• Авторизация


Ответ Константину Алтарнику и всем вопрошающим о собачках и кисках 20-10-2008 21:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


МЕШАЕТ ЛИ СОБАКА БЛАГОДАТИ?
Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священ-ного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями.
К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимо-сти нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.
Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян.10,9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян.15,24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользую-щихся: Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое, предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежа-щее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился.
Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего - самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Hечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное. Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2), пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо: если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, ©3(14), 1997, стр. 81-82).
Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очеви-ден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует.
Поэтому "дискриминация" собак православными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постановле-ние, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки.
Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет, хотя с точки зрения здравого смысла держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церковной дисциплины.
И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчер-паемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
Священник Дмитрий Моисеев
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
ALTAR-NIK 20-10-2008-21:43 удалить
Спаси, Господи, батюшка!Я это читал и у меня нет никаких сомнений по этому поводу.Просто стало интересно, что, кажется, у почти всех верующих людей дома какая-нибудь живность есть.
ALTAR-NIK, И мне кажется это вполне естественно держать дома животное (растения же в горшочках на подоконниках рассаживаем). Тотемического поклонения, как правило, не оказываем этим братьям меньшим - поэтому не вижу какой-то беды.
-ЛизКа 20-10-2008-22:08 удалить
...никогда не сомневалась, что собаки и иже с ними зверушки - не зло.
За статью спасибо!, сохраню ее - сомневающимся показывать ))
ALTAR-NIK 20-10-2008-22:23 удалить
Да уж какая там беда!Это, порой, такая радость.
-ЛизКа 20-10-2008-22:28 удалить
иерей_Алексей,
*оффтоп*
батюшка, я Вам аватар немножко высветлила, мне показалось, что темноват он... :")
 (112x149, 38Kb)
Елена_Павловская, -ЛизКа, ALTAR-NIK, Каклетка, да мне то за что спасибо? Я ведь только поместил сюда статью другого священника.
-ЛизКа, Спаси Господь! А я уж давно собираюсь менять аватар, да руки никак не дойдут.
-ЛизКа 20-10-2008-23:13 удалить
иерей_Алексей, за то, что поместили - за то и спасибо )

* хотите я Вам из фото аватар сделаю? Ну, обрежу там, и еще что :")
-ЛизКа, )))))))))))))))))

ага...сделайте...премного буду благодарен ))))))))))))
-ЛизКа 20-10-2008-23:59 удалить
иерей_Алексей, фото дайте какое-нибудь, пожалуйста.. в качестве исходника :")
anton_lis 21-10-2008-09:59 удалить
Кстати, когда Товия путешествовал с Ангелом, с ними шла и собака.
anton_lis, Да тоже таки известный пример. Ангела собачка никак не пугала. )))))))))))))))))))))))
Pavel_Kitoy 16-04-2009-23:34 удалить
На нашем сайте есть статья на похожую тему- http://voskresloboda.ucoz.ru/load/7-1-0-23


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ответ Константину Алтарнику и всем вопрошающим о собачках и кисках | иерей_Алексей - Дневник иерей_Алексей | Лента друзей иерей_Алексей / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»