В 1974г. издательство "Советская Россия" выпустило небольшую книжку Д.Гранина "Эта странная жизнь". Речь в книжке шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. На протяжении 56 лет (Любищев умер в 1972 г.) он ЕЖЕДНЕВНО записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько времени — на дополнительную, какие были ещё работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс. Учитывалось только "чистое" время — без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта — 10 минут. Следует ещё раз подчеркнуть: учёт вёлся ежедневно на протяжении 56 лет.
ЧТО ЭТО ДАЛО?
Прежде всего, такой учёт выявляет потери времени, делает ясными их причины. Это позволяет значительно повысить коэффициент полезного использования времени. Вырабатывается способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу, скажем, подготовку статьи. Это позволяет планировать работу на многие годы вперёд. Любищев имел цель и план на всю жизнь (он хотел создать периодическую систему биологических объектов), на пятилетку, на год, на месяц. Учёт времени позволяет сравнить эффективность разных способов выполнения одной и той же работы и ориентироваться в дальнейшем на более эффективные способы. Из года в год потери времени сокращаются, планирование становиться точнее, работа — продуктивнее. Последние 20 лет жизни Любищев работал более продуктивно, чем в молодости.
Наряду с этими прямыми следствиями системы, были и следствия вторичные. Если учёный имеет чёткую цель и приучился ценить каждую минуту, он постепенно отходит от суеты во всех ее проявлениях: суеты в карьере, в разработках, в жизни. Вырабатывается умение оценивать чужие работы — видеть истинный труд, заложенный в них; отсюда независимость в суждениях. Огромное количество сэкономленного времени позволяет получить широкие знания в области философии, истории, литературы, математики и т.д. Система оказывается, таким образом, своеобразным усилителем интеллекта и нравственности.
Жалобы на нехватку времени — главные жалобы ХХ века. Времени не хватает всем — даже бездельникам. Даже тем, кто забивает "козла" или часами подряд смотрит телевизор или пялится в монитор.
Вместе с тем никто серьёзно не учитывает расход времени. О зарплате за прошлый год мы можем сказать с точностью до рубля. Но кто может сказать, сколько часов в прошлом году он потратил на творческую работу, на чтение, сколько часов было потеряно и почему, сколько часов "съел" телевизор, дорога?
Несделанное мы оправдываем нехваткой времени. Между тем, всегда есть большие резервы времени. Любищев умел использовать даже "трамвайное время": у него всегда был запас книг карманного формата для чтения в дороге. Были книги для командировок и поездок (одно время он много разъезжал).
Впрочем, что говорить о потерянном времени, если, как правило, нет представления о том, что такое полезно потраченное время. Как ни печально, обычно нет ни плана на жизнь и пятилетку, ни ближайших планов — на год, на месяц.
Вероятно, самое ценное в системе Любищева в том, что она заставляет осмысливать свою жизнь, наметить систему целей, систему работ.
Система жестока: она заставляет вести правдивый учёт. Приписать лишнее — значит признать свою малую мощность: ушло много времени на небольшую работу — от тупости, что ли? Убивать часы — значит зафиксировать лень или плохую организованность: куда пропало время?...
Система Любищева жестока. Она неизбежно показывает человеку уровень его работы. Достичь 7-8 часов чистого времени творческой работы в день достаточно трудно, не время от времени, а стабильно каждый день. Это мощный удар по самолюбию. Некоторые предпочитают отвернуться от этого жестокого зеркала и по-прежнему считать себя трудягой и ломовой лошадью, если нарабатывают, как все нормальные люди, 3-4 часа чистого времени творческой работы. Но когда видишь эти цифры, то обманывать себя становится трудно, и люди прекращают вести учет времени. Так спокойнее, и всегда можно пожаловаться самому себе и окружающим, что ты очень занятой человек.
Для заинтересовавшихся:
УЧЕТ ВРЕМЕНИ
Дни недели | |||||||
. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Основная творческая работа | . | . | . | . | . | . | . |
2. Вспомогательная творческая работа | . | . | . | . | . | . | . |
3. Чтение НТЛ | . | . | . | . | . | . | . |
4. Чтение художественной литературы | . | . | . | . | . | . | . |
5. Газеты, последние известия | . | . | . | . | . | . | . |
6. | . | . | . | . | . | . | . |
7. | . | . | . | . | . | . | . |
Потери времени | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1. На работе | . | . | . | . | . | . | . |
2. Передвижение | . | . | . | . | . | . | . |
4. Разговоры | . | . | . | . | . | . | . |
5. | . | . | . | . | . | . | . |
6. | . | . | . | . | . | . | . |