«ДАВНО УЖЕ ИЗВЕСТНО, ДАВНО СКАЗАНО И ДОКАЗАНО, ЧТО РОССИЯ ИМЕЕТ ОСОБУЮ СУДЬБУ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. И эта особенность определяется несколькими основными факторами.
ВО-ПЕРВЫХ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР. Россия находилась и находится до сих пор на границе двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только Западным, ни только Восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияния и той и другой стороны, однако всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы западных и восточных соседей.
Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток — как представительницу культуры Запада. Но это была своя, русская культура, не западная и не восточная.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла Турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В XIX веке Россия встала стеной перед армией Наполеона, а в XX столетии – перед фашистской агрессией.
ВО-ВТОРЫХ, ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племён, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и просуществовавшая у славян до XX века территориальная община (гораздо более долго, по сравнению с Западом) определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию. В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Наиболее простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово «русский» – вовсе не славянского происхождения. Это самоназвание нескольких народов, живших когда-то рядом со славянами. Позднее из этих народов сформировался княжеский род у славян – «род русский». Но «русский род», хотя и был правящим родом среди славян, в конце концов был теми же славянами ассимилирован. И оставив славянам свое имя, «русы» исчезли, растворились в историческом небытии.
В целом, в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И все это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших «переварить», ассимилировать другие этносы.
В-ТРЕТЬИХ, РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР. Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с Х в., сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и свою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку.
Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Но, закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие уже само активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ПРАВОСЛАВИЮ И ВОЗНИК ТОТ РУССКИЙ НАРОД, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОСВОИЛ ОГРОМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИИ.
И ТОГДА ВСТАЕТ ВОПРОС — А ЗАЧЕМ ЯВИЛСЯ В МИР РУССКИЙ НАРОД? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государстве разные народы? Вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется нить, теряется связь времен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то, какое нам дело до свершений и подвигов предков? А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить наши потомки. Мы кое-как прожили, авось и потомки как-нибудь проживут отведенные им пять—семь десятилетий.
А ВОТ ЕСЛИ В ИСТОРИИ НАРОДА ЕСТЬ СМЫСЛ, ЕСЛИ У НАРОДА ЕСТЬ ЦЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — ТОГДА ВСЕ ВСТАЕТ НА СВОИ МЕСТА. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков — это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и о более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжили общее тысячелетнее народное дело.
Для всякого русского человека в отдельности и для русского народа в целом очень важно видеть и эту связь времен, и этот смысл исторического действия. Ведь самый главный вопрос, который задает русская душа, выражается всего лишь одним словом — «зачем? » И если русский человек знает ответ на этот вопрос, то тогда ему любое дело по плечу, ему ничего не страшно, он способен своротить горы.
Это следует обязательно помнить и понимать: русские — исторически очень активный народ. Миф о русской лени, который нам всячески навязывают, не имеет под собой никакого основания. Повторимся, русские — исторически очень активны. Более того, русский народ исторически очень результативный народ! Иначе говоря, русские очень быстро добиваются тех целей, которые ставят перед собой! Но так случается только в том случае, когда русским открыт смысл поступка и ясна, духовно и душевно, сердцем и разумом принята цель исторического движения. ОДНАКО, КАК ТОЛЬКО СМЫСЛ ЭТОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕРЯЕТСЯ, КАК ТОЛЬКО ЦЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЮ РАЗВИТИЯ СКРЫВАЕТСЯ В ДЫМКЕ НЕПОЗНАННОСТИ, ТО И САМ РУССКИЙ НАРОД ОКАЗЫВАЕТСЯ В РАЗЛАДЕ И РАСПАДЕ. Ибо незачем жить... Ибо нет смысла жизни...
Значит, и для отечественной истории, и для нашего настоящего самым глобальным вопросом оказывается вопрос о смысле бытия. И этот смысл нужно искать в глубинных, архитипических свойствах русскою национального сознания, которое не может жить просто так, но только во имя четко сформулированных целей и ясно осознанного, сердцем и разумом принятого смысла бытия...»
Перевезенцев С. В. «Россия. Великая судьба» – М.: Белый город, 2005.
(вступительная статья к книге)