы все в той или иной степени прошли через партию Ленина, в той или иной степени почувствовали на себе ее влияние. Что было, то было…
Благодаря нашему заслуженному краеведу Вениамину Егоровичу Чувашову мне недавно удалось познакомиться с документами по истории районной партийной организации ВКП(б)-КПСС. Интересно было почитать о людях, которые первыми поверили в идеалы коммунизма, вели за собой других, встретить в этих списках типичные для района фамилии, а в целом сделать после такого анализа вывод – иных уж нет, а те далече. Сколько же вихрей пронеслось над районом, чтобы его население уменьшилось в три раза!
Кроме того, в партийных отчетах даются интересные факты о жизни в первые годы советской власти, приведены цифры социально-экономического развития района в послереволюционные и довоенные годы (более близкие времена, которые и так в памяти многих людей, я здесь трогать не буду).

…Боевой восемнадцатый год. До самых отдаленных уголков великой России, ослабленной первой мировой войной, докатилась весть, что царя-батюшки уже нет, а государством правят неведомые раньше большевики, перехватившие власть у нерешительных буржуазных интеллигентов, избиравших разные Думы, депутатов учредительных собраний и прочие демократические структуры, освоенные в буржуазных государствах. Далее все шло по схеме, которую наиболее точно сформулировали китайские маоисты: винтовка рождает власть. Малочисленная ранее партия РКП(б), существовавшая на деньги германской разведки, человек с ружьем и красным флагом начали под предлогом голода в городах изымать у крестьян продовольствие, облагать деревню высокими налогами, не предлагая ничего взамен.
Вот что сказал на чрезвычайном уездном съезде Советов 20 марта 1918 года делегат от Васильевская волости Нохрин:
- Совет организован 28 февраля. Выбрано было в исполнительный комитет 4 члена, но два из них с самого начала не явились. Население относится к власти неуверенно, ввиду некоторых обстоятельств. Как, например, на хлеб вводятся то твердые цены, то вольные, то берут облигации, то не берут. Ввиду этого служить очень трудно. Власть взята, но народ выборным не верит. Деревенские комитеты организованы, но работают слабо, в некоторых деревнях их даже совсем нет. Установлено самообложение по 2 рубля с души. 23 деревни уплатили, а остальные пока не платят.
Реакция на красную диктатуру была одна – восстание тех, кому было что терять. Тем более, что новая власть и своих противников сразу начала ставить к стенке. В августе 1918 года в Удмуртии вспыхнуло мощное Ижевско-воткинское восстание, одновременно с которым взялись за оружие жители Святогорской волости, экономически довольно слабой. Подробнее тему восстания в этой статье развивать не будем, поскольку посвятил ему отдельное исследование. Перейдем сразу к теме истории КПСС в нашем районе.
Итак, идет уже 1919-й год. По территории района прокатилась гражданская война, хотя надо признать, что в целом мы, находясь в удалении от Сибирского тракта и железнодорожной магистрали, оказались в стороне от наиболее серьезных боевых действий - они здесь были очень непродолжительны. В партийных документах больше ссылок на Святогорское восстание, чем на ущерб от войны с колчаковцами.
Наступавшие части Красной Армии сразу создают в крупных селах партийные ячейки РКП(б), членами которых становятся различные военные и комиссары новой власти.
Первая партийная ячейка на территории современного Красногорского района создана в Селеге 14 января 1919 года, тогда как Удмуртия была освобождена от белых лишь через полгода. Вот имена первых членов Селеговской партийной ячейки РКП(б): Чумаков Степан Ларионович, 30 лет, делопроизводитель при военкоме; Шутов Ефим Афанасьевич, 27 лет, комиссар военкома; Копысов Михаил Андреевич, 31 год, комиссар продовольствия; Матушкин Иван Федорович, 24 года, председатель Селеговского волисполкома; Бердников Иван Никифорович, 32 года, комиссар социального обеспечения; Брыляков Яков Потапович, 34 лет, военный комиссар; Брыляков Савелий Никитич, 35 лет, председатель земотдела; Шубин Павел Федорович; Чувашов Петр Иванович; Тутышкин Максим Федорович.
На 29 апреля 1919 года число членов Селеговской волостной парторганизации вместе с сочувствующими составляло 13 человек. Из этого числа согласно постановлению губернского партийного комитета было мобилизовано на фронт 50 процентов сочувствующих и коммунистов ячейки. Добровольно ушли в армию Шутов, Копысов,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник Александр_Леснов 27-11-2007 17:26


Журналист, 54 года, живу в провинции.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии