• Авторизация


Без заголовка 07-02-2008 06:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения sunsan Оригинальное сообщение

Венок сонетов Валерия Брюсова

[245x400]


БРЮСОВ Валерий Яковлевич


 (1(13).12.1873 - 9.10.1924)


        Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве в семье купца.
Дед поэта был крепостным крестьянином Костромской губернии; разбогатев на торговле, он откупился от господ. Отец посещал вольнослушателем Петровскую сельскохозяйственную академию, был близок к народникам, увлекался сочинениями Чернышевского и Писарева. В семье царил дух атеизма и уважения к науке. После гимназии Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета и заканчивает его в 1899 г. Рано отдается литературному творчеству. В 1894 - 1895 гг. выпустил три сборника стихов "Русские символисты", печатая в них преимущественно собственные произведения. На рубеже XIX-XX вв. Брюсов - один из главнейших деятелей символизма. Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт; он был историком и литературоведом, беллетристом, переводчиком и драматургом, писал исследования о Пушкине, статьи по теории стиха, читал лекции по истории математики. Вопреки мистическим установкам символистов, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма конкретно и реалистично. Для него характерен твердый, чеканный, словно по меди резанный стих, разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Важнейшие сборники стихотворений Брюсова: "Tertia Vigilia" ("Третья стража", 1900), "Urbi et Orbi" ("Городу и миру", 1903), "Stephanos" ("Венок", 1906), "Зеркало теней" (1912), "Семь цветов радуги" (1916), "Меа" ("Спеши", 1924). После 1917 г. принял Советскую власть и включился в так называемое культурное строительство, вступил в РКП (б), служил в государственных учреждениях. Похоронен на Новодевичьем кладбище


   


Есть у Брюсова замечательный по изысканности венок сонетов "Роковой ряд". Сам по себе венок - это одна из труднейших поэтических форм, и не всякому удается совладать с ее жесткими правилами. Брюсову - мастеру стихотворения - потребовалось всего семь часов, чтобы создать в один день пятнадцать сонетов, составляющих этот венок, то есть, по подсчету самого автора, полчаса на сонет!


Справка:


 ВЕНОК СОНЕТОВ — архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.


   Каждое из стихотворений этого цикла посвящено реальным персонажам - женщинам, которых когда-то любил поэт. Для него священны запечатленные в сонетах образы, "томившие сердце мукой и отрадой", - "любимых, памятных, живых!". Возможно, в этом "роковом ряду" и привязанности ранней молодости - Е. А. Маслова и Н. А. Дарузес, и увлечения более поздних лет - М. П. Ширяева и А. А. Шестаркина, и любовь зрелых лет - Л. Н. Вилькина, Н. Г. Львова и А. Е. Адалис, и, конечно, жена - И. М. Брюсова.



Но автор не раскрыл, кому посвящены стихи, зашифровав имена. Но в одном случае определить адресата не трудно. В рукописи восьмого сонета упомянуто подлинное имя - "Нина".


   Кого имел в виду поэт? Кто была та, про которую он спрашивал "Ты - ангел или дьяволица?" и о которой сказал так, как не говорил, пожалуй, ни об одной своей возлюбленной:


   Ты - слаще смерти, ты желанней яда,
  Околдовала мой свободный дух!


   Современники без труда ответили бы на этот вопрос. Поэт подразумевал Нину Ивановну Петровскую.  (Но здесь я не буду останавливаться на истории этой длившейся 7 лет трагической любви. Об этом более подробно можно почитать пройдя по одной из ссылок в конце поста).


 Для ознакомления с формой венка сонетов ниже приводятся три первых и два последних сонета из лирического венка сонетов Валерия Брюсова "Роковой ряд", напечатанного в сборнике "Скрижаль" (1918г.):


 1.


Четырнадцать имен назвать мне надо...
 Какие выбрать меж святых имен,
Томивших сердце мукой и отрадой?
 Все прошлое встает, как жуткий сон.




 

Я помню юность; синий сумрак сада;
 Сирени льнут, пьяня, со всех сторон...
Я — мальчик, я — поэт, и я — влюблен,
 И ты со мной, как белая Дриада!





 


Ты страсть мою с улыбкой приняла,
Ласкала, в отроке поэта холя,
Дала восторг и, скромная, ушла...




 


Предвестье жизни, мой учитель, Лёля!
 Тебя я назвал первой, меж других
 Имен любимых, памятных, живых.




 


2.
 


Имен любимых, памятных, живых
Так много! Но, змеей меня ужаля,
Осталась ты царицей дней былых,
Коварная и маленькая Таля.





 


Любила ты. Средь шумов городских,
 Придя ко мне под волшебством вуаля,
Так нежно ты стонала: "Милый Валя!",
Когда порыв желаний юных тих.





 


Но ты владела полудетской страстью;
Навек меня сковать мечтала властью
 Зеленых глаз... А воли жаждал я.




 


И я бежал, измены не тая,
Тебе с безжалостностью кинув: "Падай!"
         С какой, отравно ранящей, усладой!






3.
 


С какой, отравно ранящей усладой,
Припал к другим я, лепетным устам!
 Я ждал любви, я требовал с досадой,
Но не хотел любви предаться сам.





 


Мне жизнь казалась блещущей эстрадой;
Лобзанья, слезы, встречи по ночам, —
 Все было повод к огненным стихам;
 Я скорбь венчал сонетом иль балладой.





 


Был вечер; буря; вспышки облаков;
В беседке, там, рыдала ты, — без слов



Поняв, что я лишь роль играю, раня...


 


Но роль была — мой Рок! Прости мне, Маня!
 Сам я судил себя в стихах глухих.
Теперь, в мечтах я повторяю их.
 




.......................
 


14.
 


Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
Я жизнь прошел, казалось, до конца;
 Но не хватило розы для венца,
Чтоб он в столетьях расцветал, нетленен.





 


Тогда, с улыбкой детского лица,
Мелькнула... Но — да будет сокровенен
Звук имени последнего: мгновенен
Восторг признаний и мертвит сердца!





 


Останься ты неназванной, безвестной, —
Но будет жив твой образ бестелесный
Для тех, кто стих мой вспомнят наизусть.

 




Ты — завершенье рокового ряда:
 Тринадцать названо; ты — здесь, и пусть
 Четырнадцать назвать мне было надо.




 


15.
 


Четырнадцать назвать мне было надо
 Имен любимых, памятных, живых!
С какой, отравно ранящей, усладой,
Теперь, в мечтах я повторяю их!





 


Но боль былую память множить рада:
О, счастье мук, бесстрашных, молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
 Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!





 


Как будто призраков туманный строй,
В вечерних далях реет предо мной, —
И каждый образ для меня священен.




 


Вот близкие склоняются ко мне...
 В смятеньи — думы, вся душа — в огне...
          Но ты ль, венок сонетов, неизменен?






Использованы материалы поэтического словаря Квятковского http://zhurnal.lib.ru/b/bukwica20071/bs_120333500_01_kvyatkovskiy_sonet.shtml , а также материалы сайта http://www.allabout.ru/a16678.html




 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | русский_ресурс - Дневник русский_ресурс | Лента друзей русский_ресурс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»